11 класс читать учебник: Русский язык Профиль параграф 3 Термины язык, речь и слово. Страницы 12 — 16, 183 — 184. Упражнения №№ 31 — 36 (практика). Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева. – 2022» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Бабайцева §3.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Русский язык (Бабайцева)
§ 3. Термины язык, речь и слово
В лингвистике слова язык, речь и слово употребляются как термины.
Термин слово обозначает единицу лексики и служит для наименования предметов, их действий, признаков, количеств и т, д.
Особое внимание учёные уделили разграничению понятий, обозначаемых словами язык и речь.
Язык — совокупность всех его средств, использующихся при общении людей.
Речь — это использование части средств языка для построения предложений (высказываний).
Отметим самое главное различие между ними. Язык — общее, речь — частное.
Язык — система звуков, слов, грамматических закономерностей, определяющих правила изменения слов и их сочетаемости.
В речи мы используем систему средств языка, когда нам нужно сообщить адресату речи какую-либо мысль, выразить чувство и т. д.
Так, в предложениях Букет стоял на столе и Миша пошёл в школу общим является то, что оба предложения — двусоставные, распространённые, с одинаковым порядком слов. Различает эти предложения их речевое значение: они индивидуальны по содержанию, по выражаемой информации. В речи подобные предложения могут иметь другой порядок слов: На столе стоял букет. Стоял букет на столе. Стоял на столе букет. Букет на столе стоял. Изменение порядка слов, характерного для языка, важно для речи, так как позволяет сообщить разную информацию. Если бы в языке не было определённого порядка слов, в речи инверсия членов предложения не имела бы значения.
Строя предложения или текст, мы берём из системы языка нужные средства словаря и грамматики. В основе любого конкретного предложения есть определённые языковые средства.
Чтобы речь была богаче, выразительнее, нужно изучать словарный состав языка, обогащать систему синтаксических конструкций: простые, осложнённые и сложные предложения со всеми их разновидностями. Известно, что речь, построенная только на основе простых предложений, беднее по содержанию, чем речь, в которой употребляются и более сложные единицы системы синтаксиса.
Всё, что есть в языке, встречается в речи, но не всё, что есть в речи, есть в языке.
Например, в языке существует фонетическая система, состоящая из основных звуков (фонем), которые служат смыслоразличителями. Так, слово шишки в языке имеет следующее звучание: [шышк’и]. Отклонение от литературного произнесения этого слова является фактом речи. Вспомним рассказ В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква», в котором дети (Алёнка, Мишка и Дениска) по-разному произносят слово шишки: сыски, хыхки и фыфки, Это произнесение звука [ш] характеризует индивидуальную речь детей.
Язык живёт и развивается в речи. Это значит, что язык выполняет свои основные функции только потому, что он воплощается в речь, в конкретные фразы, в конкретные тексты*
Аксиома «язык живёт в речи» означает, что в каждом речевом факте есть языковые средства. В речи происходит и развитие языка. Приведём пример из области словообразования.
В языке есть система способов образования новых слов. Однако не все слова, составленные по законам русского словотворчества, входят в язык. Многие остаются в речи и могут быть лишь временными индивидуальными словообразованиями. Примером могут быть следующие слова, образованные П. А. Вяземским: очконосец, человекоеды, затылкобритие (бритьё рекрутов), пушисто-снежный, знойно-летний, онаполеониться, бесчуткость, прекрасность, подглядатай, оскотиниться, бумажно-канцелярский и др.
Словарь чутко реагирует на изменения в жизни общества, но не все новые слова сразу входят в словарный состав языка, многие появляются в речи ограниченной группы людей и исчезают, если не окажутся нужными, востребованными.
Речь не только форма существования языка, но и источник его развития. Именно в речи появляются новые слова и их сочетания. Именно через речь они могут войти в систему языка, стать общеупотребительными.
Язык постоянно изменяется. Устойчивее всего фонетическая (звуковая) и грамматическая (морфологическая и синтаксическая) системы языка. Наиболее подвижна лексика, которая живо откликается на изменения в обществе, фиксируя появление новых понятий, причём с новыми понятиями появляются и новые слова.
Всё новое проходит проверку временем. Многие слова, известные нам по произведениям русской литературы, не вошли в язык для обозначения понятии в силу разных причин.
Трудно предугадать и судьбу слов, появившихся в русской речи сравнительно недавно. Сохранятся ли слова огонь и шикардос для выражения положительной опенки? Сейчас они привлекают своей новизной, необычностью. Выдержат ли эти и другие модные слова проверку временем, войдут ли они в систему лексических средств языка?
Различия между значением слов язык и речь проявляются в словосочетаниях. Сравните: слово язык употребляется в словосочетаниях и предложениях: Язык — средство выражения мысли; Язык — важнейшее средство общения людей; русский язык, английский язык, немецкий язык и т. д. (Русский язык — один из богатейших языков мира.)
Слово речь употребляется в следующих словосочетаниях и предложениях: грамотная речь — неграмотная речь; искренняя речь — лицемерная речь; правдивая речь — лживая речь; выразительная речь — бесцветная речь; громкая речь — тихая речь; хорошая речь — плохая речь и т. д.; Русская речь в настоящее время звучит во всех странах мира и т. д.
Терминологически точное употребление слов язык и речь находим у А. С. Пушкина, языковое чутьё не изменило ему и в этих случаях: Не решу, какой словесности отдать <предпочтение>, но есть у нас свой язык... (Из чернового плана статьи «О французской словесности») Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова. («Путешествие из Москвы в Петербург»)
Очень точно поэт употребляет слово речь: В его речи сильно отзывался немецкий выговор. («Капитанская дочка») Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; старца великого тень чую смущённой душой. («На перевод Илиады») Его язвительные речи вливали в душу хладный яд. («Печальны были наши речи…»)
Обобщая сказанное, отметим, что язык и речь – это две стороны одного единства. Язык и речь органично связаны, одно без другого не существует, несмотря на некоторые отмеченные выше различия.
В современной разговорной речи слова язык, речь и слово не всегда употребляются в точном терминологическом значении. Особенно часто взаимозаменяемы слова язык и речь.
Языковая система слов, морфем, частей речи, синтаксических единиц и т. д. служит основой для речевой деятельности, результатом которой является речь.
Понятия язык, речь и речевая деятельность образуют триаду. Речевая деятельность соединяет язык и речь в одно целое.
Речевая деятельность — это процесс построения речи на основе языковой системы. Результатом речевой деятельности являются устная и письменная формы речи со всеми их разновидностями.
Язык служит тем материалом, на основе которого мы строим речь в процессе речевой деятельности. Речевая деятельность — мостик между языком и речью, так как она осуществляет непосредственную связь между ними.
Речевая деятельность — это путь от смысла к построению предложения, текста и других единиц синтаксиса. Не всегда путь от смысла к тексту бывает лёгким. И наоборот: от текста — к смыслу. Этим определяются основные виды речевой деятельности — говорение (и письмо) и аудирование (слушание и чтение). Они обусловливают главные направления обучения речи, результатом которого являются соответствующие умения: умение говорить и писать, умение слушать и читать.
Непринуждённая устная речь обычно льётся свободно, говорящий в разговоре с близкими людьми редко подыскивает слова для выражения мысли. Построение разных жанров письменной речи, как правило, сопровождается поисками слов, иногда мучительными. О трудностях речетворчества писали многие мастера художественного слова.
Рукописи писателей-классиков пестрят заменами одного слова другим, одной фразы — другой. Иногда вычёркиваются целые абзацы. В. В. Маяковский признавался: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Процесс речевой деятельности, результатом которого является речь в виде текста, требует чуткого, внимательного отношения к языковому (речевому) материалу, к выбору самых точных слов, синтаксических единиц, типов и форм речи для выражения мысли.
Русский язык Бабайцева §3
ПРАКТИКА: упражнения №№ 31 — 36
№ 31. Прочитайте § 3 и перескажите его.
№ 32. Что такое термин? Ответьте на вопросы, выполните задание.
1. В каких стилях речи употребляются термины?
2. Какой параграф (2 или 3) легче читать? Почему?
3. Приведите примеры лингвистических терминов. Объясните их значение.
4. Какие источники образования терминов вы знаете?
№ 33. Какие термины, связанные с компьютером и Интернетом, вы знаете? Каким русским словосочетанием заменяется иногда слово Интернет?
Обратитесь к списку интернет-ресурсов в конце учебника. Подготовьте устное сообщение об одном из сайтов о русском языке. Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиций качеств хорошей речи.
№ 34. Как вы понимаете положение: «Язык живёт и развивается в речи»? Дайте письменный ответ на этот вопрос.
Надобно учиться писать просто, точно, чётко, тогда сама собою появится настоящая красота художественной правды.
М. Горький
№ 35. Что означает слово триада? Посмотрите его значение в толковом словаре.
№ 36. Отвечая на следующие вопросы и выполняя задания, обращайтесь к тексту § 3.
- Почему язык, речь и речевая деятельность образуют триаду?
- Чем отличается речь от речевой деятельности?
- Какое место в триаде занимает речевая деятельность?
- На примере покажите путь от мысли к речи. Предметом мысли может быть конкретная птица или конкретное животное (по выбору).
- Произведите фонетический разбор слов язык и речь.
- Из букв, входящих в слово предприниматель, составьте нарицательные существительные (не менее 30). Кто больше?
- В слове предприниматель обозначьте морфемы. Запишите пять однокоренных слов и обозначьте в них морфемы.
- Запишите пять слов с приставкой пред— и пять слов с приставкой при-.
- Запишите десять слов с суффиксом —тель. Какое значение имеет этот суффикс?
Вы смотрели: Русский язык 11 класс Профиль параграф 3 Термины язык, речь и слово. Цитаты из учебного пособия «Русский язык. 10–11 классы. Угл. уровень : учебник / В. В. Бабайцева. – 2022» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Бабайцева §3.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника