Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Экономика: наука и хозяйство«. 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 1    Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

Обществознание Боголюбов Учебник §2

§ 2. Экономика: наука и хозяйство

Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика – стихийно или по своим законам? Выгодна ли потребителю конкуренция производителей?

Экономика – сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные её проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды учёных-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились ещё в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности.

Сравните два разных определения, используемые для характеристики слова «экономика».
Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между хозяйствующими субъектами (предпринимателями, предприятиями, банками) в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, а также о закономерностях развития хозяйственных процессов в условиях ограниченных ресурсов.

Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано около двух с половиной тысяч лет назад. Но только немногим более трёхсот лет назад учёные стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука? Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать самостоятельный производитель. Учёных заинтересовало, как же работает эта «свободная» и «саморегулируемая» экономическая система.

Учёные-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Объектом внимания учёных стали такие универсальные проблемы, как ограниченность ресурсов и экономический выбор. (Вспомните, что вы узнали об этих понятиях из обществоведческого курса основной школы.)

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый конкретный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объёме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономическая наука.

Предмет экономической науки – решения по наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов для более полного удовлетворения человеческих потребностей. Как видим, в предмете определена и цель экономики (удовлетворение потребностей), и средство её достижения (эффективное использование ресурсов).

Предметом любой науки является открытие, изучение законов в интересах обеспечения благоприятных условий жизни человека и общества в целом. Важная содержательная сторона экономической науки – экономические законы, закономерности, лежащие в основе производства, в области обмена, распределения и потребления национального или личного богатства.

Каким образом изучаются экономические явления и процессы? Экономическая наука использует различные методы научного познания: как общенаучные, так и особенные, характерные для исследования экономических отношений. Исследование начинается с выявления и обобщения экономических фактов – это эмпирический метод. К нему можно отнести: наблюдение, описание, сравнение. Логические методы познания – это способы изучения сущности и содержания экономических объектов. К ним относятся такие приёмы познания, как анализ (разделение объекта познания на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое), индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному). В исследовании экономики широко используются экономико-математическое моделирование, графический метод отражения экономических связей (схемы, таблицы, диаграммы, графики), экономический эксперимент.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, называется макроэкономика. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономикаэто часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли – предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки – мировая (международная) экономика. Предметом её исследования являются международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учёными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют более эффективно решать экономические задачи на практике.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ИЗМЕРИТЕЛИ.

Экономика не только теоретическая, но и в значительной степени прикладная, практическая область науки. Она изучает экономические закономерности, показатели и измерители экономических процессов и способы управления ими. Экономика – это наука о рачительном ведении хозяйства. В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Производство       Распределение          Обмен             Потребление

Как вы узнали из § 1, между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

Экономические величины подразделяются на два больших класса – абсолютные и относительные.

Величины, выражающие размеры явлений в единицах мер веса, объёма, протяжённости, площади, стоимости и т. п., называются абсолютными. Они всегда имеют определённую размерность, единицы измерения. Например, добыча угля и нефти измеряется в тоннах или баррелях (единица объёма жидкости – около 159 л), производство газа – в кубических метрах, электроэнергии – в киловатт-часах.

Относительными называют величины, выражающие количественные соотношения между социально-экономическими явлениями, их признаками. Чаще всего относительные величины являются отношениями двух абсолютных величин. Относительная величина показывает, во сколько раз сравниваемая величина больше базисной или какую долю первая составляет от второй, а в некоторых случаях – сколько единиц одной величины приходится на 100, на 1000, на 10 000 и т. д. единиц другой, базисной величины. С помощью относительных величин выражают многие факты общественной жизни: темпы роста и прироста, долю промышленной продукции в общем её объёме и др. Широко распространённой формой выражения относительных величин являются процентные отношения, при которых базисная величина принимается за 100.

Относительной величиной динамики называют отношение уровня (значения) показателя за данное время (год, квартал, месяц и т. п.) к уровню его за предыдущее время. Например, когда экономисты говорят, что в данном году отмечается спад производства и его уровень составил 90 % по отношению к прошлогоднему (сопоставление двух величин), это пример использования относительной величины показателя.

Познакомимся с некоторыми макроэкономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики.

В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется в России с 1988 г.

ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идёт только о конечных продуктах? Чтобы объём созданного продукта был определён правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. До того как попасть к конечному потребителю, большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса. Например, прежде чем книга попадёт к читателю, она должна пройти несколько технологических этапов – от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае – книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае – бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход. Национальный доход – это общий доход, приносимый всеми факторами производства.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе – валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны. Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим показатель, который называется ВВП на душу населения.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года, так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на значение инфляции (уровень темпа прироста цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза, и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тыс. раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое больше, чем ВВП). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки прогнозов. Разрабатываемые отечественными экономистами прогнозы отражают приоритетные направления модернизации: рост инвестиций, создание благоприятной конкурентной и деловой среды, поиск новых источников экономического роста, технологическое обновление и стимулирование высокотехнологичного производства, достижение технологического суверенитета в сфере критически важных технологий, влияющих на национальную безопасность страны, развитие инновационного сектора экономики и импортозамеще-ние, цифровизация экономики.

Словарь
Экономическая теория – систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

  1. Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться безработным. Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворённостью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.
  2. Экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной её граждан. Ваш выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди.

Документ.
Из доклада академика РАН Л. И. Абалкина (1930–2011).

Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нём. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления… Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопросы и задания к документу
1. Чем определяется самобытность российской научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. С чем связано появление экономической науки?
    2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
    3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
    4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
    5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
    6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ на стр.21

  1. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».
Микроэкономика Макроэкономика Мировая экономика
     

Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

  1. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

МЫСЛИ МУДРЫХ
«Экономика – это лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
Н. А. Бердяев (1874–1948), русский философ

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Экономика: наука и хозяйство«. 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 1    Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней