Читать учебник обществознания 11 класс Лазебникова Углубленный уровень параграф 2 Социальное взаимодействие и общественные отношения. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Обществознание Профиль Учебник §2.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Обществознание (угл. ур.)
§ 2. Социальное взаимодействие
и общественные отношения
ЗАДУМАЕМСЯ
Каждое ли социальное действие приводит к социальному взаимодействию? Любую ли общность людей можно назвать группой?
ВСПОМНИМ
Какой смысл обществоведы вкладывают в определение общества как системы социальных связей и отношений? Какие общественные отношения характерны для экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества? Как классифицирует социальные группы социальная психология?
Взаимодействия и отношения
Слово «взаимодействие», вынесенное в название этого параграфа, означает взаимную связь и влияние друг на друга. Вы уже знакомы…
[ фрагмент отсутствует]Социальное взаимодействие
[ Социальное взаимодействие – это процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия.Выделяют четыре основных вида социального взаимодействия: физическое; вербальное, или словесное; невербальное (мимика, жесты); мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Можно выделить три основные формы взаимодействия: кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи; конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.]
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
1) обмен идеями — любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.;
2) обмен волевыми импульсами — действиями для достижения целей;
3) обмен чувствами — любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.
АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМУ

❓ Какие виды социальных взаимодействий представлены на схеме? Проиллюстрируйте указанные виды примерами из вашей личной социальной практики.
В результате такого обмена в процессе социального взаимодействия формируются социальные отношения участников. Социальные отношения являются более устойчивыми, чем привязанные к конкретным ситуациям социальные взаимодействия. Так, можно говорить о приятельских и дружеских отношениях одноклассников, деловых отношениях коллег, административных, семейных, гражданских отношениях субъектов права, международных отношениях стран и т. д. В то же время, являясь результатом прошлых взаимодействий их участников, социальные отношения могут изменяться в зависимости от их взаимодействий в будущем. В истории, например, вы можете найти многочисленные примеры отношений между странами, которые были обусловлены взаимодействиями политических лидеров и изменениями в характере этих взаимодействий. Примеры отношений и их изменений вы можете наблюдать в своём социальном окружении, а также увидеть их, анализируя свой собственный социальный опыт.
Существует определение социальных отношений как исторически сложившихся взаимосвязей и взаимозависимостей людей, связанных с их материальной и духовной деятельностью. Необходимость таких отношений обусловлена в первую очередь базовыми потребностями людей. В самом широком смысле о социальных отношениях можно говорить как о связях всех элементов общества, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Система социальных отношений современного общества сложная и разветвлённая. Мы связаны общественными отношениями со всеми, кто прямо или косвенно содействует удовлетворению наших потребностей.
По своему содержанию социальные отношения соотносятся с различными сферами жизни общества, в них можно увидеть отражение целей и ценностей их участников — социальных субъектов.
Социальные субъекты и их многообразие
Как вы уже поняли, социальный субъект — это участник социальных отношений. Но это достаточно узкое определение, поскольку оно фиксирует внешнюю связь субъекта, но не учитывает ряд его сущностных признаков.
Принято считать, что субъект — это познающий и действующий, активно относящийся к внешнему миру индивид или социальная группа. Это самое общее определение, которое можно встретить в разных словарях и справочниках. Определения социального субъекта более конкретны. Например, в одном из словарей говорится, что социальный субъект — это носитель социального действия, осуществляющий разработку и реализацию целей. В другом словаре социальный субъект определяется с учётом его особенностей в разные периоды жизни общества как носитель исторически развивающихся специфических форм деятельности. Ещё в одном словаре делается акцент на взаимодействии социального субъекта с другими субъектами социума и говорится, что широкие коммуникативные возможности виртуальных технологий превращают социального субъекта в гражданина мира, значительно расширяя горизонты его общения.
Сделаем выводы из этих определений: социальным субъектом может быть как отдельный человек, так и социальная общность, они действуют в соответствии с определёнными целями, включаются в развивающуюся деятельность общества, в современные формы социальных взаимодействий и отношений.
В социологических исследованиях рассматривают субъекты политики — граждан, организации, государство, группы интересов, правящие элиты; субъекты экономики — наёмных работников и работодателей, занятых и незанятых в общественном производстве. В качестве социальных субъектов рассматривают также этнические группы, конфессиональные общности, классы, нации.
Исходя из количества субъектов-участников, П. А. Сорокин различал взаимодействия между двумя одиночными индивидами, между одиночным индивидом и группой, между социальными группами. П. А. Сорокин указал на необходимость учёта однородности или разнородности вступающих во взаимодействие социальных субъектов и предложил фиксировать их принадлежность к одной или разным семьям, одному или разным государствам, одной или разным расам, одной или разным языковым группам, одному полу или разным полам, одному возрасту или разным возрастам. Кроме того, он считал важным устанавливать сходство или его отсутствие по профессии, степени богатства, религии, имущественному положению, объёму прав и обязанностей, научным, художественным, литературным вкусам и т. д.
Языком современной социологии можно сказать, что этот подход отражает принадлежность социального субъекта к выделенным по разным признакам социальным общностям и группам.
Социальные общности и группы
Социальные общности представляют собой объединения людей по определённому общему признаку. Этот признак может иметь характер природный (половой, возрастной) или социальный (профессиональный, религиозный, национальный и др.).
Важным признаком социальной общности является наличие социальной связи между составляющими её людьми. Это может быть связь на основе образа жизни, общих интересов, характера деятельности — такая связь характерна для долговременно существующей общности, например наций, молодёжных движений, ветеранских обществ. Это может быть и случайная связь людей, например в очереди, в транспортном средстве, на сценическом представлении, и она характерна для кратковременных общностей. Это может быть связь и на государственном или международном уровне, которая отражает текущие общественные реалии (экономические, политические и др.).
Социальные общности можно разделить на реальные — существующие в обществе и выполняющие определённые общественные функции (их примерами являются нации, территориальные объединения, политические объединения) и номинальные — объединения людей, в которых социальная связь часто существует только в воображении участников, а поведенческие связи отсутствуют (примером таких общностей являются российские врачи, студенты, молодёжь).
Советский и российский социолог Б. А. Грушин отдельно выделял и пристально изучал массовые общности. Он описывал их как ситуативно возникающие и объединяющие индивидов определённым видом поведения. «Ведущие себя определённым образом относительно одного и того же объекта», — писал об этих общностях Б. А. Грушин. К таким общностям можно отнести, например, телезрителей, которые в данный момент смотрят одну и ту же передачу, или аудиторию определённого СМИ. Массовые общности Б. А. Грушин представлял носителями массового сознания, изучение которого называл главным делом своей жизни.
НАШИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Борис Андреевич Грушин (1929—2007) — философ, социолог, методолог исторических и социологических исследований. Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Основатель первого в истории страны Института общественного мнения. Разработал собственную теорию массового сознания и провёл свыше 700 исследований общественного мнения. Автор ряда книг, по которым учились и учатся российские социологи. Фундаментальный труд «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения» внёс огромный вклад в развитие социологической науки.
❓ Найдите в Интернете данные об изучении учёным общественного мнения. Как вы думаете, какое значение они имели для социологической науки и всего общества?
Найдите в СМИ и Интернете данные об опросе общественного мнения, (щ отражающего позиции представителей различных социальных групп. Проанализируйте, как разделились мнения участников опроса. Сделайте вывод о том, проявились ли в результатах особенности социальной группы. Подготовьте презентацию и представьте результаты в классе.
Изучая в 10 классе социальные группы, вы рассматривали ряд подходов к их классификации. Эти подходы были связаны с особенностями изучения группы социальными психологами, которым важно установить специфику конкретной группы, характер отношений в ней, идентифицировать её лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств), выяснить социальный статус того или иного её члена; представить, из каких микрогрупп она состоит, узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы, «нарисовать» её социально-психологический портрет. У социологов другие подходы к изучению группы. В фокусе их внимания отношения группы со всем обществом, проявления в группе не индивидуальных, а общих социальных свойств, социальных связей, отношений. С позиций социологии социальная группа — это совокупность объединённых значимым признаком людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются её членами, по мнению других.
Группа интересует социологов с точки зрения важных для всего общества проблем, например удовлетворения ею общественных потребностей, реализации социальных интересов, осуществления социального контроля.
Характерно для социологического исследования и то, что социология анализирует социальную группу, её отношения с обществом с точки зрения определённых объективных критериев. В целях конкретных исследований, к примеру, из жителей того или иного субъекта Российской Федерации выделяют группу людей, имеющих определённый признак (критерий), например уровень образования, или какое-то заболевание, или потребность в отдельном жилье. (Вспомните, какие группы мы называли условными, изучая вопросы социальной психологии в 10 классе.)
Так же как и социальная психология, социология делит социальные группы на большие и малые. (Вспомните, каковы признаки больших и малых социальных групп.)
Ещё одна классификация социальных групп, принимаемых социологией, — их деление на первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. К первичным относятся небольшие объединения людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом, отношения которых строятся на основе личных эмоциональных контактов (например, школьный класс). Эти группы, как правило, входят в более крупные общности, называемые вторичными группами. К примеру, первичная группа — школьный класс — входит во вторичную группу учащихся школы. Студенческая группа подобным образом входит во вторичное объединение студентов курса и факультета. Вторичные группы образуются из людей, между которыми нет непосредственных контактов, почти нет личных эмоциональных отношений, они связаны между собой опосредованно. Их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определённых целей. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определённые функции.
Первичную группу отождествляют с малой группой, и о малой группе говорят в этом случае как о части системы более высокого уровня — вторичного объединения. Вторичные группы достаточно часто становятся объектом социологических исследований.
Обычно каждый человек принадлежит одновременно к нескольким социальным общностям и группам.
АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМЫ

РАССМОТРИМ СИТУАЦИИ
- Степан П. живёт во Владимирской области. Он учится в 11 классе и занимается на подготовительных курсах для абитуриентов технического университета.
- Тимур, Сафина, Софья и Амина — учащиеся одной из гимназий города Казани. Они увлекаются математикой и участвуют в личных и командных турнирах на российских и международных соревнованиях.
- Супруги Константиновы и пятеро их детей любят кататься на лыжах. Они стали участниками Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России» — самого масштабного по количеству участников и географическому охвату спортивного мероприятия в мире. В 2023 г. «Лыжня России» проводилась в 72 субъектах Российской Федерации.
❓ Участниками каких социальных групп из представленных на двух схемах выше являются герои описанных ситуаций? По какому признаку объединены их участники в группу? Какие социальные потребности участников удовлетворяют эти группы?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
- В процессе взаимодействия с окружающими вас людьми, включая взаимодействия в семье, школьном классе, кругу приятелей, полезно помнить о происходящем в это время обмене идеями, волевыми импульсами и чувствами, влияющими на ваши дальнейшие отношения.
- Старайтесь наполнять ваши взаимодействия с людьми содержательными идеями и позитивными чувствами — и на уровне межличностного взаимодействия в малых группах, и на других уровнях взаимодействия, включая взаимодействия в виртуальных сообществах.
- Участвуя в деятельности различных групп, имеет смысл рассматривать их в качестве первичных групп и помнить, в какие вторичные группы они входят. Это поможет видеть вклад первичных групп в достижение определённых целей и значимых для общества социальных функций, и на этой основе вносить возможные коррективы в собственную деятельность.
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ
…Индивид, личность — отнюдь не единственный тип социального субъекта, действующий на историческом поприще. Наряду с ним в подобном качестве, как угадывали ещё Геродот и Фукидид и как убедительно свидетельствует новое и новейшее обществоведение, широко представлены разнообразные множества, совокупности, объединения индивидов — так называемые социальные общности. В самом простом своём варианте это многочисленные малые (формальные и неформальные) группы и массы. В варианте более сложном это разнообразные большие группы (социальные слои, классы, нации и т. д.), а также те или иные конгломераты, не имеющие собственно группового характера (например, гигантские аудитории современных средств массовой коммуникации или заключённые в границах отдельных государств те или иные общества). Наконец, в самом сложном случае это глобальная общность, представленная родовым существом homo sapiens и совпадающая с человечеством в целом. <…>
Коль скоро все эти общности, по данным социологии, социальной психологии, этнографии, обладают собственным сознанием и самосознанием, стало быть, они могут строить те или иные «жизненные планы» и либо преуспевать, либо не преуспевать в их осуществлении. Ведь говорим же мы без каких-либо специальных оговорок о свободе (или несвободе) различных (например, национальных) меньшинств в тех или иных обществах, о свободе (или несвободе) народов самостоятельно выбирать пути своего развития, наконец, о свободе (или несвободе) человечества в целом отстаивать своё право на существование в преддверии потенциальной глобальной катастрофы.
(Б. А. Грушин. Возможность и перспективы свободы)
Вопросы и задания: 1. Кого называет Б. А. Грушин социальным субъектом? 2. Как определяет учёный социальную общность? 3. Какую классификацию социальных общностей даёт автор? Какие общности, по его мнению, не имеют «собственно группового характера»? Какой смысл в данном случае автор вкладывает в выражение «групповой характер»? 4. Какие социальные группы в тексте проиллюстрированы примерами? Приведите примеры других названных в тексте социальных групп. 5. Какие признаки социального субъекта находит Б. А. Грушин у представленных им социальных общностей?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (стр. 25)
. 1. Что представляют собой социальные взаимодействия? Каковы их признаки? 2. По каким основаниям можно классифицировать социальные взаимодействия? 3. Чем социальные отношения отличаются от социальных взаимодействий? Какова связь между социальными взаимодействиями и социальными отношениями? 4. Кого социологи называют социальным субъектом? Как устанавливают однородность или разнородность субъектов, находящихся во взаимодействии? 5. Каковы признаки социальных общностей? Какие их виды существуют? 6. Что характерно для социологических исследований социальной группы? 7. По каким основаниям выделяют виды социальных групп?
ЗАДАНИЯ
- Как вы думаете, можно ли всё общество представить как систему функционирования социальных общностей?
- Проиллюстрируйте примерами из курса истории взаимосвязь социальных взаимодействий и социальных отношений.
- Составьте типологию социального взаимодействия и социальных отношений по сферам жизнедеятельности людей. Подумайте, какие в этих типологиях могут быть совпадения и несовпадения.
- Опишите любые ситуации взаимодействий социальных субъектов, фиксируя в них обмен идеями, обмен волевыми импульсами, обмен чувствами.
- Выявите социальные взаимодействия разных видов и форм по сюжету любого известного вам литературного произведения. Обратившись к жизни литературного героя, укажите социальные общности и группы, участником которых он стал.
Вы смотрели: учебник обществознания 11 класс Лазебникова Углубленный уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Обществознание Профиль Учебник §2.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника