Литература 11 класс Коровин Методическое пособие Углубленный уровень. Краткое содержание курса учебника Часть 2-я. Цитаты из пособия «Литература : 11-й класс : углублённый уровень : методические рекомендации и поурочные разработки : учебное пособие / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская − Москва : Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Литература Содержание курса Часть 2 (угл.).

Смотрите также:
См. УЧЕБНИК по литературе Углубленный уровень
Поурочные разработки Углубленный уровень 
Читательский дневник (примеры заполнения)
Краткое содержание курса. Часть 1.

Литература (Углубленный уровень)
Краткое содержание курса. Часть 2.

Глава 1.

Русская литература 1920–1930-х годов.

Состояние русской литературы после октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны. Два параллельных потока русской литературы: в России и на чужбине (Франция, Германия, Чехия, Китай, США). Русская поэзия советского периода в метрополии (19201930-е годы). Смена поэтических поколений. Новые имена. Пролетарская поэзия. Левые поэтические группы. «Левый фронт». Конструктивисты. ОБЭРИУ. Поэзия иных направлений и школ. Комсомольская поэзия и комсомольские поэты.

Теория литературы. Футуризм (развитие и углубление представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Николай Алексеевич Заболоцкий.

Творческий путь. Драматическая судьба поэта. Сближение с обэриутами в начале творческого пути. Необычность поэтики «Столбцов», первой книги поэта в связи с резким неприятием НЭП (Новой экономической политики), торгашеских отношений и грубого утилитаризма. Философская поэзия. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Эволюция индивидуального стиля поэта от сложности «высокого косноязычия» к ясности и прозрачности стиха. Мысль – образ – музыка в поэзии Заболоцкого. Последние годы жизни и творчества. Поэт-художник. Красота человеческой души. Стихотворения: «Новый быт», «Народный дом», «Рыбная лавка», «Самовар», «Прогулка», «Меркнут знаки Зодиака», «Вопросы к морю», «Весна в лесу», «Ночной сад», «Метаморфозы», «Слепой», «Гроза», «Уступи мне, скворец, уголок», «Ещё заря не встала над селом», «В этой роще берёзовой», «Я трогал листы эвкалипта», «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание», «Журавли», «Читая стихи», «Лебедь в зоопарке», «Старая сказка», «Портрет», «Я воспитан природой суровой…», «Дождь», «Ночное гулянье», «Бегство в Египет», «Некрасивая девочка», «Можжевеловый куст», «Вечер на Оке», «Старая актриса», «Гроза идёт», «У гробницы Данте», «Не позволяй душе лениться», «Где-то в поле, возле Магадана», «О красоте человеческих лиц», «Венеция», «Генеральская дача». Поэма: «Торжество земледелия». (5 стихотворений для изучения, 15 для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Эволюция стиля поэта.

Русская проза 1920–1930-х гг. в метрополии.

Литературные объединения. Писатели, разделявшие принципы соцреализма. Ассоциация пролетарских писателей.

А. А. Фадеев. Творческий путь (обзор). Произведения, рекомендуемые для знакомства и чтения: «Разгром», «Молодая гвардия». Писатели вне направлений. «Серапионовы братья». Старшее и новое поколение прозаиков.

М. М. Пришвин. Творческий путь (обзор). Произведения: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «У стен града Невидимого», «Мирская чаша», «Кащеева цепь», «Кладовая солнца», «Осударева дорога», «Корабельная чаща» (12 произведения для знакомства и чтения (по выбору учителя и учащихся).

В. В. Иванов. Творческий путь (обзор). Произведения: «Бронепоезд 14-69», «Возвращение Будды», «Похождения факира», «Сизиф, сын Эола», «Агасфер» и др. (12 произведения для знакомства и чтения по желанию учащихся).

М. М. Зощенко. Творческий портрет. Произведения: «Актёр», «Аполлон и Тамара», «Аристократка», «Жертва революции», «Гримасы нэпа», «История болезни», «О чём пел соловей», «Прискорбный случай», «Рассказы Назара Ильича Синебрюхова», «Рыбья самка», «Случай в провинции», «Страшная ночь», «Тормоз Вестингауза», «Приключения обезьяны», «Перед восходом солнца» и др. (12 рассказа для изучения, 45 рассказов для знакомства и чтения по выбору учителя или учащихся).

Л. М. Леонов. Литературный портрет. Произведения: романы «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на океан», «Русский лес», повести («Evgenia Ivanovna», «Взятие Великошумска», пьесы «Нашествие», «Золотая карета» (1 роман, 1 пьеса для знакомства и чтения по выбору учителя и по желанию учащихся).

Борис Пильняк. Творческий портрет (обзор). Произведения: «Голый год», «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево», «Соляной амбар», рассказы (12 произведения для знакомства и чтения по рекомендации учителя и по желанию учащихся).

В. П. Катаев. Творческий путь (обзор). Произведения: «Растратчики», «Квадратура круга», «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Волны Чёрного моря», «Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец» и др. (12 произведения для чтения и знакомства по рекомендации учителя и по желанию учащихся).

Ю. К. Олеша. Творчество (обзор). Произведения: «Три толстяка», «Зависть», «Ни дня без строчки», рассказы, например, «Вишневая косточка» и др. (12 произведения для чтения и знакомства по рекомендации учителя и желанию учащихся).

И. Э. Бабель. Творческий портрет. Произведения: «Одесские рассказы», «Конармия» (12 рассказа для изучения, 24 рассказа для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся).

Б. А. Лавренёв. Творческий путь. Произведения: «Сорок первый», «Разлом» и др. (12 произведения для чтения и знакомства по рекомендации учителя и желанию учащихся).

К. А. Федин. Творческий путь (обзор). Произведения: «Города и годы», «Братья», «Санаторий „Арктур“», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр» и др. (1 произведение для чтения и знакомства по рекомендации учителя и по желанию учащихся).

И. Г. Эренбург. Творческий путь (обзор). Произведения для чтения и знакомства: «Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников», «Люди. Годы. Жизнь» и др. (12 произведения для чтения и знакомства по рекомендации учителя и желанию учащихся).

К. Г. Паустовский. Творчество (обзор). Произведения: «Карабугаз», «Колхида», «Мещёрская сторона», «Золотая роза» и др. (1 произведение для знакомства и чтения по желанию учащихся).

А. С. Новиков-Прибой (Новиков). Творчество (обзор). Произведения: «Цусима», «Капитан 1-го ранга» (для знакомства и чтения по желанию учащихся).

А. С. Грин. Творческий путь (обзор). Произведения: «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога никуда», рассказы, например, «Фанданго» и др. (12 произведения для чтения и знакомства по рекомендации учителя и по выбору учащихся).

В. Я. Шишков. Творческий путь (обзор). Произведения: «Угрюм-река», «Емельян Пугачёв», повести и рассказы (1 произведение для чтения и знакомства по желанию учащихся).

Ю. Н. Тынянов. Творческий путь (обзор). Произведения: «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетний Витушишников», литературоведческие труды (13 произведения для чтения и знакомства по совету учителя и по желанию учащихся). Дискуссии о творческом методе и художественном многообразии литературы советского периода. Понятие «социалистический реализм»: история возникновения и развития.

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя. История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. «Дни Турбиных» – пьеса о судьбах людей в революции. Трудная сценическая жизнь пьесы. Новаторство Булгакова-драматурга («Бег», «Кабала святош»). Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью. «Мастер и Маргарита» – апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Произведения: рассказы «Роковые яйца», «Дьяволиада», повести «Записки на манжетах», «Собачье сердце», «Жизнь господина де Мольера», романы («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»), пьесы («Зойкина квартира», «Дни Турбиных» (по мотивам романа «Белая гвардия»), «Бег», «Кабала святош», «Последние дни»). (8 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской литературе XX века. Традиции и новаторство в литературе (закрепление понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Творчество писателя. На пути к «Тихому Дону». «Донские рассказы». Судьба народа в годы великого перелома: роман «Поднятая целина». Творчество военной поры. Триумф и трагедия: последние десятилетия. «Тихий Дон». История создания и жанровое своеобразие. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Казачий мир в канун исторических потрясений. Система образов романа. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Трагедия Григория Мелехова. Логика гражданской усобицы. Уроки жизненной судьбы Григория Мелехова. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. «Судьба человека». Язык прозы Шолохова. Произведения, рекомендуемые для чтения, комментирования и изучения (по выбору учителя и учащихся): «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за родину», «Судьба человека» (2 рассказа, роман-эпопея «Тихий Дон», отрывки из романа «Поднятая целина» – для изучения, чтения и комментирования).

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Андрей Платонович Платонов.

Творческий путь. Фантастические произведения 1920-х годов. Творчество 1927 – начала 1930-х годов. Новый этап в творчестве писателя. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры

(М. Е. Салтыков-Щедрин). Художественная система А. Платонова в середине 1930-х гг. Рассказы А. Платонова второй половины 1930-х гг. Творчество военных лет. Годы забвения и возвращение к читателю. Произведения: «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Чевенгур», «Сокровенный человек», «Котлован», «Фро», «Впрок», «Ювенильное море», «Счастливая Москва» и др. (2 произведения для изучения, 2 для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (закрепление и углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Глава 2.

Русская литература 1920–1930-х гг.
за пределами России.

Поэзия (В. Ходасевич, Г. Иванов, М. Цветаева)

Творчество М. Цветаевой, Вяч. Иванова, З. Гиппиус, В. Ходасевича и др. Расцвет творчества Г. Иванова, А. Несмелова, Г. Адамовича. Другие поэты русской эмиграции «первой волны»: М. Цетлин, Д. Кленовский, В. Корвин-Пиотровский, Ю. Терапиано, А. Присманова, Н. Оцуп, А. Ачаир, А. Ладинский, А. Гингер, Б. Божнев, Ю. Иваск. (Обзор с чтением и комментированием стихотворений по выбору учителя). Новое поколение поэтов русской эмиграции «первой волны»: Д. Кнут, В. Мамченко, Е. Таубер, Г. Раевский, Б. Поплавский, И. Кнорринг, А. Штейгер, А. Головина, Л. Червинская, В. Перелешин, В. Марков, Ю. Одраченко, Н. Туроверов и др. (Обзор с чтением и комментированием стихотворений по выбору учителя).

В. Ф. Ходасевич

(краткий очерк творчества). Стихотворения: «В моей стране» (3. «Вокруг меня кольцо сжимается…», «Века, прошедшие над миром…», «Жеманницы былых годов…», «К Музе», «Путём зерна», «Брента», «Леди долго руки мыла…», «Не матерью, но тульскою крестьянкой…», «Когда б я долго жил на свете…», «Пробочка», «Перешагни, перескочи…», «Элегия» («Деревья Кронверкского сада…»), «Старым снам затерян сонник…», «Покрова Майи потаённой…», «Баллада» («Сижу, освещаемый сверху…»), «Петербург», «Жив Бог! Умён, а не заумен…», «Интриги бирж, потуги наций…», «Памятник» («Во мне конец, во мне начало»), «Нет, не шотландской королевой…», «Не ямбом ли четырёхстопным…» (чтение и комментарий 10 стихотворений по выбору учителя и по желанию учащихся). Г. В. Адамович – поэт и критик, собиратель поэтических талантов молодой эмиграции. Антология «Якорь». «Парижская нота». Произведения, рекомендуемые для знакомства и чтения (по выбору учителя и учащихся): «Анне Ахматовой», «Когда Россия, улыбаясь…», «О том, что смерти нет, и что разлуки нет…», «Со всею искренностью говорю…», «Нам суждено бездомничать и лгать…», «Так тихо поезд подошёл…», «Стоцветными крутыми кораблями…», «Опять, опять лишь реки дождевые…», «Но, правда, жить и помнить скучно!», «Из забытой тетради» (I. «Социализм – последняя мечта…», II. «Крушение русской державы…»), «Звенели, пели. Грязное сукно…», «Когда в предсмертной нежности слабея…», «Холодно. Низкие кручи…», «Нам в юности докучно постоянство…», «Устали мы. И я хочу покоя…», «(У дремлющей парки в руках…)», «Навеки блаженство нам Бог обещает!», «За всё, что в нашем горестном быту…», «Куртку потёртую с беличьим мехом…», «Если дни мои милостью Бога…», «Невыносимы становятся сумерки…», «Стихам моим я знаю цену», «По широким мостам… Но ведь мы всё равно не успеем…», «За слово, что помнил когда-то…», «О, если где-нибудь, в струящемся эфире…», «Светало. Сиделка вздохнула. Потом…», «Когда мы в Россию вернёмся… о, Гамлет восточный, когда?..», «Что там было? Ширь закатов блеклых…», «Всю ночь слова перебираю…», «Когда успокоится город…», «Я не тебя любил, но солнце, свет…», «Один сказал: „Нам этой жизни мало“», «Под ветками сирени сгнившей…», «Как холодно в поле, как голо…»*, «Там, где-нибудь, когда-нибудь…», «Ничего не забываю…», «Нам Tristia – давно родное слово», «Из голубого океана…», «Приглядываясь осторожно…», «Ни музыки, ни мысли… ничего», «Вспоминая акмеизм», «В старинный альбом», «Пять восьмистиший», «Там солнца не будет… Мерцание…», «„Пора смириться, сэр“. Чем дольше мы живём…», «На чужую тему», «Памяти М. Ц.». Критика: «Одиночество и свобода». (5 стихотворений для чтения и комментирования по выбору учителя и по желанию учащихся).

Г. В. Иванов.

Творческий портрет. Трагический поэт русской эмиграции. Судьба России и судьбы человечества. Начальная пора: поиски своего «голоса» среди акмеистов и футуристов. Организация собственных объединений («Цех поэтов»), продолжающих начинание Н. С. Гумилёва. Обретение поэтической оригинальности в эмиграции, в начале 1930-х годов.

Стихотворения: «Я слышу – история и человечество…», «Балтийское море дымилось…», «Чёрная кровь из открытых жил…», «Закроешь глаза на мгновенье…», «Хорошо, что нет Царя…», «По улицам рассеянно мы бродим…», «Для чего, как на двери небесного рая…», «Как грустно и всё же как хочется жить…», «Январский день. На берегу Невы…», «Синеватое облако…», «В глубине, на самом дне сознанья…», «Медленно и неуверенно…», «От синих звёзд, которым дела нет…», «Все розы, которые в мире цвели…», «О, высок, весна, высок твой синий терем…», «Это месяц плывёт по эфиру…», «Россия счастие. Россия свет», «Музыка мне больше не нужна», «Ни светлым именем богов…», «Замело тебя, счастье, снегами…», «Только тёмная роза качнётся…», «Я тебя не вспоминаю…», «Это звон бубенцов издалёка…», «В шуме ветра, в детском плаче…», «Душа человека. Такою…»*, «Жизнь бессмысленную прожил…», «Что-то сбудется, что-то не сбудется», «Всё неизменно, и всё изменилось…», «Друг друга отражают зеркала…», «Маятника мерное качанье…», «Где прошлогодний снег, скажите мне?..», «В награду за мои грехи…», «1. Я не стал ни лучше и ни хуже», «2. Что ж, поэтом долго ли родиться…», «Был замысел странно-порочен…», «Потеряв даже в прошлое веру…», «На грани таянья и льда…», «Поговори со мной о пустяках…», «С бесчеловечною судьбой…», «Если бы жить… Только бы жить…», «Остановиться на мгновенье…», «То, о чём искусство лжёт…», «Rayon de rayonne» [1. «В тишине вздохнула жаба…», 2. «Портной обновочку утюжит…», 3. «Всё чаще эти объявленья…», 7. «Снова море, снова пальмы…», 9. «В пышном доме графа Зубова…», 10. «Как вы когда-то разборчивы были»], «Игра судьбы. Игра добра и зла…», «Художников развязная мазня…», «Теперь, когда я сгнил и черви обглодали…»*, «„Желтофиоль“ – похоже на виолу», «Этой жизни нелепость и нежность…», «Мелодия становится цветком…», «Солнце село и краски погасли», «Стало тревожно прохладно…», «Так, занимаясь пустяками…», «Нет в России даже дорогих могил…», «Ещё я нахожу очарованье…», «Как обидно – чудным даром…», «Иду – и думаю о разном…»*, «Свободен путь под Фермопилами…», «Четверть века прошло за границей…», «Овеянный тускнеющею славой…», «Луны начищенный пятак…», «Белая лошадь бредёт без упряжки», «На границе снега и таянья…», «Поэзия: искусственная поза…», «Просил. Но никто не помог», «Меняется причёска и костюм…», «Я люблю безнадёжный покой…», «О, нет, не обращаюсь к миру я…», «Мне больше не страшно. Мне томно», «Здесь в лесах даже розы цветут…», «Не станет ни Европы, ни Америки…», «Не обманывают только сны», «Мы не молоды. Но и не стары», «Как всё бесцветно, всё безвкусно…», «1. Ты не расслышала, а я не повторил», «2. Распылённый мильоном мельчайших частиц…», «3. Вся сиянье, вся непостоянство…»*, «Зима идёт своим порядком…», «Александр Сергеич, я о вас скучаю…», «Я жил как будто бы в тумане…», «Мне уж не придётся впредь…», «Меня уносит океан…», «В ветвях олеандровых трель соловья», «А что такое вдохновенье?», «За столько лет такого маянья…», «Отчаянье я превратил в игру…», «Если б время остановить…», «Ликование вечной, блаженной весны…», «Бороться против неизбежности…», «В небе нежно тают облака…», «Поговори со мной ещё немного…», «Вы уронили веер. Я поднял», «Луна, как пенящийся кубок…», «Поблекшим золотом и гипсовою лепкой…», «Ветер колеблет колкий…», «Давно угас блистательный Июль…», «Кинематограф», «Всё злит меня, но более всего…», «Осенью», «Канарейка в некрашеной клетке…», «Девушка», «Ещё не молкнет шум житейский…», «Охотник весёлый прицелился…», «Мы из каменных глыб создаём города…», «Мы живём на круглой или плоской…», «Если всё, для чего мы росли….», «Всё тот же мир. Но скука входит…», «Я не хочу быть куклой восковой…», «Угрозы ни к чему. Слезами не помочь», «Это только бессмысленный рай…», «Гаснет мир. Сияет вечер», «Я люблю эти снежные горы…», «Обледенелые миры…», «Ямбы» (2. «Всё до конца переменилось…»), «На взятие Берлина русскими», «Ты протягиваешь руку…», «Собиратели марок, эстеты…», «Все ещё дышу, люблю…», «Россия тридцать лет живёт в тюрьме…», «Несколько поэтов. Достоевский», «На один восхитительный миг…», «История. Время. Пространство», «Истории зловещий трюм…», «Жизнь продолжается рассудку вопреки», «Никому я не враг и не друг», «Упал крестоносец средь копий и дыма…»). Проза: «Петербургские зимы», «Распад атома». (5 стихотворений для изучения и 15 стихотворений для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Арсений Несмелов. Краткий очерк творчества. Стихотворения: «Марш», «Спутница», «Буржуазка», «Изгнание», «Поэт», «В беспредельность», «Мятежница», «Роман на Арбате», «Враги», «Воля», «Жерар де Нерваль», «В скрипке», «Возмездие», «Трудолюбивым поэтом…», «Девушка», «Лось», «Разведчики», «В ломбарде», «Восемнадцатому году», «Свою страну, страну судьбы лихой…», «Хорошо расплакаться стихами», «Ночью», «Пять рукопожатий», «О России», «Изнеможение», «Всё настойчивее и громче…», «Стихи о Харбине», «Ушли квириты, надышавшись вздором…», «Неразделённость», «Беатриче», «В этот день», «Цареубийцы», «Кого винить», «Божий гнев», «Моим судьям», «Высокому окну», «Давний вечер», «Отречение», «Эпитафия», «Родина», «Освистанный поэт», «Достоевский», «Льстивый ветер целует в уста…», «День отошёл. Отяжелевший, лёг…», «У предела», «Формула бессмертия», «Мой удар», «Бывают золотые вечера…», «За океан», «В Кремле», «Всё равно», «Суворовское знамя», «Без роз», «Старая рифма», «Начало книги», «Новая рифма», «Азия и Европа», «Волхвы Вифлеема», «Аукцион». Поэма «Декабристы» (1–2 стихотворения для знакомства и чтения исключительно по желанию учащихся).

Поэты-сатирики и поэты-юмористы. Саша Чёрный. П. П. Потемкин. Дон Аминадо. Личность. Лирика и сатира. Произведения: «У врат царства», «Свершители», «Вселенские хлопоты», «Эдем», «Писаная торба», «Любители бескровной и святой», «После всего», «Библейский случай», «„Возвращается ветер…“», «Всё течёт», «Колыбельная», «Застигнутые ночью», «Стихи о бедности», «Чернозёмные порывы», «Ветер с пустыни», «Мадригал», «В театре», «Уездная весна», «Монолог», «Бабье лето», «Тяга на землю», «Март месяц», «Голубые поезда», «„Мыс доброй надежды“», «Юбилей», «Любовь от сохи», «„Ход коня“», «Подражание Игорю Северянину», «От ворот поворот», «Паноптикум», «„Священная весна“», «Родная сторона», «Романс», «Primavera», «Уездная сирень», «Дым», «Август», «Как рассказать…», «Без заглавия» («Был ход вещей уже разгадан»), «„Двенадцатый час», «Идиллия», «Друг-читатель», «Послесловие», «Биография», «Заключение», «Каждый в юности что-то лелеял», «Три души», «В альбом», «Домашнее», «Как сочинять сценарий», «Хрестоматия любви», «С красной головкой», «Ползком», «В ложноклассическом духе», «Любовь по эпохам», «Летние рассказы», «Четыре подхода», «Только не сжата…», «Российское ситценабивное…», «„В Москву! В Москву! В Москву!», «Послание Демьяну Бедному», «То, чего не будет», «Ряд волшебных изменений», «Ода на уход А. В. Луначарского», «Ать! Два!», «На кошачьей выставке», «Дождь был. Слякоть. Гололедица». (5 стихотворений для чтения и комментирования, 10 стихотворений для чтения по выбору учителя или учащихся).

Проза: «Наша маленькая жизнь» (1–2 рассказа или очерка по желанию учащихся); воспоминания «Поезд на третьем пути» (по желанию учащихся).

Марина Ивановна Цветаева.

Творческий путь. Расцвет поэтической деятельности. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Напряжённая монологическая интонация поэтического голоса Цветаевой. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и приём резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Идёшь, на меня похожий…», «Генералам двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Стать тем, что никому не мило…», «Осыпались листья над вашей могилой…», «Анне Ахматовой», «Никто ничего не отнял…», «Собирая любимых в путь…», «Ты запрокидываешь голову…», «Да с этой львиною…», «Веселись, душа, пей и ешь!», «Я пришла к тебе чёрной полночью…», «Бессонница» (3. «В огромном городе моём – ночь», 8. «Сегодня ночью я одна в ночи…», 10. «Вот опять окно…»), «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», «Мировое началось во мгле кочевье…», «Август – астры…», «Стенька Разин» (2. «А над Волгой – ночь…»), «Цыганская свадьба», «Кавалер де Грие! Напрасно…», «Психея» (1. «Не самозванка – я пришла домой…»)*, «В чёрном небе – слова начертаны…», «Простите меня, мои горы!», «Благословляю ежедневный труд…», «Полюбил богатый – бедную…», «Я – страница твоему перу», «Как правая и левая рука…», «Доблесть и девственность! Сей союз…», «Если душа родилась крылатой…», «Глаза», «Чтобы помнил не часочек, не годок…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «На кортике своём: Марина…», «Мракобесие – Смерч. – Содом», «Ой, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…», «Бабушка», «У первой бабки – четыре сына…», «Восхищенной и восхищённой…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Две песни» (2. «Вчера ещё в глаза глядел…»), «Проста моя осанка…», «Волк», «Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе…», «Роландов рог», «Есть в стане моём – офицерская прямость…», «Ученик» (2. «Есть некий час – как сброшенная клажа…»), «Други его – не тревожьте его…», «Ахматовой» (1. «О муза плача, прекраснейшая из муз…»; 11. «У тонкой проволоки над волной овсов…»), «Отрывок из стихов к Ахматовой» («…Но вал моей гордыни польской…»), «Маяковскому», «Ахматовой» («Кем полосынька твоя…»), «Не для льстивых этих риз, лживых ряс…», «Поэты» (1. «Поэт издалека заводит речь», 3. «Что же мне делать, слепцу и пасынку…»), «Занавес», «Ты, меня любивший фальшью…», «Попытка ревности», «Рассвет на рельсах», «Любовь», «Жизни», «Русской ржи от меня поклон…», «Памяти Сергея Есенина», «Стихи к Пушкину. (Поэт и царь)» (5.1. «Потусторонним…», 5.2. «Нет, бил барабан перед смутным полком…»), «Родина», «Стихи к сыну» (1. «Ни к городу и ни к селу…»), «Стол», «Читатели газет», «Вскрыла жилы: неостановимо…», «Тоска по родине! Давно…», «Двух станов не боец, и – если гость случайный…», «Никуда не уехали – ты да я…», «Стихи к Чехии» (4. «Германии»; 5. «Март»; 8. «О слёзы на глазах!», 11. «Не умрёшь, народ!»). Поэмы: «Царь-Девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» (10 стихотворений для изучения, 15 стихотворений для чтения и комментирования, 2 поэмы для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Проза (И.Шмелёв, Тэффи, В. Набоков).

Краткий обзор русской прозы в эмиграции. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мёртвых» И. Шмелёва).

И. С. Шмелёв. Литературный портрет. Произведения: «Человек из ресторана», «Неупиваемая чаша», «Росстани», «Солнце мёртвых», «Лето Господне», «Пути небесные» (изучение 2 произведений, чтение, комментирование и изучение 23 произведений по выбору учителя и учащихся).

А. М. Ремизов. Краткая характеристика творчества. Произведения: «Посолонь», «Крестовые сестры», «Плачи», «Взвихренная Русь», «Легенды в веках» (чтение и комментирование 2 произведений исключительно по желанию учащихся).

Б. К. Зайцев. Краткий очерк творчества. Произведения: «Голубая звезда», «Странное путешествие», «Дом в Пасси». Романизированные биографии: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» (12 произведения для чтения исключительно по желанию учащихся).

М. А. Алданов. Исторические романы и другие произведения: «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров», «Ключ», «Бегство», «Пещера», «Истоки», «Ульмская ночь. Философия случая», «Живи, как хочешь», «Начало конца», «Бред», «Самоубийство», «Истребитель» (1 произведение исключительно по желанию учащихся).

М. А. Осоргин. Краткое знакомство с творчеством писателя. Произведения: «Сивцев Вражек», «Повесть о сестре», «Свидетель истории», «Времена» и др. «Очерки современной Италии» (12 произведения исключительно по желанию учащихся).

Гайтó Газданов – один из писателей-младоэмигрантов. Основные произведения: «Вечер у Клэр», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды» (1 произведение исключительно по желанию учащихся). Русская сатирическая и юмористическая проза. (Обзор). Эмигрантские газеты и журналы в их отношении к юмористической и сатирической прозе. Третий (парижский) «Сатирикон». Эмигрантская сатира, её направленность. А. Т. Аверченко: «Дюжина ножей в спину революции», «Простодушный», «Шутка Мецената», «Рассказы Циника» (чтение 12 рассказов, отрывков из книг по выбору учителя и по желанию учащихся). Н. А.

Тэффи (сборники и книги): «Тихая заводь», «Чёрный ирис», «Так жили», «Рысь», «Вечерний день», «Городок», «На чужбине», «Книга Июнь», «О нежности», «Зигзаг», «Всё о любви», «Земная радуга» и др. (Чтение, комментирование рассказов «Ке фер?», «Городок», «Ностальгия» и 12 других рассказов по выбору учителя и по желанию учащихся).

Владимир Владимирович Набоков (псевдоним «Сирин»).

Литературный портрет. Романы «Машенька» и «Подвиг». Проблематика и поэтика. Трагедия русской интеллигенции в романе «Машенька». Своеобразие «подвига» Мартына в романе «Подвиг». Произведения, рекомендуемые для чтения и анализа (по выбору учителя и учащихся). Поэзия: «Мятежными любуясь облаками…», «У мудрых и злых ничего не прошу…», «Есть в одиночестве свобода…», «Нас мало – юных, окрылённых…», «1. За туманами плыли туманы…», «Ивану Бунину», «Пускай всё горестней и глуше…», «Молчи, не вспенивай души…», «Живи. Не жалуйся, не числи…», «Когда с небес на этот берег дикий…», «После грозы», «Поэт», «Журавли», «На качелях», «Утро», «Скиф», «Россия», «Осень», «Люблю в струящейся дремоте…», «В раю», «Поэт» («Он знал: отрада и тревога…»), «Людям ты скажешь: настало…», «Расстрел», «Гость», «К Музе», «К России», «К свободе», «Неправильные ямбы», «России» («Не предаюсь пустому гневу…»), «Мы вернёмся, весна обещала…», «Размеры», «Родина» («Когда из родины звенит нам…»), «Родине», «Плевицкой», «Родина» («Бессмертное счастье наше…»), «К России»; Стихи из романа «Дар»: «Благодарю тебя, отчизна…», «О нет, мне жизнь не надоела…» (чтение и комментирование 23 стихотворений по выбору учителя и учащихся). Проза: «Машенька», «Король, дама, валет», «Камера обскура», «Защита Лужина», «Отчаяние». «Подвиг», «Приглашение на казнь», «Соглядатай», «Дар» (изучение романов «Машенька» и «Подвиг»; обзор, чтение, комментирование отрывков из других романов и рассказов по выбору и желанию учащихся). Знакомство с «Лекциями по русской литературе», «Комментариями к роману А. С. Пушкина „Евгений Онегин“» (обзор с чтением фрагментов по выбору учителя).

Глава 3.

Русская литература 1940–1950-х гг.
в советской России.

(Обзор с чтением и комментированием стихотворений, фрагментов поэм и отрывков из прозаических произведений). Поэзия, проза и драматургия периода Великой Отечественной войны. Литературно-общественное движение 1950-х гг. Русская литература на переломе между прошлым и будущим. Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как один из самых оперативных жанров (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни В. Лебедева-Кумача, Л. Ошанина, А. Фатьянова; поэмы: «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Повышенное внимание к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне. Реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, Э. Казакевича, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Бека, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова, А. Афиногенова, Вс. Вишневского, Б. Лавренёва, А. Крона и др. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Поэзия послевоенного времени. А. Тарковский («Мне другие мерещятся тени…», «Душу, вспыхнувшую на лету…», «Феофан Грек», «Просыпается тело, напрягается слух…», «К стихам», «Песня», «Я боюсь, что слишком поздно…», «Руки», «Словарь», «Посредине мира», «Поздняя зрелость», «О, только бы привстать, опомниться, очнуться…», «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь», «Эвридика», «Рифма», «Дом напротив», «Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был…», «И я ниоткуда…», «Сверчок», «Загадка с разгадкой», «Ода», «Рукопись», «Новогодняя ночь», «Сократ», «Слово», «Музе»), В. Луговской, Л. Мартынов, С. Наровчатов, Б. Ручьев, Я. Смеляков Анна Ахматова», «Воспоминанье», «Вот опять ты мне вспомнилась, мама…», «Давным-давно», «Денис Давыдов», «Если я заболею…», «Здравствуй, Пушкин!», «Зимняя ночь», «Извинение перед Натали», «Иные люди с умным чванством…», «Маяковский», «Милые красавицы России», «Моё поколение», «Мой учитель», «Надпись на „Истории России“ Соловьёва», «Пётр и Алексей», «Поэты» («Я не о тех золотоглавых…»), «Разговор о поэзии», «Русский язык», «Хорошая девочка Лида», «Я напишу тебе стихи такие…», «Я не знаю, много или мало…»), Н. Тряпкин, И. Лиснянская (чтение 1–2 стихотворений перечисленных поэтов по выбору учителя и желанию учащихся).

Б. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. Стихотворения: «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ангелы», «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…», «В нашей жизни, прекрасной, и странной…», «Ванька Морозов», «Весёлый барабанщик», «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…», «Ты течёшь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…», «Встреча», «Давайте восклицать, давайте восхищаться…», «До свидания, мальчики», «Е. Рейну», «Живописцы», «Король», «Мне не хочется писать…», «Молитва», «Мы за ценой не постоим…», «О чём ты успел передумать, отец расстрелянный мой…», «Песенка о пехоте», «Песенка о солдатских сапогах», «Песенка об Арбате», «Полночный троллейбус», «Сентиментальный марш», «У поэта соперников нету…», «Читаю мемуары разных лиц», «Я пишу исторический роман…» – 3–4 стихотворения для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Д. Самойлов Болдинская осень», «Брейгель», «В. Б.», «Вдохновенье», «Возвращаюсь к тебе, дорогая…», «Вот и всё. Смежили очи гении...», «Город ночью прост и вечен…», «Да, мне повезло в этом мире…», «Дай выстрадать стихотворенье!», «За городом», «Заболоцкий в Тарусе», «Зачем за жалкие слова…», «И вот однажды ночью…», «И жалко всех и вся. И жалко…», «Из детства», «Когда бы спел я наконец…», «Когда замрут на зиму…», «Кончался август...», «Крылья холопа», «Не торопи пережитого…», «Ночлег», «Она», «Осень», «Отгремели грозы…», «Перебирая наши даты…», «Повтори, воссоздай, возверни…», «Подмосковье», «Поэзия пусть отстаёт…», «Слова», «Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал...», «Сороковые», «Софья Палеолог», «Старик», «Стихи читаю Соколова…», «Таланты», «Тревога», «Три стихотворения», «Упущенных побед немало…», «Финал», «Хочется синего неба…», «Цирк», «Чёт или нечёт?», «Шуберт Франц», «Я написал стихи о нелюбви…», «Я недругов своих прощаю…» – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся),

А. Межиров, Е. ВинокуровАл. Михайлову», «В судьбу походную влюблённый…», «Выжил», «Гамлет», «Где книжные манящие развалы…», «Когда не раскрывается парашют…», «Кто только мне советов не давал!», «Ложь», «Москвичи», «Моя любимая стирала…», «Не гоже человеку быть едину…», «Она», «Отчий дом», «Поэма о движении», «Про смерть поэты с болью говорили…», «Прошла война. Рассказы инвалидов…», «Цыган», «Что б ни было, но ценим всё же…», «Что там ни говори, а мне дороже…», «Я посетил тот город…», «Я эти песни написал не сразу» – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся),

К. ВаншенкинБлеск моря, и скрипы причала…», «Будь у меня любимый старший брат…», «Бывший ротный», «В полку отбой сыграли. Всё в порядке», «В поэзии – пора эстрады…», «Весной сорок пятого…», «Винтовка», «Вл. Соколову», «Земли потрескавшейся корка…», «Зимние сумерки», «К чему копить ничтожные обиды…», «Мальчишка», «Меж бровями складка», «Мы помним факты и событья…», «Надпись на книге», «Не так вы жили и живёте…», «Писарь», «По своей иль учительской воле…», «Поймав попутную машину…», «Пронзив меня холодным взглядом…», «С воодушевленьем и задором…», «Ты добрая, конечно, а не злая…», «Я был суров, я всё сгущал…», «Я люблю тебя, Жизнь…» – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся),

Б. СлуцкийБаллада о догматике», «Воссоздать сумею ли, смогу…», «Всем лозунгам я верил до конца…», «Звонки», «Золотую тишину Вселенной…», «История над нами пролилась…», «Моральный износ», «Мягко спали и сладко ели…», «Нам чёрное солнце светило…», «Начинается расчёт со Сталиным…», «Памятник Достоевскому», «Песню крупными буквами пишут…», «Под этим небом серым…», «Проект Страшного суда», «Прозаики», «Совесть ночью, во время бессонницы…», «Старые церкви», «Теплолюбивый, но морозостойкий…», «У государства есть закон…», У каждого были причины свои…», «Уже не любят слушать про войну…», «Физики и лирики», «Хозяин», «Человечеству любо храбриться.…», – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся),

Ю. ЛевитанскийВ Оружейной палате», «Вот приходит замысел рисунка…», «Всего и надо, что вглядеться, – Боже мой…», «День всё быстрее на убыль…», «Иронический человек», «Люблю осеннюю Москву…», «Что я знаю про стороны света?», «Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана…» – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся),

В. Соколов («О, что мне делать с этим бедным даром…», «Как я хочу, чтоб строчки эти…», «О, двориков московских синяя…», «Всё прозрачно в мире – это свойство…», «Вдали от всех парнасов…», «Нужно плотно прижаться лицом к стеклу…», «„Можно жить и в придуманном мире“…», «Ростов Великий», «Я славы не искал, зачем огласка?», «Нет школ никаких. Только совесть…», «Упаси меня от серебра…», «Безвестность – это не бесславье…», «Заручиться любовью немногих…», «Пусть я довольствовался малым…», «Что-нибудь о России?», «Что такое поэзия? Мне вы…», «Я записную книжку потерял…», «В сорок втором», «Так был этот закат знаменит…», – 2–3 стихотворения для чтения и знакомства по выбору учителя и учащихся) и др.

Новое поколение поэтов: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, В. Корнилов, А. Кушнер и др. Проза. Осмысление военной темы в творчестве В. Некрасова, В. Богомолова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, К. Воробьёва, В. Быкова, Б. Васильева и др. Короткий период «оттепели». Начало расцвета литературы о деревне: В. Овечкин, Ф. Абрамов, А. Яшин, В. Тендряков, Е. Дорош, Г. Троепольский, С. Залыгин. Творчество Д. Гранина, Ю. Казакова, П. Нилина, В. Померанцева, В. Дудинцева. Вступление в литературу В. Аксёнова, Ю. Трифонова, В. Конецкого, А. Битова и др. Драматургия: «Где твой брат, Авель» Ю. Эдлиса, «Гостиница „Астория“» А. Штейна, «Барабанщица» А. Слонимского и др. (Обзоры). «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына как новый этап в русской прозе советского периода.

Константин Михайлович Симонов.

Творческий портрет. Предвоенное творчество («Парень из нашего города»). К. М. Симонов и война («Жди меня», «Дни и ночи», «Русские люди» и др. произведения). Послевоенные романы: «Товарищи по оружию», «Живые мёртвые», «Солдатами не рождаются». Произведения. Поэзия: «Если дорог тебе твой дом…», «Жди меня», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Не сердитесь – к лучшему..», «Письмо к другу» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»), «Всю жизнь любил он рисовать войну…», «Открытое письмо», «Умирают друзья, умирают…», «Если Бог нас своим могуществом…», «Родина», «Если родилась красивой…», «Смерть друга». Проза: повесть «Дни и ночи», трилогия: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Драматургия: «Парень из нашего города», «Русские люди». (Изучение, чтение, комментирование 4–5 стихотворений по выбору учителя или учащихся; изучение повести «Дни и ночи», изучение, чтение и комментирование одного романа из трилогии; одной пьесы по выбору учителя или учащихся).

Александр Трифонович Твардовский.

Творческий путь. (Обзор). Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Человек земли. Поэма «Страна Муравия» и мысли о деревне. Некрасовские традиции в поэзии Твардовского. А. Твардовский и Великая Отечественная война. Поэма «Василий Тёркин». Герой – тёртый, умудрённый жизнью человек. Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю. «Тёркин на том свете» – поэма-сказка, поэма-сатира. Осмеяние уродливой системы советского режима – бюрократизма, формализма, казёнщины и рутины. Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» – поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом И. В. Сталина. Лирика эпического поэта. Оживление пушкинской традиции. А. Т. Твардовский – редактор «Нового мира».

Лирика: «Рожь отволновалась…», «Усадьба», «Я иду и радуюсь. Легко мне», «Утро», «Кружились белые берёзки…», «Станция Починок», «Есть обрыв, где я, играя…», «Не стареет твоя красота…», «За тысячу вёрст…», «Садик в поле открытом…», «Давай-ка, товарищ, вставай, помогу…», «Отцов и прадедов примета…», «Две строчки», «Возмездие», «Я убит подо Ржевом», «Война – жесточе нету слова», «В час мира», «О родине», «Я задумал написать…», «Москва», «В тот день, когда окончилась война», «22 июня 1941 года», «За озером», «Признание», «Самому себе», «В дружбе есть святая проба…», «Ни ночи нету мне, ни дня…», «Час рассветный подъёма…», «Не много надобно труда…», «Спасибо, моя родная…», «В свеченье славы самобытной…», «Моим критикам», «Не просто случай славы тленной…», «Я полон веры несомненной…», «Не знаю, как бы я любил…», «Ты и я», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Собратьям по перу…», «Не хожен путь…», «Некогда мне над собой измываться…», «Слово о словах», «Есть книги – волею приличий…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Все сроки кратки в этом мире…», «Изведав жар такой работы…», «День прошёл, и неполном покое…», «Просыпаюсь по-летнему…», «Есть имена и есть такие даты…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Стой, говорю: всему помеха…», «Спасибо за утро такое…», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «Чуть зацветёт иван-чай…», «Полночь в моё городское окно…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Когда обычный праздничный привет…», «Не заслоняй святую боль…». «Что нужно, чтобы жить с умом?», «Час мой утренний, час контрольный…» (изучение, чтение, комментирование 5 стихотворений; чтение 15 стихотворений по выбору учителя или учащихся). Поэмы: «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Тёркин на том свете», «По праву памяти» (изучение 4 поэм, чтение, комментирование всех поэм).

Теория литературы. Проблемы традиций и новаторства в литературе. Лирические отступления в эпических произведениях (закрепление и углубление понятия понятия).

Глава 4.

Русская литература 1940–1950-х гг.
за пределами России.

Творчество писателей второй волны русской эмиграции. (Обзор). Поэзия: И. Елагин, О. Анстей, Ю. Иваск, В. Марков, В. Синкевич, Н. Моршен, Б. Нарциссов, И. Чиннов, Д. Кленовский, О. Ильинский, А. Шишкова, Ю. Трубецкой и др. (Обзор).

И. В. Елагин (Матвеев). Поэт «второй волны» русской эмиграции. Очерк творчества. Стихотворения: «Пехотинец», «О Россия – кромешная тьма», «Не помышлять, не думать об уюте…», «Кончается ночь снеговая…», «Я проходил по у лицам чужим», «Кому-то кто-то что-то доказал…», «Тупик. И выход ни один…», «Родина! Мы виделись так мало…», «Снова Муза моя взаперти», «Снова дождь затеял стирку…», «Мне незнакома горечь ностальгии», «Отпускаю в дорогу, с Богом!», «Вселенная! Так вот твоя изнанка!», «Небоскрёбы упрятались в марево», «В горячей и пыльной столице…», «Послушай, я всё скажу без утайки», «В Гринвич Вилидж» («Всю ночь музыкант на эстраде…»), «В голове крутились строчки…», «Я помню чайку над заливом…», «Знаю, не убьёт меня злодей…» «Поэт», «Читаю Боккаччо…», «Я решаю вопрос большой…», «Жил Диоген в бочке…», «Гимн цензуре», «Амнистия», «Я сначала зашёл в гардероб…», «Лист, качаясь, напылался…», «Выходит – ошибся я малость…», «Обдало меня время печальной волной…», «Не была моя жизнь неудачей…», «А называют землю Колыма…», «Жизнь пора начать сначала…», «На площади танцуют и казнят!», «Я запомнил мой праздник мгновенный», «Цирк», «Россия под зубовный скрежет…», «Не говори про ангельский хорал…», «Я на чужбину уезжал в вагоне…», «Всё, кажется, в полном порядке…», «Вот она – эпоха краха…», «На пустыре, забором огороженном…», «Мой век! От стука…», «Вот мне и стало казаться…», «Суетись всю жизнь, кружись…», «Нынче больше я уже не надеюсь на чудо…», «Я забился за кулисы…», «Про эту скрипучую…», «Мой взгляд, отделившийся быстро…», «Привыкли мы всякую ересь…», «В различных проявленьях бытия…» (чтение и комментирование 10 стихотворений по выбору учителя и исключительно по желанию учащихся).

Ю. Иваск: «Нет, не родина, родной язык…», «Человек играющий», «Последнее слово» (1 стихотворение исключительно по желанию учащихся).
Д. Кленовский: «Мы жизнь прошли, как поле, рядом…», «Пирог с грибами стынет на столе…», «Царскосельские стихи (2. «Казнённых муз умолкший городок…», 3. «Наверно, там ещё и ныне…»), «Царскосельская гимназия», «Есть давно утерянные годы…», «На одной из самых тихих улиц…», «О, только бы припомнить голос твой…», «Поэт зарубежья», «Легкокрылым гением ведомы…» (2–3 стихотворения исключительно по желанию учащихся).
Н. Моршен
: «Он прожил мало: только сорок лет…», «Как круги на воде, расплывается страх…», «Ещё до наступления морозов…», «Напрасно я со страхом суеверным…», «Андреевская церковь», «Поэты атомного племени…», «Белым по белому», «Умолкший жаворонок», «О звёздах» («Поэтов увлекали прорицанья…») (1–2 стихотворения исключительно по желанию учащихся).
И. В. Чиннов: «В Булонский лес заходишь в декабре…», «Читая Пушкина», «Быть может, в мире всё иначе…», «Какой глубокий, неземной покой…», «А может быть, всё же – спасибо за это…», «Что-то вроде России…», «И наше в ручье отражение…», «Холодеет душа, и близится сумрак», «Беспамятство мира, наплыв забытья и забвенья…», «О душа, ты полнишься осенним огнём…», «Я помню пшеницу, ронявшую зёрна…», «Я тоже не верю в бессмертие», «Перепела, коростели…», «Мне нужно вернуться…», «За музыку полуденного зноя…», «Вдохновение», «Ну не бессмертие, хотя бы забытье», «Душа становится далёким русским полем…», «Так вот, товарищи, – прошло пол века…», «Ни в коем случае, ни в коем случае…», «Мы говорили о свободе воли…», «И мириады звёзд, и мириады лет…», «О да, по той простой причине…», «Кто повидал сокровища земные…», «О Судьба, немая криптограмма…», «Что искусство? – порой говоришь…», «Направо кумиры, налево табу…», «Да, мы эмигранты, „переселенцы“…», «Благоразумие – безумие…», «Конечно, бывало и хуже…», «Святой блаженствует в экстазе и…», «В одну телегу (Пушкин!) „впрячь не можно…“ …», «А поэты взяли да и вымерли…», «Грачи по вспаханному полю…», «Мы уйдём, не давая отчёта…», «Я тоже в Париже…», «Да, мы с Гамлетом родные…» (обзор творчества, чтение 5 стихотворений по рекомендации учителя и исключительно по желанию учащихся).

Проза. Писатели-прозаики и их судьбы. (Краткий обзор). Л. Д. Ржевский (чтение произведений исключительно по желанию учащихся). Н. Нароков: роман «Мнимые величины» (чтение произведений исключительно по желанию учащихся).

 Глава 5.

Русская литература 1960 – 1970-х гг.
в метрополии. Поэзия

Журнал «Новый мир». Поэзия («Эстрадная» поэзия. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников.

Б. АхмадулинаАпрель», «Бабочка», «Болезнь», «Борису Мессереру», «Бьют часы, возвестившие осень…», «Варфоломеевская ночь», «Венеция моя», «Веничке Ерофееву», «Взойти на сцену», «Влечёт меня старинный слог…», «Газированная вода», «День поэзии», «Другое», «Заклинание», «Из глубины моих невзгод…», «Клянусь», «Мазурка Шопена», «Медлительность», «Мне вспоминать сподручней, чем иметь…», «Молитва», «Молоко», «Немота», «Ни слова о любви! Но я о ней ни слова…», «Ночь», «О, мой застенчивый герой…», «Описание обеда», «Памяти Осипа Мандельштама», «По улице моей который год…», «Подражание», «Так дурно жить, как я вчера жила…», «Так и живём – напрасно маясь…», «Так, значит, как вы делаете, други?», «Твой дом», «Театр», «Чужое ремесло», «Я думала, что ты мой враг…» – чтение 2–3 стихотворений по желанию учащихся.

Е. Евтушенко («Поэзия – великая держава», «Б. Ахмадулиной» («Со мною вот что происходит…»), «Бабий Яр», «Бывало, спит у ног собака…», «В. Бокову», «Простая песенка Булата», «Волга», «Всегда найдётся женская рука…», «Дай Бог!», «Долгие крики», «Есть пустота от смерти чувств…», «Зависть», «Заклинание», «Зашумит ли клеверное поле…», «И. Глазунову», «Идут белые снеги…», «Карьера», «Лишнее чудо», «М. Бернесу» («Хотят ли русские войны?»), «Меняю славу на бесславье…», «Много слов говорил умудрённых…», «Молитва перед поэмой», «Муки совести», «Мы перед чувствами немеем…», «Неразделённая любовь», «Не разлюбил я ни одной любимой…», «Нефертити», «О, нашей молодости споры…», «Ожидание», «Памяти Есенина», «Паровозный гудок», «Паруса», «Письмо в Париж», «Пора вставать… Ресниц не вскинуть сонных…», «Последняя попытка», «Потеря», «Поэт» («Предощущение стиха…»), «При каждом деле есть случайный мальчик…», «Пришли иные времена», «Пролог» («Я разный…»), «Смеялись люди за стеной…», «Среди любовью слывшего…», «Старый друг», «Третий снег», «Человека убили», «Я разлюбил тебя… Банальная развязка», «Я сибирской породы», «Я что-то часто замечаю…», «Я шатаюсь в толкучке столичной…» – чтение 4–5 стихотворений по желанию учащихся).

А. Вознесенский («Автопортрет», «Антимиры», «Баллада точки», «Бьёт женщина», «Бьют женщину», «Вальс при свечах», «Вечеринка», «Война», «Говорит мама», «Гойя», «Грузинские базары», «Есть русская интеллигенция», «Записка Е. Яницкой, бывшей машинистке Маяковского», «Знай своё место, красивая рвань…», «Из Ташкентского репортажа», «Кассирша», «Кроны и корни», «Кто мы – фишки или великие?», «Лобная баллада», «Мастера», «Можно и не быть поэтом…», «Нас много. Нас может быть четверо», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным…», «Не отрекусь», «Оза (Фрагмент)», «Озеро» («Кто ты – непознанный Бог…»), «Озеро Свитязь», «Осень» («Утиных крыльев переплеск…»), «Параболическая баллада», «Первый лёд», «Песня» («Мой моряк, мой супруг незаконный…»), «Пожар в Архитектурном институте», «Стихи не пишутся – случаются…», «Торгуют арбузами», «Ты поставила лучшие годы…», «Я – семья…» (чтение 2–3 стихотворений по желанию учащихся).

Р. РождественскийАлёне» («Мы совпали с тобой…»), «Баллада о красках», «Булату Окуджаве», «В поисках счастья, работы, гражданства…», «Жизнь», «Марк Шагал», «Мгновения», «На Земле», «Творчество», «Тихо летят паутинные нити», «Человеку надо мало…», «Я верующим был», «Я жизнь люблю» (чтение 2–3 стихотворений по желанию учащихся). «Тихая» поэзия. Н. М. Рубцов. «Книжная» поэзия.

А. Кушнер: «Белые ночи», «Бледнеют закаты…», «Быть нелюбимым! Боже мой!», «Вот я в ночной тени стою…», «Времена не выбирают…», «Гофман», «Какое счастье, благодать…», «Когда тот польский педагог…», «Когда я мрачен или весел…», «Когда я очень затоскую…», «Кружево», «Л. Я. Гинзбург», «Монтень», «О слава, ты так же прошла за дождями…», «Прозаик прозу долго пишет», «Рисунок», «Свежеет к вечеру Нева», «Сентябрь выметает широкой метлой…», «Сирень», «Слово „нервный“ сравнительно поздно…», «Снег подлетает к ночному окну…», «Телефонный звонок и дверной…», «То, что мы зовём душой…», «Чего действительно хотелось…», «Шашки» (чтение 2–3 стихотворений по желанию учащихся). Неофициальная поэзия. Авторская песня (Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким и др.). Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка).

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие и углубление представлений).

Новые имена: О. Чухонцев, Н. Матвеева, Ю. Мориц, Б. Чичибабин, Ю. Кублановский, Ю. Кузнецов и др. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Боков, В. Фёдоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, И. Бродский, Е. Рейн, Д. Бобышев, А. Найман и др. Поэты – предшественники постмодернизма (Г. Сапгир, Вс. Некрасов и др.). (Обзоры).

Николай Михайлович Рубцов.

Творчество поэта. (Обзор). Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. Стихотворения: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Видения на холме», «В горнице», «Стихи» («Стихи из дома гонят нас…»), «Привет, Россия…», «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Душа хранит», «Природа», «Левитан», «Во время грозы», «Встреча», «По дороге к морю», «В минуту музыки», «Журавли», «Элегия», («Отложу свою скудную пищу»), «Мачты», «Жара», «Уединившись за оконцем…», «Наслаждаясь ветром резким…», «Старик», «Прощальный костёр», «Ферапонтово», «Поэзия», «„Чудный месяц плывёт над рекою“…», «Не надо, не надо, не над…», «Звезда полей» (5 стихотворений для изучения, 10 стихотворений для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Русская литература 1960 – 1970-х гг.
в метрополии. Проза

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Деревенская проза. Городская проза. Лагерная проза. «Другая» литература. Драматургия. А. Вампилов. Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в произведениях Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Шукшина, Б. Можаева, С. Залыгина и др. (1–2 произведения каждого писателя для чтения и комментария по выбору учителя и учащихся).

«Городская проза».

Нравственная проблематика и художественные особенности произведений писателей. Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин (чтение 1–2 произведений по выбору учителя и учащихся).

Юрий Валентинович Трифонов.

Творческий путь (обзор). «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе

Ю. В. Трифонова. Сочинения: романы: «Нетерпение», «Старик», «Исчезновение», повести: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (2–3 произведения для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Лагерная проза.

О. Волков («Погружение во тьму»), Е. Гинзбург («Крутой маршрут»), А. Жигулин («Чёрные камни»), В. Шаламов («Колымские рассказы»), Г. Владимов («Верный Руслан»).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном ещё состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. (Чтение 1–2 произведений по желанию учащихся).

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление и углубление понятия).

Астафьев, Распутин, Шукшин

Виктор Петрович Астафьев. Творческий путь. (Обзор). «Кража». «Пастух и пастушка». Отношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив». Произведения: «Конь с розовой гривой», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», «Царь-рыба» (3 произведения для изучения, 2 произведения для чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Валентин Григорьевич Распутин. Вехи творчества. (Обзор). Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской классики. Произведения: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю», рассказ «Уроки французского» (изучение, чтение, комментирование 3–4 произведений по выбору учителя и учащихся).

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о творческой судьбе писателя. (Обзор). «Чудики», «демагоги» и другие персонажи. Произведения: «Критики», «Срезал», «Один», «Стёпка», «Классный водитель». «В профиль и анфас», «Как помирал старик», «Игнаха приехал», «Актёр Фёдор Грай», «Чудик», «Микроскоп», «Мастер», «Верую», «Миль пардон, мадам», «Крепкий мужик», «Бессовестные» и др., рассказы из сборников «Сельские жители», «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне» (изучение 1–2 рассказов, чтение и комментирование 1–2 рассказов и повести «Калина красная» по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Новелла (закрепление и углубление понятия).

Другая литература, писатели иных
художественных направлений и течений

А. Битов, В. Аксёнов, Ф. Искандер, В. Войнович, В. Ерофеев и др. (Чтение, комментирование 1–2 произведений каждого писателя. Например: А. Битов: «Дачная местность», «Уроки Армении», «Аптекарский остров», «Человек в пейзаже», «Пушкинский дом»; В. Аксёнов: «Звёздный билет», «Апельсины из Марокко», «Пора, мой друг, пора», «Затоваренная бочкотара», «Ожог», «Остров Крым»; Ф. Искандер: «Созвездие Козлотура»; В. Войнович: «Мы здесь живём», «Хочу быть честным», «Два товарища», «Путём взаимной переписки», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; В. Ерофеев: «Москва – Петушки»).

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Мой бедный Марат», «Иркутская история», «Жестокие игры», «Сказки старого Арбата»), В. Розова («В добрый час!», «В поисках радости», «Гнездо глухаря»). (Обзор).

Александр Валентинович Вампилов. Творческий путь драматурга. (Обзор). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе «Утиная охота». Своеобразие её композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Проблематика, конфликт, система образов пьесы «Прощание в июне». Сочетание случайности и необходимости. Проблема нравственного выбора. Произведения: «Прощание в июне», «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. (Изучение одной пьесы, чтение и комментирование других по выбору учителя и учащихся).

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын.

Творческий путь. (Обзор). Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях А. И. Солженицына. Образ Ивана Денисовича Шухова в повести «Один день Ивана Денисовича». Нравственная крепость обыкновенного русского человека в жутких условиях лагерной жизни. Проблематика и поэтика последующих романов и рассказов. Произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом», «Красное колесо. Опыт художественного исследования», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты), «Случай на станции Кочетовка», «Матрёнин двор», «Для пользы дела». Цикл миниатюр «Крохотки». Публицистика: «Бодался телёнок с дубом. Очерк литературной жизни», «Как нам обустроить Россию?» и др. статьи и очерки. (5 произведений для изучения; «Раковый корпус», «Красное колесо», «Крохотки», публицистика – для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Публицистичность художественного произведения (закрепление понятия).

Иосиф Александрович Бродский.

Творческий путь (обзор). Широта охвата действительности в её сложных глубинных проблемах и противоречиях. Органическое сочетание многих пластов жизни – философских, исторических, культурных, этических, литературных и автобиографических, воплощённых в стиле и стихе, передавших живой поток естественной речи. Традиции русской классической поэзии в творчестве Бродского. Стихотворения: «Огонь, ты слышишь, начал угасать», «Стихи под эпиграфом», «А. А. Ахматовой», «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ломтик медового месяца», «Песни счастливой зимы», «Для школьного возраста», «Строфы», «Дидона и Эней», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Сумев отгородиться от людей…», «Postscriptum» («Как жаль, что тем, что стало для меня…»), «Прачечный мост», «Открытка из города К.», «С видом на море», «Я всегда твердил, что судьба – игра», «Конец прекрасной эпохи», «Разговор с небожителем», «Одному тирану», «Набросок», «Сретенье», «На смерть Жукова», «Горение», «К Урании», «Я был только тем, чего…», «То не Муза воды набирает в рот…», «Развивая Платона», «Пятая годовщина», «Вечер. Развалины геометрии…», «Жизнь в рассеянном свете», «Послесловие», «Испанская танцовщица», «Бегство в Египет» («… погонщик возник неизвестно откуда»), «На столетие Анны Ахматовой», «Неважно, что было вокруг, и неважно…», «Колыбельная», «25.XII.1993», «Дорогая, я вышел сегодня из дому…», «Новая жизнь», «В кафе», «Примечания папоротника», «Надпись на книге», «Рождественская звезда», «Бегство в Египет (2)», «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере…», «Стансы» («Ни страны, ни погоста..»), «Когда подойдёт к изголовью…», «Утренняя почта для А. А. Ахматовой из города Сестрорецка», «Блестит залив, и ветр несёт…», «В деревне, затерявшейся в лесах…», «Сонет», «Под занавес», «Камерная музыка», «Сжимающий пайку изгнанья…» (5 стихотворений для изучения, 10 – для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие и углубление понятия).

Глава 6.

Из русской литературы
конца XX – начала XXI в.

Многообразие современной литературы. Ю. Поляков («Сто дней до приказа», «Между двумя морями», «ЧП районного масштаба», «Работа над ошибками», «Апофегей»), А. Слаповский («Искренний художник», «Адаптатор», «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Он говорит, она говорит…», «Я – не я», «День денег», «Синдром Феникса», «Гаражи», «Участок», «Мы», «Общедоступный песенник», «Анкета», «Разговор», «Антиабсурд, или книга для тех, кто не любит читать», «Мужская правота», «Излишне говорить», «Иванов», «Клинч», «Пьеса №27», «Блин-2», «Женщина над нами», «Не такой, как все», «От красной крысы до зелёной звезды», «Мой вишнёвый садик», «Представление о театре» и др.), М. Шишкин («Всех ожидает одна ночь. Записки Ларионова», «Взятие Измаила», «Венерин волос», «Письмовник», «Урок каллиграфии», «Спасённый язык» и др.) – 1–2 произведения каждого писателя для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся.

Литература последнего времени и постмодернизм.
Поэзия. Продолжение творчества поэтов прежних поколений. Поэты последних десятилетий (И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко, О. Седакова, В. Строчков, Б. Рыжий и др.). Поэты андеграунда (Д. Пригов, И. Иртеньев, И. Искренко). Поэты-постмодернисты (Т. Кибиров, М. Айзенберг, С. Гандлевский, Л. Рубинштейн и др.). Б. Рыжий. (Общий обзор).

Проза. Продолжение творчества прозаиков прежних поколений. Новые произведения В. Пелевина, Л. Петрушевской, А. Кабакова, А. Курчаткина, В. Маканина, В. Токаревой,  Т. Толстой Д. Рубиной, В. Сорокина, В. Нарбиковой, М. Харитонова, Ю. Мамлеева, А. Иличевского, Л. Улицкой, Б. Акунина, Ю. Давыдова, Д. Быкова и др. (Общий обзор).

Драматургия: пьесы М. Шатрова, А. Солженицына, И. Дворецкого, В. Шаламова, Ю. Эдлиса, А. Ставицкого, А. Галина, А. Дударева, Л. Разумовской, В. Мережко, Э. Радзинского, Л. Петрушевской, Н. Коляды.

Теория литературы. Понятие о постмодернизме. Парадокс как художественный приём.

Глава 7.

Из зарубежной литературы.

Эрнест Хемингуэй. Обзор творчества. «По ком звонит колокол». Повторение: «Старик и море». Другие произведения (по исключительному желанию учащихся): «Острова в океане», «Сады Эдема», «И восходит солнце», «Смерть после полудня», «Победитель не получает ничего», «Иметь и не иметь», «За рекой, в тени деревьев», «Праздник, который всегда с тобой». Герман Гессе. «Игра в бисер». Другие произведения (исключительно по желанию учащихся): «Степной волк».

Теория литературы. Психологизм художественной литературы и внутренний монолог как одна из форм его воплощения (закрепление и углубление понятия).

 


Вы смотрели: Литература 11 класс Коровин Методическое пособие Углубленный уровень. Краткое содержание курса учебника в 2 частях. Цитаты из пособия Н. В. Беляевой и А. Е. Иллюминарской использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Литература Содержание курса Часть 2  Углубленный уровень.

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней