Теремов Биология Глава 1 «ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ» Выводы, Вопросы и задания после изучения главы 1 учебника биологии «Биологические системы и процессы» 11 класс (углубленный уровень).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

 

Вопросы и задания к главе 1

  1. Как учёные Античности представляли себе происхождение живых тел природы — организмов? Приведите примеры.
  2. Кто ввёл в систематику понятие «вид»? Дайте первое и современное определения вида. По каким признакам, или критериям, один вид отличают от другого?
  3. В чём заключается принцип бинарной номенклатуры? Используя Интернет, найдите примеры двойных названий растений и животных.
  4. Какие признаки были положены К. Линнеем в основу созданной им классификации растений? В чём её ошибочность? Ответ подтвердите примерами.
  5. Почему линнеевскую систему животных называют искусственной? На чём она была основана (см. рис. 4)? Какое значение имела эта система для науки?
  6. Охарактеризуйте взгляды Линнея на происхождение видов в природе.
  7. В чём заключаются основные идеи трансформизма? Каково их значение?
  8. Кем впервые было высказано предположение о влиянии условий внешней среды на изменяемость организмов? Какое это имело значение для развития идеи эволюции?
  9. Охарактеризуйте движущие силы эволюции, сформулированные Ж. Б. Ламарком. В каком направлении шла эволюция по Ламарку (см. рис. 5)?
  10. В чём проявилась двойственность взглядов Ж. Б. Ламарка на эволюцию?
  11. В чём отличие взглядов К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на понимание категории «вид»?
  12. Сравните взгляды на природу Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера. В чём их различие? Какой вклад внесли эти учёные в становление эволюционной теории?
  13. Сравните взгляды на природу К. Линнея, Ж. Л. Бюффона, Э. Жоффруа Сент-Илера, Ж. Кювье и Ж. Б. Ламарка. Заполните таблицу «Взгляды учёных додарвиновского периода на природу» (Учёные, Направление в науке, Основные идеи, концепции).
  14. Какие открытия в биологии в начале XIX в. существенно поколебали креационистские воззрения на живую природу?
  15. Расскажите об основных этапах научной деятельности Ч. Дарвина.
  16. Какие социально-экономические предпосылки подготовили почву для появления эволюционного учения Ч. Дарвина?
  17. Что послужило основой для создания Ч. Дарвином теории естественного отбора?
  18. Кто автор термина «дарвинизм»? Каков вклад этого учёного в науку?
  19. Как Ч. Дарвин объяснил происхождение различных сортов культурных растений и пород домашних животных? Приведите соответствующие примеры.
  20. Какие формы изменчивости выделил Ч. Дарвин? Сравните их с современной классификацией форм изменчивости организмов.
  21. Почему искусственный отбор Ч. Дарвин назвал движущей силой селекции?
  22. Среди сортов таких культурных растений, как крыжовник, смородина, тыква, огурец, наблюдается большое разнообразие плодов, в то время как разнообразия листьев не встречается. У различных сортов капусты огородной, наоборот, чрезвычайно изменчивы листья. Объясните почему.
  23. Чем объясняется относительное постоянство численности видов организмов в природе? Ответ поясните.
  24. Каковы причины и следствия борьбы за существование? Какое значение для неё имеет интенсивность размножения организмов?
  25. Охарактеризуйте формы борьбы за существование, выделенные Ч. Дарвином (см. рис. 12). В чём их различия и сходство? Какая из форм борьбы за существование является наиболее жёсткой? Ответ поясните.
  26. Что такое естественный отбор? В результате чего он происходит?
  27. Объясните с позиции научных взглядов К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина следующие факты: а) возникновение плавательной перепонки у водоплавающих птиц; б) отсутствие конечностей у змей и безногих ящериц.
  28. Как Ч. Дарвин объяснял образование в природе новых видов?
  29. Назовите основные этапы развития эволюционной теории Ч. Дарвина.
  30. Какое влияние оказала теория Ч. Дарвина на развитие биологии?
  31. Охарактеризуйте период становления классического дарвинизма. Какие учёные выступили в поддержку эволюционной теории Ч. Дарвина?
  32. Назовите причины кризиса классического дарвинизма. Какое влияние на дарвинизм оказало открытие закономерностей наследственности и изменчивости?
  33. В чём заключается сущность мутационной теории эволюции?
  34. На стыке каких биологических наук сформировалась синтетическая теория эволюции? Перечислите её основные положения.

 

Дополнительная информация

Некоторые неразработанные эволюционной теорией Ч. Дарвина вопросы послужили отправной точкой для появления альтернативных эволюционных концепций. Одна из них — номогенез (от греч. nomos — закон и genesis — происхождение, возникновение). Эту концепцию сформулировал в 1922 г. отечественный учёный биолог и географ Лев Семёнович Берг (1876—1950).

Стержнем номогенеза является аристотелевская идея о признании изначальной целесообразности всего живого (телеология). Положение об определяющей роли случайности в эволюции, на котором базируются классический дарвинизм и синтетическая теория эволюции, номогенез решительно отвергает. Согласно взглядам Берга, «эволюция организмов есть результат некоторых закономерных процессов, протекающих в них. Она есть номогенез, развитие по твёрдым законам в отличие от эволюции путём случайностей, предлагаемой Дарвином. Влияние борьбы за существование и естественного отбора в этом процессе имеет совершенно второстепенное значение, и во всяком случае прогресс в организации ни в малейшей степени не зависит от борьбы за существование».

Эволюция по Бергу в основном сводится к развёртыванию предсуществующих зачатков. Она предопределена и совершается крупными скачками — сальтациями (от лат. saltatio — прыжок, скачок) — вследствие действия внутренних сил, а факторы внешней среды играют вспомогательную и даже нежелательную, сдерживающую роль. Идея сальтационной эволюции Берга созвучна теории мутационизма Де Фриза. На их основе развилась концепция пунктуализма, согласно которой процесс эволюции идёт путём редких и быстрых скачков, а 99 % времени своего существования виды пребывают в стабильном состоянии, не изменяясь.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Начиная с древних времён учёными-естественниками высказывались идеи об изменяемости органического мира.

В середине XVIII в. была создана первая система классификации организмов, определено понятие вида и введена бинарная номенклатура. Впервые эволюционные представления были сформулированы в концепции трансформизма. В ней понятие об изменяемости (трансформации) связывалось с приспособленностью организмов к среде обитания. Основной причиной изменяемости считалось прямое воздействие внешних факторов на организмы.

Первая эволюционная концепция была разработана Ж. Б. Ламарком. Суть её заключалась в изначальном стремлении организмов к совершенствованию. Несмотря на ошибочность многих положений, в ней была сделана попытка доказать сам факт эволюции и установить её движущие силы.

Крупные успехи биологии в середине XIX в., а также достижения селекции явились основой для создания Ч. Дарвином эволюционной теории. В ней были впервые установлены движущие силы, причины, следствия и результаты эволюции. Теория естественного отбора объясняла происхождение видов и возникновение приспособлений у организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина оказала большое влияние на последующее развитие биологии.

Успехи цитологии и генетики в XX в. способствовали формированию комплексного подхода к изучению эволюционных процессов и становлению синтетической теории эволюции.

 


Вы смотрели: Теремов Биология Глава 1 «ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ» Выводы, Вопросы и задания после изучения главы 1 учебника биологии «Биологические системы и процессы» 11 класс (углубленный уровень).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней