11 класс читать учебник: Русский язык Профиль Предисловие — Вспомним изученное. Страницы 3 — 6, 176 — 180. Упражнения 1 — 21 (практика). Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева. – 2022» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Бабайцева Предисловие.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Русский язык (Бабайцева)
Предисловие.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский
Эта книга представляет собой учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций гуманитарного уровня, состоящий из двух тесно связанных между собой частей.
Теоретическая часть учебника включает четыре раздела: «Общие сведения о языке», «Текст», «Русский язык — один из богатейших языков мира» и «Принципы русского правописания».
В первом разделе излагаются общие сведения о языке: сущность языка и его функции; язык, речь и речевая деятельность; русский язык как государственный язык Российской Федерации, как национальный, как средство межнационального общения и др.
Во втором и третьем разделах рассматриваются состав русского языка, текст и типы речи, нормы литературного языка, стилистика, синонимика, культура речи, источники расширения словарного состава современного русского языка и др.
В четвёртом разделе, небольшом по объёму, излагаются принципы русского правописания (орфографии и пунктуации), позволяющие показать теоретические основания орфографических и пунктуационных правил.
Теоретическая часть учебника систематизирует и углубляет знания, приобретённые учащимися в 5–9 классах. Для иллюстрации теоретических положений приводятся образцовые тексты из произведений лучших мастеров художественного слова, из публицистики XIX и XX вв. Теоретические сведения и иллюстративный материал, наглядно показывающий богатство лексики, фразеологии, синонимики и т. д., воспитывают любовь к русскому языку, желание беречь его и умножать.
Практическая часть учебника — сборник заданий. Он содержит разнообразные задания, позволяющие повторить изученное в 5–9 классах, закрепить правила правописания, совершенствовать навыки анализа текста, звукового и морфемного состава слова, частей речи и предложений и т. д.
Большое внимание и в теоретической, и в практической части уделяется развитию речи, умению не только анализировать текст, но и самим составлять его.
В 10–11 классах завершается изучение русского языка. На этом этапе необходима систематизация ранее изученного, повторение его на более сложном речевом материале.
В начале 10 класса теоретические положения учебника позволяют вспомнить основные разделы курса русского языка обращением к видам анализа (разбора) единиц языка. Слова разбор и анализ употребляются как синонимы. Анализ предполагает более полную аргументацию, чем разбор. Планы и образцы видов анализа приведены в конце учебника. Разборы (анализы) дают возможность вспомнить характеристики языковых единиц.
Сообщение новых теоретических сведений в 10–11 классах, их усвоение сопровождаются вопросами по ранее изученным темам и заданиями, предлагающими произвести разные виды анализа и т. д.
В заключение на основе различных заданий даётся системное повторение изученного в предшествующих классах, обобщаются правила орфографии и пунктуации. Задания по орфографии и пунктуации имеют блоковый характер (например, правописание не с разными частями речи, правописание гласных после шипящих и др.).
Хочется обратить внимание на задание «Расскажите всё, что знаете о слове…», предполагающее комплексный анализ слова. Учащиеся должны вспомнить лексическое значение слова, отметить, имеет ли оно синонимы, омонимы и антонимы, каково его происхождение, какова его стилистическая окраска и т. д., а также произвести фонетический, морфемный и морфологический анализ слова, отметить особенности (если они есть) синтаксического функционирования, прокомментировать орфограммы. Выполнение этого задания как устно, так и письменно нацелено на формирование научного стиля речи, умения систематизировать знания, приобретённые при изучении различных разделов науки о языке.
Большое внимание в сборнике уделяется морфемному анализу, который приучает видеть морфемное строение слова, что позволяет разграничивать части речи, быстрее находить «ошибкоопасные места», применять соответствующие правила и эффективно формировать орфографическую зоркость — основное условие грамотного письма.
Значительное количество заданий в сборнике совершенствует умения самостоятельно добывать знания, осознанно воспринимать тексты параграфов, структурировать их, составляя разные виды планов (простые, сложные, цитатные, тезисные, в виде вопросов и т. д.), конспекты, выделять основные положения.
Для практической части учебника характерно исключительное внимание к те кс ту, которое находит выражение в разных видах заданий. Система практических заданий ориентирована на тексты, извлечённые из произведений художественной литературы и публицистики. В учебнике использованы тексты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматовой, Е. А. Евтушенко, С. А. Есенина, а также Д. С. Лихачёва, И. Л. Андроникова, В. М. Пескова и др.
В учебнике используются цифры, традиционно обозначающие виды анализа слов и предложений:
1 — слово для фонетического анализа;
2 — слово для морфемного анализа;
3 — слово для морфологического анализа;
4 — предложение для синтаксического анализа.
В сборнике заданий встречаются условные обозначения…
Для желающих получить дополнительные сведения по теории и практике русского языка рекомендуем следующие книги (любого издания):
Бельдиян В. М., Федяева Е. В. Культура русской речи.
Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация.
Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно.
Горшков А. И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка.
Колесов В. В. Культура речи — культура поведения.
Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. (ред.) Хорошая речь.
Костомаров В. Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей.
Кохтев Н. Н. Сочинения. Работа над содержанием и языком.
Крысин Л. П. 1000 новых иностранных слов.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика.
Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи.
Смелкова З. С. Азбука общения.
Солганик Г. Я. От слова к тексту.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. Отв. ред. Н. Ю. Шведова.
Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века.
Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды.
Энциклопедический словарь юного филолога (составитель М. В. Панов).
Кроме того, в теоретической части учебника содержатся сведения о словарях, которые адресованы самому широкому кругу лиц, интересующихся значением и правильным употреблением слов современного русского языка. Ведь школьные годы пройдут быстро, а внимание к языку и речи должно быть на протяжении всей жизни.
Вспомним изученное (практика)
Вы смотрели: Русский язык 11 класс Углубленный уровень Предисловие. Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева. – 2022» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Предисловие.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника