Читать учебник обществознания 11 класс Боголюбов параграф 16 «Семья и брак» Базовый уровень. Цитаты из учебника 11 класса 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Обществознание Боголюбов Учебник §16.
Обществознание Боголюбов Учебник §15
§ 16. Семья и брак
Почему люди живут семьями? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?
Вы уже познакомились с понятием социального института. В этом параграфе речь пойдёт о таком социальном институте, как семья. Многие исследователи считают его базовым, так как социальный институт семьи реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.
Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Представление о семье как социальном институте даёт социологическая наука.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, регулирующие семейные отношения. С течением времени под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись многие характеристики семьи. Но сама социальная необходимость семьи сохранялась. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака. Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.
Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.
Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio – производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50 % семей имели троих детей.
Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.
Важнейшее средство воспитания ребёнка – личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.
Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети, сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?
Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция эмоциональной поддержки, духовного общения.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ.
В начале XX в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15 % семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трёх всеми материальными средствами стала распоряжаться жена. Согласно опросу 2022 г., 72% россиян являются сторонниками совместного распоряжения супругами средствами семьи, согласования трат друг с другом.
Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщин, возрос уровень их образованности, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины – женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.
Растущая экономическая и социальная самостоятельность женщин вела к отходу от патриархальной семьи, в которой власть принадлежит главе семейства – отцу, а все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю, к семье, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку и ответственность. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
Исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые более активно участвуют в домашних делах. В то же время и сегодня продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.
Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.
В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. В настоящее время примерно 80 % семей в России состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus – ядро). Уходит в прошлое многопоколенная (расширенная, родственная) семья.
Происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов.
К сожалению, не уменьшается количество разводов, повторных браков, неполных семей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются супружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период непрост, так как молодые супруги нередко воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки – ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.
Разводы, внебрачная рождаемость приводят к росту числа неполных семей. Неполной принято называть семью, которая состоит из одного родителя с несовершеннолетним ребёнком или несколькими детьми. Большую часть неполных семей в России составляют матери с детьми. Достаточно часто встречаются семьи, в которой отсутствуют оба родителя, и дети проживают с дедушками и бабушками.
Важным результатом семейного воспитания является принятие детьми нравственных и ролевых образцов поведения своих родителей. В неполной семье этот процесс затруднён в связи с отсутствием отца или матери.
Неполная семья нередко испытывает значительные материальные трудности. В ней имеется всего один трудовой доход, а иногда его нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице, детские пособия и доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их. Чтобы обеспечить нормальную жизнь детям, одинокий родитель часто берёт на себя значительную трудовую нагрузку, дополнительные заработки, что нередко приводит к ослаблению надзора за детьми. В то же время опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует об их значительном воспитательном потенциале. Дети в таких семьях получают должное родительское внимание и необходимую заботу.
Наше государство оказывает поддержку неполным семьям на федеральном и региональном уровнях. Каждый субъект Российской Федерации предлагает свои варианты такой помощи. В частности, установлены субсидии для матерей-одиночек, в том числе адресные – на оплату и приобретение жилья.
Государство заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью принимаются меры, направленные на поддержку семьи.
В нашей стране конституционно закреплены «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» (ст. 72).
В России предоставляются дополнительные отпуска (в связи с рождением ребёнка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.), установлены денежные пособия (например, по уходу за ребёнком, по беременности и родам), учреждены выплаты материнского (семейного) капитала семье, в которой появляется (рождается или усыновляется) второй или последующий ребёнок, введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более лёгкую работу без уменьшения заработной платы) и др.
Социальная политика в нашей стране направлена на укрепление традиционных семейных ценностей – ценностей супружества, родительства, воспитания детей, родственных связей; любви, доброты и уважения друг к другу; трудолюбия, честности, верности; совместного семейного досуга и здорового образа жизни. Множество семей в России признают эти ценности в качестве собственных ориентиров и стараются следовать им в своей жизни.
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ.
Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом – это отношения между живущими в нём людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом – это особая сфера культуры.
Читая литературу о среде обитания человека, о его ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства. Следовательно, культура топоса означает культуру нашего места жительства.
Рассмотрим несколько бытовых зарисовок: 1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед своей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит его ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру. 2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки. 3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры. 4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Шумят, оставляют после себя мусор.
Что объединяет все эти зарисовки? Всё происходит рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди. И поведение как взрослых, так и молодёжи отнюдь не выражает заботу о своём месте жительства.
В этот же ряд можно поставить свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, громкую музыку, которую слышат соседи, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.
Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберёмся, почему это происходит.
Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще всего мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведёт себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит остановиться, оценить своё поведение, кроме себя самого. (Задумайтесь: как вы ведёте себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования.)
Отвечая на вопрос «Где ты живёшь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт? Может ли место, где мы живём, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зелёным? Что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?
Современные архитекторы, строители решают задачу создания нового типа жилья и новой застройки жилых районов. Многие трудоёмкие хозяйственные функции концентрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с её функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, скверы. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живём.
Словарь
- Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
- Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
- Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт.
Обществознание Боголюбов Учебник §16
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
- Будущее нашего народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. Помните, что благополучная, дружная семья – это не только счастье для её членов, но и необходимое условие процветания общества в целом.
- Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
- Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения своего двора, бережного отношения к новой детской площадке, столам и скамейкам, поставленным у дома… В ваших силах принять участие в делах, где нужны заботливые руки и тёплые сердца.
Документ
Из работы русского педагога, писателя, журналиста А. Н. Острогорского (1840–1917) «Образование и воспитание».
В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.
В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд – и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, – ив семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи – ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие… в них верят в добро и правду… В этих семьях дети – радость…
ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ на них в отдельной статье!
Смотрите ОТВЕТЫ на вопросы
МЫСЛИ МУДРЫХ
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский (1918–1970), советский педагог-гуманист, писатель
Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §16 «Семья и брак» 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.