Ответы на вопросы по обществознанию из учебника 11 класс Профиль параграф 19 учебника Лазебниковой Углубленный уровень. Код материалов: Обществознание Ответы по §19.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Ответы к §19. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Вопросы в начале параграфа 19

❓ ЗАДУМАЕМСЯ. Вы знаете из курса истории, что фашисты пришли к власти в Германии в результате выборов. Означает ли это, что присущий демократии механизм выборов органов государственной власти является несовершенным?
Ответ: Приход фашистов к власти в Германии через выборы не означает несовершенство демократического механизма выборов. Это демонстрирует, что демократические процедуры могут быть использованы для прихода к власти сил, которые впоследствии уничтожают саму демократию, если отсутствуют сильные институты, защищающие её основы, такие как независимый суд, свободные СМИ и гражданское общество.

❓ ВСПОМНИМ. Какую форму правления имели первые в истории человечества государства? Чем унитарное государство отличается от федеративного?
Ответ: Исторически первой формой правления является монархия, при которой верховная власть бессрочно принадлежит одному лицу и передаётся по наследству. Унитарное государство отличается от федеративного тем, что в унитарном государстве существует единая система власти, конституция и гражданство, а в федеративном — отдельные государственные образования (субъекты федерации) обладают признаками государственности и своими органами власти.

Государство как политический институт

❓ Какой критерий положен в основу последней классификации? Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры реализации правотворческой функции государства.
Ответ: В основу последней классификации функций государства (правотворческие, управленческие, судебные) положен критерий вида государственной деятельности. Правотворческая функция заключается в создании законов и нормативных актов; примером её реализации является принятие парламентом нового уголовного кодекса или закона об образовании.

❓ АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМУ. В разные исторические периоды эти функции в государствах наполнялись различным содержанием. Опираясь на исторические знания, покажите, в чём заключалась основная внешнеполитическая функция советского государства в 20-е гг. XX в.
Ответ: Основной внешнеполитической функцией советского государства в 20-е гг. XX в. было обеспечение международного признания и безопасности молодого государства. Это выражалось в заключении договоров (например, Рапалльский договор 1922 г. с Германией) и деятельности через Коминтерн по поддержке мировой революции.

Понятие «форма государства»

❓ АНАЛИЗИРУЕМ СХЕМУ. Подавляющее большинство государств мира имеют территориальное деление. Используя знания по истории и географии, поясните, чем обусловлено это явление.
Ответ: Территориальное деление государств обусловлено необходимостью эффективного управления. Оно позволяет учитывать местные особенности (географические, экономические, культурные), децентрализовать власть и делать администрирование более гибким и оперативным.

Формы правления

❓ Можно ли считать указанные страны абсолютными монархиями? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Такие страны, как Саудовская Аравия и Катар, можно считать абсолютными монархиями, так как вся власть исходит от монарха, парламенты носят консультативный характер, а конституции дарованы монархом. Однако наличие этих формальных институтов позволяет некоторым исследователям считать их не классическими абсолютными монархиями, а особыми формами.

Типы политических режимов

❓ АНАЛИЗИРУЕМ ФАКТЫ. Самой очевидной формой непосредственного народовластия была афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Такая демократия получила название прямой. Используется ли эта разновидность демократии в современных странах?
Ответ: Прямая демократия, подобная афинской, в её чистом виде в современных странах не используется из-за большого населения. Однако её элементы применяются в форме референдумов, плебисцитов и народных инициатив для принятия важнейших решений на местном или национальном уровне.

 

❓ Вопросы и задания по Работе с источником

1. Какие разновидности авторитарных режимов выделяет автор? Назовите две приведённые классификации. Какие принципы лежат в основе каждой из них?
Ответ: Автор выделяет разновидности авторитарных режимов по социальной опоре (авторитарно-олигархические и авторитарно-демократические) и по степени жёсткости («жёсткие» и «мягкие»). В основе первой классификации лежит принцип того, в чьих интересах действует режим (узкой олигархии или широких масс), а в основе второй — степень репрессивности и контроля.

2. Чем характеризуется авторитарный режим?
Ответ: Авторитарный режим характеризуется монополией на власть одного лица или группы, отсутствием легальной оппозиции, подчинением парламента исполнительной власти и ограниченным вмешательством в неполитические сферы жизни, такие как экономика.

3. Что, на ваш взгляд, автор понимает под термином «псевдомногопартийность»?
Ответ: Под «псевдомногопартийностью» автор понимает формальное существование нескольких партий, которые на деле не являются реальной политической оппозицией, либо запрещены, либо поставлены в условия, не позволяющие им нормально функционировать и бороться за власть.

❓ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные функции государства? Раскройте понятие «формы государства». Назовите основные формы правления.
Ответ: Основные функции государства делятся на внутренние (например, правотворческая, управленческая) и внешние (международная деятельность). Форма государства — это его внутреннее устройство, способ организации и реализации власти, включающий форму правления, территориальное устройство и политический режим. Основные формы правления — монархия и республика.

2. В чём состоят различия между президентской и парламентской республиками?
Ответ: В президентской республике президент, избираемый народом, обладает обширными полномочиями и формирует правительство, ответственное перед ним. В парламентской республике правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, а роль президента или монарха часто носит представительский характер.

3. Чем определяется форма территориального устройства? Существует ли территориальное деление в унитарных государствах?
Ответ: Форма территориального устройства определяется делением государства на составные части и распределением власти между центром и регионами. В унитарных государствах территориальное (административное) деление существует для эффективности управления, но без признаков государственности у этих единиц.

4. Почему неустойчивы конфедерации?
Ответ: Конфедерации неустойчивы, потому что они являются временными объединениями суверенных государств для решения конкретных задач (военных, экономических). После достижения целей такие союзы обычно распадаются или преобразуются в более прочные формы, например, в федерацию.

5. Что означает понятие «политический режим»? Каковы основные типы политических режимов?
Ответ: Политический режим — это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти, характеризующий уровень политической свободы. Основные типы политических режимов — демократические и антидемократические (тоталитаризм и авторитаризм).

6. Чем характеризуется тоталитарный режим? Что присуще авторитарному режиму?
Ответ: Тоталитарный режим характеризуется всеохватным контролем государства над всеми сферами жизни, господством одной массовой партии и идеологии, сращиванием партийного и государственного аппарата. Авторитарному режиму присуща монополия на власть одной группы, отсутствие легальной оппозиции, но при сохранении некоторой самостоятельности экономики и других неполитических сфер.

7. Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Ответ: В условиях демократии подконтрольность власти обеспечивается через принцип разделения властей, регулярные свободные выборы, независимый суд, многопартийность, свободу СМИ и открытость деятельности государственных институтов для граждан.

❓ ЗАДАНИЯ на странице 204.

№ 1. В прошлом в Греции для занятия государственных должностей нередко приглашались материально обеспеченные люди, которые не только не просили денег у государства, но даже его субсидировали: государственная служба считалась особо почётной. В чём вы видите отрицательные стороны подобной организации государственной службы?
Ответ: Отрицательной стороной такой системы является то, что она ограничивает доступ к государственным должностям только для богатых слоёв населения, что противоречит принципу равных возможностей и может приводить к олигархизации власти, а не к выдвижению наиболее компетентных кандидатов.

№ 2. В 1930-е гг. одна газета писала: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и последователями, укрепляемых такими встречами с народом, находится политический центр тяжести нового государства». Приверженцем какого политического режима является автор приведённых строк? Почему вы пришли к такому выводу?
Ответ: Автор строк является приверженцем тоталитарного режима. Это видно из акцента на «связях между вождями и последователями» и отрицания значения голосований, что характерно для культа вождя и идеи вождизма, присущих тоталитаризму.

№ 3. Уже в первый год прихода Гитлера к власти в Германии были осуществлены следующие меры: введён запрет на свободный выезд граждан из страны, день 1 мая объявлен «праздником национального труда», ряд профессоров изгнаны из высших учебных заведений, опубликованы «чёрные» списки «неистинно немецких писателей», издан закон об обеспечении единства партии и государства. Какие черты тоталитарного государства проявились в этих действиях национал-социалистов?
Ответ: В этих действиях проявились черты тоталитаризма: установление полного контроля над обществом (запрет на выезд), насаждение государственной идеологии («праздник национального труда»), подавление инакомыслия (изгнание профессоров, списки писателей) и сращивание партии и государства (закон о единстве партии и государства).

№ 4. Принцип демократии: «Один человек — один голос» означает равенство политических прав. Вместе с тем рыночная капиталистическая экономика ведёт к усилению экономического неравенства. Ряд исследователей считают, что эта внутренняя противоречивость подрывает устои западного общества. Выскажите своё отношение к этому выводу.
Ответ: Экономическое неравенство действительно может подрывать политическое равенство в демократиях, так как богатые имеют больше ресурсов для влияния на власть и СМИ. Однако устойчивость западного общества поддерживается социальными программами, верховенством права и сильными демократическими институтами, которые смягчают это противоречие.

 


Вы смотрели: Ответы на вопросы по обществознанию из учебника 11 класса §19. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА учебника Лазебниковой Углубленный уровень. Код материалов: Обществознание Ответы по §19.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней