Обществознание Боголюбов Учебник §1 «Роль экономики в жизни общества». 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 27   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

Обществознание Боголюбов Учебник §1

§ 1. Роль экономики в жизни общества

Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

В 10 классе вы познакомились с обществом как сложной динамичной системой, основными сферами его жизни. Экономическая сфера общества является важнейшей из них, она играет решающую роль в его существовании: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Главная цель этой сферы общества – поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

Экономическая жизнь общества многогранна и изучается различными экономическими науками. Мы остановимся на рассмотрении таких её сторон, как соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, основные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура).

ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

  • существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;
  • общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
  • экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
  • в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества? На рубеже XX–XXI вв. в этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде всего следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Активное внедрение новых технологий уже меняет общество. Современные технологии присутствуют во всех сферах и становятся основой бизнеса. Крупные корпорации постепенно трансформируются в 1Т-компании, чтобы эффективно решать проблемы нового времени. Интернет вещей и технологии умного дома позволят в дальнейшем переложить рутинные заботы на искусственный интеллект и роботов. Появилась возможность получать образование в удобном формате и из любой точки мира. Здоровье человека может находиться под круглосуточным дистанционным наблюдением.

На рубеже 1990-х гг. родилось явление, называемое сегодня экономикой знаний или новой экономикой. Её отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. Доступ в Интернет сегодня есть более чем у 5 млрд человек и большинство из них использует его для поиска информации. По существу, лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индивидуальных качеств и способностей основного участника производства – человека.

Россия сегодня ищет свою модель развития. Речь идёт о поиске резервов роста и правильной расстановке приоритетов. Так, учёные связывают контуры будущей модели не только с ростом экономических показателей, но и с показателями, касающимися уровня и качества жизни человека, развития человеческого потенциала, вопросов системы государственного управления, приоритетов в масштабах интересов крупных социальных групп.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ.

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства и товарного хозяйства. (Вспомните, в чём преимущества товарной формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум. Это понятие является относительным и зависит от общего уровня благосостояния в конкретной стране.

Основные условия решения проблемы бедности – поддержание устойчивого экономического роста и эффективная система социальной помощи бедным слоям населения.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Может ли какая-либо из сфер общественной жизни существовать автономно? Учёные-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность в экономической сфере влечёт напряжённость в социальных отношениях, кризис в политической сфере.

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на показатель рождаемости влияют уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлечённости женщин в общественное производство.

Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, например, у мужчин в России были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе). Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, средняя продолжительность жизни мужчин в России за последние двадцать лет увеличилась с 59 до 68 лет.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В экономически развитых странах под влиянием научно-технической революции растёт средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА.

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества его главный политический институт – государство. Одна из общественных функций государства – использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как устойчивое развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму.

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства – разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, общественных организаций для её реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим механизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики могут быть обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, охрана окружающей среды и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Словарь
Специализация производства – сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

  1. Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами современной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.
  2. Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.
  3. Старайтесь не просто анализировать последствия экономических преобразований, которые происходят в нашей стране и в мире в целом, но и искать цивилизованные формы своего участия в экономической жизни.

Документ.
Из работы современных российских учёных-экономистов «Рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают… Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу
1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный? 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство? 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
    2. От чего зависит богатство и процветание страны?
    3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
    4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
    5. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
    6. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

ЗАДАНИЯ на стр.12

  1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
  2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2021 г. она составила 7,9 млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?
  3. В нашей стране действуют многие тысячи общественных объединений. Обратитесь к Интернету, периодической печати и подберите примеры их участия в решении тех или иных экономических проблем общества. Результаты представьте в виде презентации.

МЫСЛИ МУДРЫХ
«Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стал важнейшим условием, определяющим конкурентоспособность современной национальной экономической системы».
Л. Ф. Лебедева (род. 1950), современный российский учёный-экономист

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §1 «Роль экономики в жизни общества». 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 27   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней