Читать учебник обществознания 11 класс Лазебникова Углубленный уровень параграф 4 Образование как социальный институт. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Обществознание Профиль Учебник §4.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Обществознание (угл. ур.)
§ 4. Образование как социальный институт
ЗАДУМАЕМСЯ
Имеют ли смысл сегодня слова А. С. Пушкина «…в просвещении быть с веком наравне»? Нужно ли много учиться, чтобы многое знать?
ВСПОМНИМ
Какие ступени образования существуют в нашей стране? Какое значение образование имеет для личности? Как государство обеспечивает доступность образования для своих граждан? Как связаны между собой наука и образование?
Основные функции образования
Вы уже знакомились с образованием как важнейшей областью духовной культуры. С философских позиций образование — это духовный процесс становления человека путём получения знаний, овладения умениями, ознакомления с ценностями и нормами, развития познавательных способностей, творческого потенциала.
В этом параграфе мы рассмотрим образование как один из базовых социальных институтов. Напомним, что деятельность и общественные отношения обретают характер институтов (институциализируются) с утверждением определённых норм, закреплением за участниками этой деятельности соответствующих социальных статусов, появлением необходимых организаций и учреждений и, главное, с появлением направленности на реализацию функций, определяемых общественными потребностями.
Выделим наиболее важные социальные функции, выполняемые в обществе институтом образования.
Культурная функция образования проявляется в том, что именно оно обеспечивает передачу от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям, и т. п.).
На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, её неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.
Экономическая функция образования выражается в том, что в образовательных учреждениях ведётся подготовка работников для всех отраслей экономики, таким образом, образование существенно влияет на социально-профессиональную структуру общества.
Значима и социальная функция образования. Именно школа вместе с семьёй является, как вы знаете, одним из агентов социализации личности в период её взросления. Образование способствует формированию у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, общественных идеалов. Обучение языку, истории, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения определённой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, молодые люди становятся сознательными гражданами страны. Получение образования выступает социальным лифтом, способствующим развитию социальной мобильности в обществе.
Участники образовательных отношений
Рассмотрим институт образования с позиций состава его участников и круга организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМУ

❓ Почему в состав участников образовательных отношений включены работодатели?
Права и обязанности всех участников образовательного процесса чётко определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Подробно они будут рассмотрены в разделе, посвящённом правовой системе нашего государства. Здесь отметим, что особенностью современной ситуации является активное участие в нём родителей как полноправных участников образовательных отношений. Так, родители могут дать дошкольное, общее образование в семье, выбирать для своего ребёнка до завершения им основной школы форму получения образования.
ОБСУДИМ МНЕНИЕ
Одним из прав родителей как участников образовательного процесса является право знакомиться с документами, которые регулируют образовательный процесс, получать информацию о содержании образования, методах обучения. Существует точка зрения, что это право избыточно, так как подавляющее большинство родителей не имеют педагогических компетенций, поэтому их вмешательство в процесс обучения может иметь отрицательные последствия.
❓ Выскажите своё отношение к такой позиции.
Обратимся к такому компоненту социального института, как организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Некоторые из них вам хорошо знакомы. Кто-то из вас в дошкольные годы посещал детские сады, а также все вы являетесь учениками (обучающимися, говоря языком закона) общеобразовательных школ. После окончания 9 класса значительная часть школьников поступает в колледжи и техникумы — организации в системе среднего профессионального образования. Многие выпускники 11 класса планируют поступать в институты и университеты для получения высшего образования. Иными словами, образование как социальный институт представлено в нашей стране различными видами образовательных организаций. Впечатляют и количественные показатели. Сейчас в нашей стране действует почти 40 тыс. общеобразовательных организаций (школ, гимназий, школ-интернатов и др.), более 3 тыс. организаций в системе среднего профессионального образования, более 700 вузов.
Все эти и другие организации являются звеньями целостной системы образования в нашей стране.
Система образования в Российской Федерации
Отечественная система образования включает ряд компонентов.
АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМУ
Система образования
– Федеральные государственные образовательные стандарты
– Организации, педагогические работники, ученики, родители
– Органы государственной власти и местного самоуправления
– Организации, обеспечивающие образовательную деятельность и оценку качества образования
– Объединения работодателей, общественные объединения
❓ Обратитесь к сайтам Министерства просвещения и Рособрнадзора и определите, какие организации обеспечивают образовательную деятельность в системе общего образования и оценку качества образования. Какие подготовленные ими материалы вы считаете полезными для школьников?
Обратите внимание, что наряду с различными организациями в систему образования нашей страны входят особые документы — Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это важные документы, включающие обязательные требования к образованию определённого уровня или профессии.
АНАЛИЗИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
Среди предметных требований по обществознанию во ФГОС среднего общего образования углублённого уровня указано «умение при анализе социальных явлений соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическом уровнях; проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера, вести дискуссию, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей; владение приёмами ранжирования источников социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений».
❓ Проведите самоанализ собственной подготовки по предмету. В какой мере вы владеете указанными умениями? Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее сложными? Что, по вашему мнению, может помочь в выработке этих умений?
На уроках в 8 классе вы узнали, что образование в нашей стране подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное. В свою очередь, общее и профессиональное образование имеют свои уровни. Двигаясь от уровня к уровню, ребёнок, подросток, молодой человек наращивает свой общекультурный потенциал, свои знания и умения, профессиональные навыки и компетенции, с тем чтобы успешно реализовывать себя в обществе.
АНАЛИЗИРУЕМ ДАННЫЕ ТАБЛИЦЫ
Уровни образования
| Общее образование | Профессиональное образование |
| Дошкольное | Среднее профессиональное |
| Начальное общее | Высшее — бакалавриат |
| Основное общее | Высшее — специалитет, магистратура |
| Среднее общее | Высшее — подготовка кадров высшей квалификации |
❓ Сейчас вы находитесь на уровне среднего общего образования. Каковы ваши дальнейшие планы в сфере образования? А у ваших одноклассников? Проведите небольшой социологическое исследование, попросив их ответить на вопросы: «Собираетесь ли вы после окончания школы продолжать обучение?»; «Какой уровень образования вы хотите получить?»; «Как вы оцениваете свои возможности в решении этой задачи?». По результатам опроса подготовьте небольшую презентацию.
Тенденции развития образования в нашей стране
В развитии образования в современном обществе можно выделить ряд направлений.
Одно из них выражается в создании единого образовательного пространства, что предполагает наличие таких условий, при которых каждый обучающийся независимо от региона проживания имеет возможность получить одинаковое качественное образование. Наличие такого пространства позволяет каждому ученику при переезде, к примеру, в другой город, при переходе в другую школу двигаться по той же образовательной траектории, что и раньше, а не оказываться в ситуации разрыва с тем, что изучалось в прежней школе.
Для создания такого пространства уже сделаны важные шаги: приняты единые образовательные стандарты по уровням обучения, утверждены федеральные образовательные программы, на основе этих документов разработаны школьные учебники, действует единая система государственной итоговой аттестации (Основной государственный экзамен, Единый государственный экзамен).
При этом не следует понимать формируемое единство образовательного пространства как полное единообразие внутри него. В образовательной системе сегодня учитываются потребности и возможности разных групп школьников. Так, углублённое изучение предметов теперь возможно не только в старших классах, но и в основной школе, в 10—11 классах ученики могут выбрать профиль обучения, а также предметы для углублённого изучения. Учитываются возможности и интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, для них создаются специальные учебники и пособия.
РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
❓ Обратитесь к материалам СМИ, Интернет-ресурсам. Подготовьте сообщение о людях с ограниченными возможностями здоровья, которым получение образования помогло занять достойное место в жизни.
Ещё одним важным направлением развития образования в нашей стране стало усиление его воспитательной роли. Школа призвана не только передавать знания, формировать умения, но и воспитывать гражданина, патриота своей страны, знакомить с духовно-нравственными ценностями нашего народа, раскрывать их значение. Уже сегодня жизнь многих школ наполнена интересными и полезными делами, которые помогают развивать важные качества личности, содействовать её гражданскому становлению. С сентября 2022 г. учебная неделя в школах начинается с подъёма российского флага и исполнения государственного гимна, проводятся «Разговоры о важном», где рассматриваются актуальные темы, ведутся беседы о значимых событиях, интересных людях. Создаются детские патриотические объединения. В 2022 г. был принят закон о создании в нашей стране движения детей и молодёжи. Оно получило название «Движение первых». Стать его участниками могут школьники разных возрастов, студенты СПО и вузов.
Продолжается информатизация образования. Информационные технологии становятся элементом образовательного процесса. Знания о них вошли в содержание образования, эти технологии используются как дополнительные источники информации, средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся. Бумажные учебники соседствуют с электронными носителями информации, широко используются компьютерные презентации, на смену традиционным классным журналам приходят электронные. Возможности информатизации в определённой мере позволили организовать дистанционное обучение в период пандемии или в иных чрезвычайных условиях. Нет сомнений в эффективности использования компьютерной техники и цифровых технологий в индивидуализации образования. С помощью таких технологий может быть обеспечено выравнивание образовательных возможностей учащихся, создание условий для дифференциации обучения по темпам, скорости и содержанию. Особенно полезно использование новых технологий в профильном обучении. Информатизация образования позволяет облегчить доступ к коллекциям музеев, фондам библиотек, широко используются виртуальные лабораторные работы с применением специальных обучающих программ. Значительно расширяют новые технологии возможности организации индивидуальной и групповой исследовательской работы. В том числе возможна организация сетевого взаимодействия учеников разных школ через интернет-олимпиады, конференции, круглые столы и пр.
АНАЛИЗИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
Компьютеризация и новые возможности образования
Информационно-коммуникационные технологии в образовании позволяют:
— моделировать научно-исследовательскую деятельность;
— проводить занятия в дистанционном режиме;
— оперативно оказывать консультационную помощь;
— предоставлять широкий доступ к учебно-методической и научной информации.
Дистанционное образование — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удалённых друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов Интернета.
Средствами для организации взаимодействия выступают:
— электронная почта;
— чат;
— форум;
— блог;
— видео- и аудиоконференции.
❓ Какие дополнительные возможности для полноценного образования учеников школ, расположенных в разных регионах страны, в том числе далеко от столицы и крупных городов, даёт компьютеризация образования? Как компьютерные и информационные технологии могут быть использованы в дополнительном образовании? Какие ресурсы помогают готовиться к ЕГЭ?
ОБСУДИМ МНЕНИЕ
По мнению ряда исследователей, Интернет становится средством удержания людей вне процесса деятельности, что в конечном счёте приводит к упадку способностей к мыслительной деятельности. Учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различать, когда думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скачанную накануне информацию.
❓ В чём некоторые учёные видят опасность Интернета для детей? Согласны ли вы с этими выводами? Обоснуйте своё мнение.
Отличительной чертой современного образования становится его непрерывный характер. Народная мудрость «Век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением материала.
ОБСУДИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Поэту и писателю К. М. Симонову принадлежат слова: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным».
❓ Как вы относитесь к этому мнению? Аргументированно изложите собственную позицию.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
- Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в её выборе вам помогут учителя, библиотекари, родители). Читайте жизнеописания учёных, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».
- Самообразование — ваш постоянный спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно составлять личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ
Образование — важный социальный институт. <…> Признаками института образования являются: установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении. <…>
Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. <…>
Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путём индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т. д.
<…> Трансляция и распространение культуры в обществе — первая и самая существенная из них (функций образования. — Прим. ред.). Сущность её заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям, и т. п.). <…> Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, её неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа. <…> Обучение родному языку, истории Отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения разделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение учится понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни.
(Т. Л. Кутасова, К. Королёва.
Образование как социальный институт)
Вопросы и задания: 1. Какие признаки характеризуют образование как социальный институт? 2. Как вы понимаете смысл понятия «формальное образование»? Назовите его элементы. 3. В чём состоит «неформальное образование»? 4. Согласны ли вы с тем, что «трансляция и распространение культуры в обществе» является важнейшей функцией образования? Аргументируйте своё мнение. 5. Назовите другие функции образования как социального института. 6. Как образование помогает личности стать сознательным участником общественной жизни?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (стр. 45)
. 1. Какую роль играет в современном обществе наука? 2. Чем объясняется возрастание ответственности учёного за результаты своей работы? 3. Какой вклад вносят российские учёные в развитие науки? 4. Какие особенности характеризуют образование как социальный институт?
ЗАДАНИЯ
- Как связаны между собой основные функции института образования? Можно ли выделить среди них одну — ведущую? Ответ аргументируйте.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Какие элементы включает это толкование? Как они связаны между собой?
- Специалисты, занятые исследованием качества образования в разных странах, установили, что наша школа сильна в формальных знаниях, но не сильна в практических. То есть наполнение школьной программы находится на высоком уровне, но школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей. Они запоминают пройденный материал, но не всегда могут применить его в дальнейшей жизни, детям сложно даётся сочетание знаний и умений из разных школьных предметов при решении нестандартных задач. Согласны ли вы с такими оценками? Своё мнение подтвердите аргументами.
- Почему важно обеспечение единого образовательного пространства? Возразите сторонникам точки зрения, что этот процесс ведёт к полному единообразию.
- По материалам СМИ подготовьте устное сообщение по теме «Перевод школ с муниципального на региональный уровень: плюсы и минусы». Проконсультируйтесь с руководством вашей школы, отразите его мнение в своём сообщении.
- Выполните проектную работу «Толковый словарь в помощь толковому абитуриенту». Отберите основные термины (специальность, специализация и пр.), аббревиатуры (ВКР, НИРС и пр.), понимание и верное толкование которых необходимо абитуриенту.
Вы смотрели: учебник обществознания 11 класс Лазебникова Углубленный уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Обществознание Профиль Учебник §4.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника