11 класс читать учебник: Русский язык Профиль параграф 42 Словообразование. Страницы 150-153, 254-255, упр. 214-218 (практика). Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева. – 2022» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Бабайцева §42.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Русский язык (Бабайцева)
§ 42. Словообразование

Основным источником расширения лексики является словообразование. Для русского языка характерна богатейшая словообразовательная система, которая в результате речевой деятельности обеспечивает появление новых слов с помощью различных способов словообразования. Н. Г. Чернышевский писал: «Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием».

Гнёзда родственных слов, образуемых суффиксальным и приставочным (префиксальным) способами, иногда включают несколько сотен слов. Так, гнездо с вершиной круг имеет около 250 слов, в том числе и архаичные слова.

Рассмотреть действие словообразовательной системы на протяжении длительного времени в рамках учебника невозможно. Обратим внимание лишь на некоторые слова, характерные для русского языка начала XXI столетия.

Значительное количество новых слов появляется прежде всего в средствах массовой информации и распространяется через газеты, радио, телевидение и др. Наиболее частотны среди новообразований ключевые слова эпохи, т. е. слова, которые обозначают социально значимые понятия исторического периода.

Первое место по количеству новых слов занимают существительные, второе — прилагательные, третье — глаголы.

Существительные образуются преимущественно с помощью и суффиксов, и приставок.

С помощью суффиксов -чик, -щик, -ник и других образуются названия лиц по их деятельности: аппаратчик, пиарщик, оборонщик, компьютерщик, бюджетник, льготник, омоновец, силовик и др.

Значительной активностью характеризуются образования существительных с суффиксом -изация: компьютеризация, цифровизация, рекламизация, криминализация и др.

Имена существительные образуются также с помощью приставок:
псевдо- (от греч. лживый, мнимый): псевдолиберал, псевдопатриот, псевдокультура и др.;
де-: деполитизация, демилитаризация;
раз-: разгосударствление, расконспирация, расконсервирование и др.

Прилагательные образуются с помощью приставок:
про-: проевропейский, пророссийский, пронатовский и др.;
пост- и после-: постсоветский, посткоммунистический, посттоталитарный, постдипломное (образование), постмодернистский и др.; послепутчевый, послеавгустовский (имеется в виду время путча — август 1991 г.) и др.;
супер- и сверх-: супердорогой (билет), суперэлита, супермодель (депутат); сверхдержава, сверхактивный и др.

Новые прилагательные образуются (реже) и с помощью суффиксов: рейтинговый, брендовый, онлайновый, лоббистский, баннерная (реклама) и др.

Глаголы образуются преимущественно с помощью приставок. Новообразования служат названием действия, являются средством выразительности и придают тексту стилистическую окрашенность.

Наиболее употребительные приставки: распиарить, обналичить (снабдить наличными деньгами), спрогнозировать, прокредитовать и др.

Новые глаголы образуются и с помощью суффиксов от новых существительных: ксерокопировать, позиционировать, крышевать и др.

Через публицистику этот круг лексики входит в разговорную речь и в художественную литературу.

Новые слова образуются, кроме того, с помощью сложения (слов, слогов, начальных букв слов, словосочетаний), переходом слов из одной части речи в другую.

Словообразование обогатило терминологию различных наук, техники, экономики и т. д. Многие научные термины получили широкое распространение в литературной речи.

ПРАКТИКА: упр. 214-218

214. Определите способ образования слов и выражений.

ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения), ВПК (военно-промышленный комплекс), спецназ (войска специального назначения), ближнее зарубежье (соседние с Россией страны СНГ), дальнее зарубежье (другие зарубежные страны), прозрачные границы (границы между странами СНГ), рублёвое пространство, рыночные отношения, горячие точки, коридоры власти, судьбоносные решения; президенту — президентово, мэру — мэрово; любви все партии покорны, понукательное наклонение.

№ 215. Какими способами образованы слова, возникшие во второй половине XX в.?

Кинолекторий, короткометражка, КВН, стыковка, спутник, звездолётчик, видеотелефон, микрорайон, стеклопластик, программист, дружинник, антимиры, ультразвук, цветомузыка, гербициды.

№ 216. Найдите в предложениях окказионализмы (индивидуально-авторские образования). Определите способ их образования. Обозначьте в этих словах морфемы.

  1. Книжную выручку ввиду её грошоватости не бери, а оставляй в кассе. (А. Чехов) 2. В Ялте погода очень хорошая, тёплая; в природе полнейшее благоутробие. (А. Чехов) 3. У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она ни то ни сё, точно хорошие, звучные, но холодные стихи. (А. Чехов) 4. Красный цвет зареет издали. (А. Блок)
  2. Нежный друг с голубым туманом
    Убаюкан качелью снов.
    Сиротливо приникший к ранам
    Легкоперстный запах цветов.
    (А. Блок)
  3. О, я хочу безумно жить:
    Всё сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    (А. Блок)
  4. Когда в июнь
    часов с восьми
    жестокий
    врежется жасмин
    тяжёлой влажью
    веток, —
    тогда
    настало лето.
    (Н. Асеев)
  5. Перья-облака,
    закат расканарейте!
    Опускайся,
    южной ночи гнёт!
    (В. Маяковский)
  6. Вчерашний
    день
    виня во лжи,
    расколоколивали
    птицы и солнце:
    жив,
    жив,
    жив,
    жив!
    В. Маяковский)

№ 217. Выпишите из произведений В. В. Маяковского окказиональные неологизмы (не меньше десяти). Определите способ их образования. Обозначьте морфемы. Как вы оцениваете эти окказионализмы?

№ 218. Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведённых из литературы для детей.

Макаронец, кричальщик, разгадыватель, смехастый, дразнительный, акулить, пространствовать, огурбузы, редисвёкла, усато-бородатый, вокзай, трамвал, Бурзилка, норный.

  • Понятны ли эти слова детям? С какой целью употребляются авторские новообразования?

 


Вы смотрели: Русский язык 11 класс Профиль. Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Бабайцева §42.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней