Физика Мякишев Оптика §§1.1-1.7 (Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Фотометрия. Сила света. Освещённость. Яркость. Фотометры. Примеры решения задач) + Упражнение 1. Цитаты из пособия «Физика. 10 класс (углублённый уровень) Оптика. Квантовая физика / Г. Я. Мякишев, А. З. Синяков. 8-е издание. Дрофа — 2019» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Оптика. Квантовая физика
Учебник §§ 1.1 — 1.7
§ 1.1. Световые лучи.
§ 1.2. Закон прямолинейного распространения света.
§ 1.3. Фотометрия.
§ 1.4. Сила света.
§ 1.5. Освещённость. Яркость.
§ 1.6. Фотометры.
§ 1.7. Примеры решения задач.
Физика Мякишев Оптика §§1.1-1.7
Упражнение 1.
- Человек стоит возле уличного фонаря. Почему тень от ног на земле резко очерчена, а тень от головы более расплывчата?
- Человек проходит в стороне от висящего на некоторой высоте фонаря. Будет ли тень от его головы двигаться с постоянной скоростью, если человек идёт прямолинейно и равномерно?
- Здание, освещённое солнечными лучами, отбрасывает тень длиной L = 36 м. Вертикальный шест высотой h = 2,5 м отбрасывает тень длиной l = 3 м. Найдите высоту Н здания.
- Человек, рост которого h = 1,7 м, идёт со скоростью υ = 1 м/с по направлению к уличному фонарю. В некоторый момент времени длина тени человека была l1 = 1,8 м, а через t = 2 с длина тени стала l2 = 1,3 м. На какой высоте Н висит фонарь?
- Во сколько раз мощность синего излучения (λ = 460 нм) должна быть больше мощности жёлто-зелёного излучения, соответствующего максимальной чувствительности, чтобы зрительное ощущение, даваемое обоими излучениями, было одинаково?
- Круглый зал диаметром d = 30 м освещается лампой, укреплённой в центре потолка. Найдите высоту h зала, если известно, что наименьшая освещённость стены зала в n = 2 раза больше наименьшей освещённости пола.
- На высоте Н1 = 2 м над серединой круглого стола диаметром D = 3 м висит лампа, сила света которой I1 = 100 кд. Её заменили лампой с силой света I2 = 25 кд, изменив расстояние до стола так, что освещённость середины стола осталась прежней. Как изменится освещённость края стола?
- На какой высоте следует поместить лампу над центром круглого стола, чтобы на краях стола получить наибольшую освещённость?
- В верхней точке полого шара помещён точечный источник света (рис. 1.17). Зная, что освещённость в точке А равна Е0, найдите среднюю освещённость внутренней поверхности шара.

- Комната освещается двумя лампами, размещёнными на высоте h = 3 м от пола, на расстоянии l = 4 м друг от друга. Считая лампы точечными источниками с силой света по I = 200 кд каждая, определите освещённость пола под каждой лампой и посредине между лампами (рис. 1.18).

- В вершинах равнобедренного прямоугольного треугольника расположены источники света S1 и S2, сила света которых одинакова и равна I (рис. 1.19). Как следует расположить маленькую пластинку А, чтобы освещённость её была максимальной? Стороны треугольника AS1 = AS2 = а.
- Яркость Солнца L = 109 кд/м2, диаметр d = 1,4 • 106 км. Найдите силу света Солнца и освещённость поверхности, расположенной перпендикулярно солнечным лучам. Расстояние от Земли до Солнца принять равным r = 1,5 • 108 км.
- Две лампы, имеющие силу света I1 = 75 кд и I2 = 48 кд, находятся друг от друга на расстоянии l = 1,8 м. Где надо поместить между ними экран, чтобы освещённость в ближайших к лампам точках экрана была одинаковой с обеих сторон?
- Две лампы, сила света которых соответственно равна I1 = 25 кд и I2 = 8 кд, находятся друг от друга на расстоянии l = 1,8 м. На каком расстоянии от первой лампы (на линии, соединяющей лампы) надо поместить лист бумаги, чтобы освещённость его со стороны первой лампы была вдвое больше, чем со стороны второй лампы?
- Почему сквозь папиросную бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги?
- 1) Каким образом появился термин «луч» в геометрии и физике? Ответ представьте в виде ретроспективного анализа.
- 2) Подготовьте реферат «Первые оптические приборы».
- 3) Подготовьте реферат «Методы измерения световой энергии».
- 4) Поясните смысл фразы: «Различные глаза в природе».
- 5) Поясните смысл фразы: «Глаз как продукт естественного отбора «.
- 6) Подготовьте дискуссию «Коррекция зрения: очки или линзы».
Вы смотрели: Физика Мякишев Оптика §§1.1-1.7 (Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Фотометрия. Сила света. Освещённость. Яркость. Фотометры. Примеры решения задач) + Упражнение 1. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника