Литература 11 класс Коровин Методическое пособие Углубленный уровень. Краткое содержание курса учебника Часть 1-я. Цитаты из пособия «Литература : 11-й класс : углублённый уровень : методические рекомендации и поурочные разработки : учебное пособие / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская − Москва : Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Литература Содержание курса Часть 1 (угл.).
Смотрите также:
См. УЧЕБНИК по литературе Углубленный уровень
Поурочные разработки Углубленный уровень
Читательский дневник (примеры заполнения)
Краткое содержание курса. Часть 2.
Литература (Углубленный уровень)
Краткое содержание курса. Часть 1.
Глава 1. Исторические события, общественная мысль, наука, философия, культура, искусство, литература в конце XIX – начале XX в. Литература в России конца XIX – начале XX в. Серебряный век. Основные направления и течения: классический реализм, новый реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм, новокрестьянские поэты). (Обзор).
Глава 2. Классический реализм и модернизм на рубеже XIX – XX вв. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов. И. А. Бунин. А. И. Куприн. Л. Н. Андреев, М. Горький, А. С. Серафимович, В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, Е. И. Замятин и др. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (реализм, неореализм, натурализм, декаданс, модернизм). Основные понятия и термины. (Обзор).
Проза начала XX века (1895 – 1925).
Состояние русской прозы в начале XX века:
─ классический реализм – Л. Н. Толстой, А. П. Чехов,
─ новый реализм (неореализм) – И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, А. С. Серафимович, Е. И. Замятин, И. С. Шмелёв, Н. Андреев (обзор); (одно произведение по рекомендации учителя).
И. А. Бунин.
Биография и творческий путь. (Обзор). Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.
Поэзия (выборочное чтение 10 и изучение 5 стихотворений): «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Деревенский нищий», «Не видно птиц. Покорно чахнет…», «Родине», «Когда на тёмный город сходит…», «Поздний час. Корабль и тих и тёмен…», «Родина», «Нет солнца, но светлы пруды…», «На высоте, на снеговой вершине…», «Тропами потаёнными», «Песня» («Я – простая девка на баштане…»), «Одиночество» («И ветер, и дождик, и мгла…»), «В лесу, в горе родник, живой и звонкий…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Растёт, растёт могильная трава…», «Люблю цветные стёкла окон…», «Собака», «Ночлег», «Слово», ««Просыпаюсь в полумраке…», «Когда-то, над тяжёлой баркой…», «Молодость», «Полночный звон степной пустыни…», «Последний шмель», ««Настанет день – исчезну я…», «Покрывало море свитками…», «Первый соловей», «Среди звёзд», «Свет незакатный», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Михаил», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Пантера», «Петух на церковном кресте», «Льёт без конца. В лесу туман», «В пустом, сквозном чертоге сада…», «Кобылица», «Надпись на могильной плите», «Ночь» («Ледяная ночь, мистраль…»), «За всё, Тебя, Господь, благодарю!» (5 стихотворений для изучения, чтения и комментария по выбору учителя и учащихся).
Проза. Своеобразие повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. «Жизнь Арсеньева» как завершение цикла художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Сны Чанга», «Дело корнета Елагина», «Первая любовь», «Лика»; новеллы из сборника «Тёмные аллеи» (по выбору учащихся и учителя; рекомендуем: «Дурочка», «В одной знакомой улице», «Чистый понедельник»); повести («Деревня», «Суходол», «Митина любовь» (всего – 5 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся). «Жизнь Арсеньева» (по желанию).
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.
Максим Горький.
Жизнь, творчество, личность (на материале автобиографических произведений и биографических работ о М. Горьком, опубликованных в последние годы). Раннее творчество. Суровая правда рассказов о «босяках», романтический пафос ранних произведений. Поэтическая условность и символика образов. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Челкаш», «Дед Архип и Лёнька» (два рассказа для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя). Роман «Фома Гордеев» в кругу романов М. Горького. Изображение судеб людей в переломные моменты истории: необычность героя, порвавшего со своей средой, бурный и трагический протест против лжи. Страстные поиски смысла жизни. Социально-философская драма «На дне». Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения; иллюзии и активная, ищущая мысль; сон и пробуждение души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Роман «Фома Гордеев» и пьеса «На дне» (два произведения для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). «Мать», автобиографическая трилогия («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Жизнь Клима Самгина» и другие произведения М. Горького (по желанию учащихся). Публицистика М. Горького. Литературные портреты (по выбору учащихся). Литературный портретный очерк как жанр. Чтение и анализ одного из портретных очерков Горького. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет октябрьского переворота («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.). Влияние творчества М. Горького на судьбы русской литературы.
Теория литературы. Жанр литературного портрета. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
А. И. Куприн.
Биография и творчество. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»). Повести: «Олеся», «Поединок». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, её обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Рассказы: «Последний дебют», «Листригоны», «Allez!», «Гамбринус», «Изумруд», «Дознание», «Гранатовый браслет», повести «Олеся», «Поединок», романы «Юнкера», «Кадеты», «Молох» (3–4 произведения для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
А. Н. Толстой.
Биография и творчество. Угасание дворянских гнёзд, характеры чудаков и других персонажей, завершающих крепостную эпоху. Годы революции и переломы в судьбах людей. Тема Петра Первого и его преобразовательной деятельности. Фантастико-утопические произведения. Публицистика и патриотические военные рассказы. Произведения: «Детство Никиты», «Хромой барин», «Чудаки», «Смерть Налымова», «День Петра», «Хождение по мукам», «Пётр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Гадюка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Рассказы Ивана Сударева», «Русский характер» (5 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Исторический роман как жанр литературы.
Е. И. Замятин.
Творческий путь. Будущее человечества в представлении писателя. Технический прогресс и нравственные ценности. Произведения, рекомендуемые для чтения и анализа (по выбору учителя и учащихся): «Уездное», «Мы», «Рассказ о самом главном», «Пещера» и другие сочинения (1 произведение для текстуального изучения и 2 произведения для чтения по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Утопия и антиутопия в художественной литературе.
«Серебряный век» русской литературы.
Границы и содержание понятия. (Обзор). Символизм. Возникновение символизма как «нового искусства». Основные принципы эстетики французского и отечественного символизма. Теория символа. Предшественники русского символизма. И. Ф. Анненский как предшественник русского символизма (краткий обзор; произведения: «Стансы ночи», «Смычок и струны», «Ямбы», «Кулачишка», «Снег», «Среди миров», «Старые эстонки», «Ego», «К моему портрету»; 3 стихотворения по выбору). Зарождение и дебют русского символизма. В. С. Соловьев. Н. М. Минский. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов (краткий обзор). Периодизация русского символизма. Течения, школы и другие объединения русского символизма. Критерии их различения:
- хронологический:
- «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, М. Кузмин;
- «младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов;
- содержательный:
- символизм как религиозно-философское явление: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб;
- символизм как художественно-эстетическое явление: В. Брюсов, К. Бальмонт, М. Кузмин;
- символизм как художественно-религиозное явление, связанное с идеей преображения Земли и Человека: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.
Таким образом, символизм подразделяется либо на два, либо на три течения, различие между которыми условно и подвижно.
Глава 3. Русский символизм
Религиозно-философское течение русского символизма.
Н. М. Минский («Как сон, пройдут дела и помыслы людей…», «Посвящение» («Я цепи старые свергаю»), «Робкому соловью», «Облака», «Песня песен», «Кто Бога узрит…», «Наше горе», «Пред зарёю», «Моя вера», «Поэту», «Серенада», «Бог сказал Архистратигу…», «По взморью бродил я – и морю внимал», «Волна», «Гефсиманская ночь», «Два пути», «Перед луною равнодушной…», «О, этот бред сердечный и вечера…», «Прощание», «Гений требует слова, не просит…», «Пушкин», «Пока под снегом дремлют зёрна…», «Поздний колокол, гудящий…», «Все святыни в небе обветшали…», «Я слишком мал, чтобы бояться смерти…», «Я раб не потому, что в бедности рождён…», «Ты числами меня, природа, не страши», «Холодные слова»; 2–3 стихотворения по выбору учащихся или по рекомендации учителя).
З. Н. Гиппиус – поэт и критик (краткий обзор). Стихотворения (2–3 текста по выбору учащихся и по рекомендации учителя): «Песня» («Окно моё высоко над землёю…»), «Давно печали я не знаю…», «Посвящение», «Цветы ночи», «Надпись на книге», «Стук», «Снежные хлопья», «Электричество», «Как все», «Швея», «Пьявки», «Костёр», «Петербург» («Твой остов прям, твой остов жёсток…»), «Заклинанье», «14 декабря», «Всё моё», «У. С.», «14 декабря 17 года», «Кто он?», «Знайте!», «Ночь», «Родное», «Родине», «А. Блоку» («Впереди 12-ти не шёл Христос…»), «Любовь приходит незаметно…», «Сиянья», «Ясность», «Как он», «Горное», «Зеркала», «Воскресенье», «Игра», «Господи, дай увидеть!», «Я больше не могу тебя оставить…», «По лестнице… ступени всё воздушней…».
Д. С. Мережковский – поэт и прозаик («И хочу, но не в силах любить я людей…», «„Христос воскрес“, – поют во храме…», «Поэту наших дней», «На высоте», «В Альпах», «Черные сосны на белый песок…», «Родина», «Дон Кихот», «Сакья-Муни», «Бог», «Он про любовь ей говорил…», «Смех богов», «Дети ночи», «Тёмный ангел», «Парки», «Неуловимое», «De profundis», «Родник», «Двойная бездна», «Весёлые думы» (2–3 стихотворения по выбору учащихся или по рекомендации учителя); публицистика, критика, философская проза и эссеистика: «О причинах упадка и о новых течениях новой русской литературы», «Вечные спутники. Портреты из современной литературы», «Л. Толстой и Ф. Достоевский», «М. Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества», «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия», «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев»; художественная проза: трилогия «Христос и Антихрист», состоящая из романов «Смерть богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», «Антихрист. Пётр и Алексей», романы «Александр Первый», «14 декабря»)», дилогия: «Рождение богов. Тутанхамон на Крите», «Мессия», книги «Тайна трёх: Египет и Вавилон», «Тайна Запада: Атлантида – Европа», «Иисус Неизвестный» (по желанию учащихся).
Фёдор Сологуб – поэт и прозаик (краткий очерк творчества). Поэзия: «В мечтанья погружённый…», «Под черёмухой цветущей…», «Я рано вышел на дорогу…», «С врагом сойдясь для боя злого…», «Что в жизни мне всего милей?», «Что жалеть о разбитом бокале!», «Счастье», «Как много снегу намело!», «Вот у витрины показной…», «Ах, раздвиньтесь, стены душные…», «Творчество», «Я слагал эти мерные звуки…», «Нет, не любовь меня влекла…», «О смерть! Я твой. Повсюду вижу…», «Терцинами писать как будто очень трудно?», «Дождь неугомонный…», «Я душой умирающей…», «Покоряясь жажде странной…», «Запах асфальта и грохот колёс…», «На песке прихотливых дорог…», «Из мира чахлой нищеты…», «Я – бог таинственного мира…», «Над безумием шумной столицы…», «Придёшь ли ты ко мне, далёкий, тайный друг?», «Келья моя и тесна, и темна…», «Язычница! Как можно сочетать…», «Звезда Маир сияет надо мною…», «Вереницы мечтаний порочных…», «Недотыкомка серая…», «Иду в смятеньи чрезвычайном…», «Своеволием рока…», «Что таскать мне эту ношу…», «Я воскресенья не хочу…», «Ангел благого молчанья», «Я ухо приложил к земле…», «Прикован тяжким тяготеньем…», «Он песни пел, пленял он дев…», «Неустанное в работе…», «Балалайка моя…», «Моя усталость выше гор…», «Когда звенят согласные напевы…», «Я живу в тёмной пещере…», «Оргийное безумие в вине…», «Змий, царящий над вселенною…», «Околдовал я всю природу…», «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Когда я в бурном море плавал…», «Я влюблён в мою игру…», «Гимны родине» (4. «Печалью, бессмертной печалью…»), «На гармонике рёв трепака…», «Луны безгрешное сиянье…», «Преодолел я дикий холод…», «Насытив очи наготою…», «Соборный благовест» (1. «Давно в степи блуждая дикой…», 3. «В толпе благим вещаньям внемлют…», 4. «Слепой судьбе противореча…»), «Нерон сказал богам державным…», «Кто на воле? Кто в плену?», «Собака седого короля», «В светлый день похоронили…», «Нюренбергский палач», «Жизнь моя, змея моя!», «Чёртовы качели», «Мы – плененные звери», «Высоко луна Господня…», «Не трогай в темноте…», «Лихо», «Ты печально мерцала…», «В глубокий час молчания ночного…», «Час ночной отраден…», «Звезда Маир», «Любовью лёгкою играя…», «Улыбкой плачу отвечая…», «Поняв механику миров…», «Там, внизу, костры горели…», «Выпил чарку, выпил две…», «Смеётся ложному учению…», «Жизни, которой не надо…», «Только забелели по утру окошки…», «Триолеты» (2. «Один в полях моих иду»), «Пройдут все эти дни, вся жизнь совьётся наша…», «Цветы для наглых, вино для сильных…», «Россия», «Не презирай хозяйственных забот…», «На Волге», «Народ торжественно хоронит…», «Расточитель», «Милая мать, ты – Мадонна…», «Дорога от дождя размокла», «Мне паутину не плести…», «В стихийном буйстве жизни дикой…», «Широк простор, и долог путь…», «Когда я стану умирать…», «Снова саваны надели…», «Порой томится Дульцинея…», «Я сам закон игры уставил…», «Как ювелиры, собираем…», «Сатана вошёл во фраке…», «Ты жизни захотел, безумный!» (4–5 стихотворений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). Русские сумерки в прозе Ф. Сологуба: роман «Мелкий бес» (по желанию учащихся).
Художественно-эстетическое (эстетское)
течение отечественного символизма.
В. Я. Брюсов
Поэт, переводчик, стиховед, литературный критик (краткий очерк творчества). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Стихотворения: «Сонет к форме», «Осеннее чувство», «Творчество», «Юному поэту», «Возвращение», «Я», «Ребёнком я, не зная страху…», «Ассаргадон», «Жрец Изиды», «Психея», «Скифы», «Клеопатра», «Люблю я линий верность…», «В моих словах бесстыдство было…», «В дни запустений», «Мы», «Работа», «Нить Ариадны», «L’ennui de vivre», «Каменщик», «З. Н. Гиппиус», «В склепе», «Встреча», «Крысолов», «Гребцы триремы», «Цусима», «Грядущие гунны», «Поэту», «Сумерки», «Городу», «Раньше утра», «Ночь», «Париж», «Конь блед», «Чудовища», «К счастливым», «Хвала человеку», «Фаэтон», «Офелия», «По меже», «На сухой осине серая ворона…», «Родной язык», «Юношам», «Мы – скифы», «Работа» («Единое счастье – работа…»), «Третья осень», «Парки в Москве», «У Кремля», «Я вырастал в глухое время…» (5 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
К. Д. Бальмонт.
Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Эмигрантская лирика: главный мотив – воспоминания об оставленной России, её природе, городах и весях. Гимны русскому языку и русскому стиху. Стихотворения: «Одна есть в мире красота…», «Родная картина», «Чёлн томленья», «Песня без слов», «Камыши», «Ковыль», «Млечный путь», «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Белый лебедь», «Правда», «Пройдут века веков», «Сфинкс», «Я люблю далёкий след – от весла…», «Равнина», «Тишина», «Лесные травы», «Кинжальные слова», «Воспоминание о вечере в Амстердаме», «Чёт и нечёт», «Индийский мудрец», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…», «Будем как солнце! Забудем о том…», «Рассвет», «Гимн огню», «Белый пожар», «Завет бытия», «Я – изысканность русской медлительной речи…», «Слова — хамелеоны», «Сквозь строй», «В застенке», «Гармония слов», «На разных языках», «Придорожные травы», «Гимн солнцу» (1. «Жизни податель…»), «Я не знаю мудрости», «Далёким близким», «Довольно», «Безглагольность», «Мне странно подумать, что трезвые люди…», «Как я пишу», «Зерно», «Осень», «Святой Георгий», «Отзвук народного», «Преступное слово», «Родное» («Аллеи рек. Зеркальности озёр»), «Возглас боли», «Зеркало» («Я зеркало ликов земных…»), «Погоня», «Удел», «Золотое слово», «В гостиной», «Бубенчики», «Зеркало» («Ширяют ласточки над зеркалом пруда»), «Чёрный лебедь», «Лето», «Снопы», «Пантера», «Марло», «Лермонтов» (4. «Мы убиваем гения стократно…»), «Ночной дождь», «Слава крестьянину», «Женщина», «Верховные кони», «Она», «Приветствую тебя, старинный крепкий стих…», «Верблюды», «Я русский, я русый, я рыжий…», «Дюнные сосны», «Колокольный звон», «Душа с душой», «Москва», «Косогор» (5 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
По желанию учащихся: М. А. Кузмин. Краткий очерк творчества. Стихотворения для чтения и знакомства (2–3 по выбору учителя): «Любовь этого года» (1. «Где слог найду, чтоб описать прогулку…»), «Мудрая встреча» (9. «Двойная тень дней прошлых и грядущих…»), «Александрийские песни» («Вступление», «Когда мне говорят: „Александрия…“»), «Осенние озёра» (5. «Снега покрыли гладкие равнины…», «Не могу я вспомнить без волненья…»), «Зимнее солнце» (3. «Опять затопил я печи…»), «Трое» (5. «Уезжал я средь мрака…»), «Хождение Богородицы по мукам», «В дороге», «Слезами сердце я омою», «Глупое сердце всё бьётся, бьётся…», «Мария Египетская», «Плод зреет» (1. «Мы в слепоте как будто не знаем…», 3. «Господь, я вижу, я недостоин…», 6. «Находит странное молчание…», «Я вижу, в дворовом окошке…»), «Среди ночных и долгих бдений…», «Равенна», «Муза», «Рождество», «Форель разбивает лёд» (1. «Первое вступление», 14. «Двенадцатый удар», 15. «Заключение»), «Русская революция», «Декабрь морозит в небе розовом…», «Не губернаторша сидела с офицером…», «Памяти Лидии Ивановой».
Художественно-теургическое течение
русского символизма, или младосимволисты.
Андрей Белый
Поэт-символист, прозаик и теоретик символизма. Творческий путь. Влияние философии Вл. Соловьёва на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). Стихотворения: «Отчаянье», «Шоссе», «Русь», «Родина», «В полях» («Я забыл. Я бежал. Я на воле…»), «Друзьям», «Тройка», «Маг» («Упорный маг, постигший числа…»), «Ночь и утро», «Родине» («В годины праздных испытаний…»), «Родине» («Рыдай, буревая стихия…»)» (2–3 стихотворения для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). Роман «Петербург» (по желанию учащихся).
В. И. Иванов
Поэт, драматург и теоретик символизма (краткий очерк творчества). Античные и древнерусские мотивы в поэзии Вяч. Иванова. Обновление поэтического языка и стиха славянизмами, древнерусской речью и старинными стиховыми формами. Стихотворения о поэте, о поэтической речи и русском слове. Стихотворения: «Вчера во мгле неслись титаны…», «Дух», «В Колизее», «Звёздное небо», «Русский ум», «Тризна Диониса», «Богини», «В чёлне по морю» (3. «Час истомы, час отлива…»), «Возврат», «Поэты духа», «Хор солнечный», «Озимь», «Тихая воля», «Язвы гвоздиные», «Палачам», «Медный всадник», «Нива», «Криница», «Пригвождённые», «Рассвет», «Москва», «Славянская женственность», «Красота», «Утро», «Лета»), «Бельт» (2. «Но ты всё та ж, душа, что встаре!»), «Умер Блок», «Язык», «Римские сонеты» (9. «Пью медленно медвяный солнца свет…»), «Римский дневник 1944 года» (Январь. 1. «Великое бессмертья хочет…»), 6. «Всё бес назойливый хлопочет…», 9. «„У лукоморья дуб зелёный…“…», 11. «Когда б лучами, не речами…»; Февраль. 3. «И поэт чему-то учит…», 13. «Я посох мой доверил Богу…»; Апрель. 4. «Когда б не развязались чресла…», 9. «Тебя, кого всю жизнь я славил…»; Май. 4. «Зачем, о дали, голубея…»; Август. 3. «С тех пор как путник у креста…», 5. «Коль правда, что душа пред тем…»; Сентябрь. 3. «Лютый век! Убийством Каин…»; Октябрь. 3. «Таинник ночи, Тютчев нежный…», «Как в дни октябрьские прекрасен…», 5. «Рассказать – так не поверишь…»; Ноябрь. 4. «Лесов мутнеющий свинец…»*; Декабрь. 3. «И снова ты пред взором видящим…»*, 5. «Вы, чьи резец, палитра, лира…», 7. «Прощай, лирический мой Год!»); «Письмо из чернозёмной деревни», «Да, сей пожар мы поджигали…» (2–3 стихотворения для чтения и комментирования по выбору или рекомендации учителя).
Закат русского символизма.
Кризис мировоззрения и стиля. Первые попытки творческого самоопределения акмеизма и футуризма.
А. А. Блок.
Биография и творчество. Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьёва. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок как символист. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока. Поэтическая зрелость. Этические и художественные искания. Книги «Нечаянная радость», «Земля в снегу». Циклы «Снежная маска», «Фаина». «Балаганчик». Циклы «Вольные мысли», «На поле Куликовом». Последний период жизни и творчества. Лирика третьего тома. Стихотворные циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Родина», «О чём поёт ветер». Драма «Роза и Крест». Тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэма «Возмездие». Поэт и октябрьский переворот. Поэмы «Двенадцать». «Скифы». Послание «Пушкинскому Дому». Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов XX века. Стихотворения: Книга первая. – «Стихи о Прекрасной Даме» («Я вышел. Медленно сходили…», «Встану я в утро туманное…», «Неотвязный стоит на дороге», «Верю в Солнце Завета…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Я и молод, свеж, и влюблён…», «О легендах, о сказках, о тайнах…», «Вхожу я в тёмные храмы…»; «Распутья» («Погружался я в море клевера…», «Двойник» («Вот моя песня – тебе, Коломбина»)*, «Мой любимый, мой князь, мой жених…»); Стихотворения. Книга вторая. – Вступление («Ты в поля отошла без возврата»), «Пузыри земли» («Болотные чертенятки», «Я живу в отдалённом скиту…», «Осень поздняя. Небо открытое…», «Пляски осенние»); «Разные стихотворения» («Тяжко нам было под вьюгами…», «Её прибытие» (3. «Песня матросов», 4. «Голос в тучах», «Корабли пришли»), «Поэт» («Сидят у окошка с папой»), «У моря», «В туманах, над сверканьем рос…», «Осенняя воля», «Девушка пела в церковном хоре…», «Там, в ночной завывающей стуже…», «В голубой далёкой спаленке…», «Так. Неизменно всё, как было», «Мы подошли – и воды синие…», «Ангел-хранитель», «Шлейф, забрызганный звездами…», «Русь», «Нет имени тебе, мой дальний», «Тишина цветёт», «О жизни, догоревшей в хоре…», «Балаган», «Она пришла с заката», «Город» («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Город в красные пределы…», «Поднимались из тьмы погребов…», «В кабаках, в переулках, в извивах…», «Я вам поведал неземное…», «Вися над городом всемирным…», «Незнакомка», «Холодный день», «В октябре»); «Снежная маска»: «Снежное вино», «В углу дивана», «Насмешница», «Они читают стихи», «Обречённый», «Нет исхода», «На снежном костре»; «Фаина»: «Вот явилась. Заслонила…», «Ушла. Но гиацинты ждали…», «Снежная дева», «Заклятие огнем и мраком» (3. «Я неверную встретил у входа…», 5. «Пойми же, я спутал, я спутал…», 7. «По улицам метель метет…», 9. «Гармоника, гармоника!»), «Она пришла с мороза…»; «Вольные мысли»: «В дюнах»; Стихотворения. Книга третья. «Страшный мир»: «К Музе», «Под шум и звон однообразный…», «В эти жёлтые дни меж домами…», «Песнь Ада», «Поздней осенью из гавани…», «С мирным счастьем покончены счёты…», «Демон» («Прижмись ко мне крепче и ближе…»), «Идут часы, и дни, и годы…», «Унижение», «Пляски смерти» (1. «Как тяжко мертвецу среди людей…», 2. «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), «Миры летят. Года летят. Пустая…», «Жизнь моего приятеля» (5. «Пристал ко мне нищий дурак…»), «Чёрная кровь» (3. «Даже имя твоё мне презренно…», 8. «Я её победил, наконец!»), «Демон» («Иди, иди за мной – покорной…»); «Возмездие»: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Забывшие Тебя», «Она, как прежде, захотела…», «Когда я прозревал впервые…», «Когда, вступая в мир огромный…», «Весенний день прошёл без дела…»*, «Шаги Командора»; «Ямбы»: «О, я хочу безумно жить…», «Я ухо приложил к земле», «Тропами тайными, ночными…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь…», «В огне и холоде тревог…»; «Итальянские стихи»: «Равенна», «Девушка из Spoleto»*, «Слабеет жизни гул упорный»), «Флоренция» (1. «Умри, Флоренция, Иуда…», 4. «Жгут раскалённые камни…», 6. «Под зноем флорентийской лени…», 7. «Голубоватым дымом…»), «Сиенский собор», «Искусство – ноша на плечах…», «Глаза, опущенные скромно…»; «Разные стихотворения»: «Друзьям», «Поэты», «Всё это было, было, было…», «Сусальный ангел», «Комета», «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…», «Благословляю всё, что было…», «Послания» («Юрию Верховскому», «Валерию Брюсову», «Владимиру Бестужеву», «Вячеславу Иванову», «Анне Ахматовой»), «И вновь – порывы юных лет…», «На улице – дождик и слякоть…»; «Арфы и скрипки»: «Май жестокий с белыми ночами!», «Я пригвождён к трактирной стойке…», «Старинные розы…», «Опустись, занавеска линялая…», «Голоса скрипок», «Когда-то гордый и надменный…», «Сегодня ты на тройке звонкой…», «Есть минуты, когда не тревожит…», «Болотистым, пустынным лугом…», «В небе – день, всех ночей суеверней…», «Есть времена, есть дни, когда…», «Натянулись гитарные струны…», «Как день, светла, но непонятна…», «Петербургские сумерки снежные…», «Смычок запел. И облак душный…», «Превратила всё в шутку сначала…», «Он занесён – сей жезл железный…»; «Кармен»: «Бушует снежная весна…», «Среди поклонников Кармен…», «Вербы – это весенная таль…», «Ты – как отзвук забытого гимна…», «О да, любовь вольна, как птица…», «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…»; «Родина»: «Ты отошла, и я в пустыне…», «В густой траве пропадёшь с головой…», «Задебренные лесом кручи…», «На поле Куликовом», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «На железной дороге», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку…», «Грешить бесстыдно, беспробудно…», «Петроградское небо мутилось дождём…», «Я не предал белое знамя…», «Рождённые в года глухие…», «Коршун»; поэмы: «Соловьиный сад», «Двенадцать», «Скифы». (10 произведений для текстуального изучения и 40 для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Развитие понятия «образ-символ». Стихотворный цикл (развитие понятия). Лироэпическая поэма как жанр.
Глава 4.
Постсимволизм.
Литературные направления, течения, «школы», возникшие после кризиса символизма: акмеизм, футуризм, имажинизм, новокрестьянские поэты; поэты вне литературных направлений, течений и «школ». Общий обзор с краткой характеристикой каждого литературного явления с точки зрения его своеобразия. Общий обзор с краткой характеристикой каждого литературного явления с точки зрения его своеобразия. Акмеизм как одно из течений постсимволизма. Зарождение акмеизма. Акмеизм как объединение (литературный кружок), поэтическая школа и течение. Манифесты акмеистов. «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёва. «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. «Утро акмеизма» О. Мандельштама. Акмеисты (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий, В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич) и их круг (Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, M. Лозинский и др.) Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Нарбута, М. Зенкевича.
Н. С. Гумилёв.
Романтический герой лирики. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после октябрьского переворота. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века. Стихотворения: «Сонет» («Как конквистадор в панцире железном…», «Ягуар», «Жираф», «Носорог», «Озеро Чад», «Основатели», «Гиена», «Волшебная скрипка», «Старый Конквистадор», «Читатели книг», «У меня не живут цветы…», цикл «Капитаны», «Воин Агамемнона», «Путешествие в Китай», «Возвращение Одиссея», «Из логова змиева», «Любовь», «У камина», «Жестокой», «Укротитель зверей», «Отравленный», «Я верил, я думал…», «Паломник», «Современность»), «Памяти Анненского», «Фра Беато Анджелико», «Снова море», «Я вежлив с жизнью современною», «Я не прожил, я протомился…», «Восьмистишие», «Вечер», «Война», «Солнце духа», «Наступление», «Видение» «Деревья», «Андрей Рублёв», «Я и вы», «Стокгольм», «Природа» («Так вот и вся она, природа…»), «Природа» («Спокойно маленькое озеро…»), «Соединение», «Оглушённая рёвом и топотом…», «Память», «Слово», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Молитва мастеров», «Лес», «Персидская миниатюра», «Мои читатели», «Дремала душа, как слепая…», «Ещё не раз Вы вспомните меня…», «Зачарованный викинг, я шёл по земле…», «Судный день», «Когда я был влюблён (а я влюблён… <…>)», «Акростих», «Естество» (10 стихотворений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
А. А. Ахматова.
Периодизация жизненного и творческого пути. Детские и гимназические годы. Брак с Н. Гумилёвым. Первый период творчества (1909 – 1914). Среди акмеистов. Сборники «Вечер», «Чётки». Первые сборники «Вечер», «Чётки» – свидетельство новизны ахматовской лирики. Психологическая насыщенность стиха. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Первая мировая война. А. Ахматова в годы двух революций. Новые поэтические сборники: «Белая стая», «Подорожник», «Аппо Domini» («В Лето Господне»), стихотворения 1922 – 1924 гг.). Художественное творчество как тема ахматовской поэзии. Пушкин в творческой биографии Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой. Творчество Ахматовой в 1925 – 1940 гг. Отлучение от печати. Сборник «Тростник». «Путём всея земли». Сборник «Из шести книг». Предвоенные стихотворения. «Реквием» – поэма о трагедии народа. Жизнь и творчество А. Ахматовой 1941 – 1966 гг. Великая Отечественная война. Десятилетняя «немота». «Бег времени». Стихотворения: «Творчество», «Мне ник чему одические рати…», «Приморский сонет», «Родная земля». Размышление о времени, о мире и о человеке в «Поэме без героя». Художественное своеобразие поэмы. Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX века. Мировое признание. Произведения: «Вечер»: «Любовь», «В Царском Селе» (3. «Смуглый отрок бродил по аллеям…», 7. «Сжала руки под тёмной вуалью..»), «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я пришла сюда, бездельница…», «Хорони, хорони меня, ветер!», «Сероглазый король», «Мурка, не ходи, там сыч…»; «Чётки»: «Смятение» (1. «Было душно от жгучего света…»), «Как велит простая учтивость…», «Вечером», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Настоящую нежность не спутаешь…», «Сколько просьб у любимой всегда!», «Я научилась просто, мудро жить…», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Я с тобой не стану пить вино…», «Протёртый коврик под иконой…», «Я пришла к поэту в гости…»; «Белая стая»: «Есть в близости людей заветная черта…», «Всё отнято: и сила, и любовь», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Подошла. Я волненья не выдал…», «Царскосельская статуя», «Пустых небес прозрачное стекло…»*, «Я не знаю, ты жив или умер…», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», «Родилась я не поздно, ни рано…»; «Подорожник»: «Ты – отступник: за остров зелёный…», «Я спросила у кукушки…», «На шее мелких чёток ряд…», «Мне голос был. Он звал утешно…»; «Аnnо Domini. 1921–1922»: «Чёрный сон» (5. «Третий Зачатьевский», 6. «Тебе покорной? Ты сошёл с ума!»), «Что ты бродишь, неприкаянный…», «Всё расхищено, предано, продано…», «А Смоленская нынче именинница…», «Не бывать тебе в живых…», «Буду чёрные грядки холить…», «О, знала я, когда в одежде белой…», «Многим»; «Тростник»: «Надпись на книге», «Муза», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Тот город, мной любимый с детства…», «Двустишие», «Заклинание», «Поэт», «Когда человек умирает…», «Разрыв» (1. «Не недели, не месяцы – годы…»), «Последний тост», «Надпись на книге „Подорожник“»; «Седьмая книга»: «Тайны ремесла» (1. «Творчество», 2. «Мне ни к чему одические рати…», 3. «Муза», 4. «Поэт», 5. «Читатель», 6. «Последнее стихотворение», 7. «Эпиграмма», 8. «Про стихи», 9. «О, как пряно дыханье гвоздики…», 10. «Многое ещё, наверно, хочет…»), «Пушкин», «Наше священное ремесло…», «В сороковом году» (1. «Когда погребают эпоху…»), «Ветер войны» (5. «Мужество»), «Эти рысьи глаза твои, Азия…», «Словно Врубель наш вдохновенный…». «И было сердцу ничего не надо…», «Надпись на портрете», «Шиповник цветёт» (2. «Наяву», 6. «Сон», 10. «Пусть кто-то ещё отдыхает на юге…», 12. «Ты стихи мои требуешь прямо…», 13. «И это станет для людей…»), «Вот она, плодоносная осень!», «Нечёт» («Приморский сонет», «Летний сад», «Словно дальнему голосу внемлю…», «Не стращай меня грозной судьбой…», «Рисунок на книге стихов», «Три стихотворения» (1. «Пора забыть верблюжий этот гам…», 2. «И, в памяти чёрной пошарив, найдёшь…», 3. «Он прав – опять фонарь, аптека…»), «И снова осень валит Тамерланом…», «Памяти поэта» (1. «Умолк вчера неповторимый голос…», 2. «Словно дочка слепого Эдипа…»), «Родная земля», «Комаровские наброски», «Последняя роза», «Земля хотя и не родная…»); Стихотворения, не вошедшие в основное собрание: «На Казанском или на Волковом…», «Надпись на книге» («Из-под каких развалин говорю…»), «Из Дневника путешествия». Поэмы: «Реквием», «Поэма без героя». (10 произведений для текстуального изучения и 40 произведений для чтения, комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (углубление и закрепление понятия).
О. Э. Мандельштам
Поэт-акмеист и теоретик акмеизма. Биография. Начало творческого пути. Символистские истоки и их преодоление: «Невыразимая печаль», «Медлительнее снежный улей…». В кругу акмеистов. Принципы акмеизма, разделяемые Мандельштамом. Мотивы архитектуры, пластических искусств, музыки. Обращение к Средневековью – культуре, поэзии, художествам. Поэтические сборники. Стихотворения: «„Мороженно!“ Солнце. Воздушный бисквит», «Кинематограф», «Батюшков», «Айя-София», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «С розовой пеной усталости у мягких губ…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…», «Сумерки свободы», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Я наравне с другими…», «Ласточка», «Возьми на радость из моих ладоней…»). Поэт и социалистическая новь. Стихотворения: «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…», «Еще далёко мне до патриарха…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». Ссылка и новый поэтический подъём. Стихотворения: «Куда мне деться в этом январе?..», «Стихи о неизвестном солдате». Гибель поэта. Стихотворения: «Сусальным золотом горят…», «Только детские книги читать…», «Silentium», «Раковина», «Notre Dame», «Домби и сын», «Отравлен хлеб и воздух выпит», «Ахматова», «Пусть имена цветущих городов…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «О свободе небывалой…», «Я не увижу знаменитой „Федры“…»), «Невыразимая печаль…», «Медлительнее снежный улей…», «Казино», «Теннис», «Кинематограф», «На площадь выбежав, свободен…», «В Петрополе прозрачном мы умрём…», «Не веря воскресенья чуду…», «Эта ночь непоправима…», «Tristia», «В Петербурге мы сойдёмся снова…», «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…», «Сумерки свободы», «Психея-жизнь спускается к теням…», «Ласточка», «Возьми на радость из моих ладоней», «Я наравне с другими…», «Как растёт хлебов опара…», «Век», «Грифельная ода», «Нет, никогда, ничей я не был современник…»), «Не говори никому…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» («Ленинград»), «Мы с тобой на кухне посидим…», «Жил Александр Герцович…», «О, как мы любим лицемерить…», «Импрессионизм», «Батюшков», «Мы живём, под собою не чуя страны…», «Восьмистишия» (6. «Когда, уничтожив набросок…», 11. «И я выхожу из пространства…»), «Мастерица виноватых взоров…»), «Полночь в Москве», «Роскошно буддийское лето…», «Ещё далеко мне до патриарха», «Лишив меня морей, разбега и разлёта…», «Римских ночей полновесные слитки…», «На мёртвых ресницах Исаакий замёрз…», «Я в сердце века. Путь неясен…», «Как подарок запоздалый…», «Ещё не умер ты. Ещё ты не один…», «Как женственное серебро горит…», «Средь народного шума и спеха…», «Стихи о неизвестном солдате», «Я скажу это начерно, шёпотом…», «О, как же я хочу…», «Нереиды мои, нереиды!», «Я к губам подношу эту зелень…», «Есть женщины, сырой земле родные…», «Не говорите мне о вечности…», «В непринуждённости творящего обмена…», «Листьев сочувственный шорох…», «Когда мозаик никнут травы…», «Под грозовыми облаками…», «Единственной отрадой…», «Мне стало страшно жизнь отжить…», «Я вижу каменное небо…», «Как облаком сердце одето…», «Неумолимые слова…», «Душный сумрак кроет ложе…», «Тёмных уз земного заточенья…», «Стрекозы быстрыми кругами…», «Довольно лукавить: я знаю…», «Всё чуждо нам в столице непотребной…», «Где ночь бросает якоря…», «Автопортрет» («В поднятии головы крылатый…»), «Когда октябрьский нам готовил временщик…». (5 стихотворений для текстуального изучения и 15 стихотворений для чтения, комментирования по выбору учителя).
Глава 5.
Футуризм
Футуризм как «левое», авангардное течение искусства. Западноевропейский и русский футуризм. Футуризм в России. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (Велимир Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, Вас. Каменский, А. Кручёных, Е. Гуро, Р. Якобсон, Б. Лившиц, В. Шкловский и др.). «Центрифуга» Краткая характеристика объединения. Б. Л. Пастернак (творческий путь). Н. Н. Асеев (литературный портрет: стихотворения (по выбору учителя и учащихся): «Старинное», «Я знаю; все плечи смело…», «Донская ночь», «За отряд улетевших уток…», «С неба полуденного…», «Синие гусары», «Не за силу, не за качество…»). Другие объединения («Лирень», «Мезонин поэзии», «41°», «Творчество») и вне групп (Г. Шенгели, Т. Чурилин и др.). Общие принципы поэтики. Велимир Хлебников и другие кубофутуристы. Краткий творческий портрет Велимира Хлебникова. Поиски нового поэтического языка, эксперименты словом и со словом. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся): «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Числа», «Небо душно и пахнет…», «Свобода приходит нагая…», «В этот день голубых медведей…». «Гибель Атлантиды». «Ладомир». Давид Бурлюк («Немая ночь людей не слышно…», «Лето», «Поля черны, поля темны…», «Закат маляр широкой кистью…», «Солнцу светить ведь не лень…», «Звуки на а широки и просторны…»); Алексей Кручёных («Русь», «Суровый идиот я грохнулся на стол…»); Василий Каменский («Морская», «Улетан», «Разбойные-бесшабашные» (1. «Сарынь на кичку!»), «Сердко»); Елена Гуро («Но в утро осеннее, час покорно-бледный…», «Ветрогон, сумасброд, летатель…»), Бенедикт Лившиц («Полдень», «Предчувствие», «Исполнение», «Дворцовая площадь»). Эго-футурист Игорь-Северянин. Поиск новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грёзы и ирония поэта. Стихотворения: «Весенняя яблоня», «На реке форелевой», «В очарованьи», «„Виктория Регия“», «Качалка грёзэрки», «Шампанский полонез», «Это было у моря», «Кэнзели», «Нелли», «Эксцессерка», «Вервэна», «Опечаленная поэза», «Маленькая элегия», «Ноктюрн» («Бледнел померанцевый запад…»), «В шалэ берёзовом», «Интродукция. Триолет», «Сонет» («Я коронуюсь утром мая…»), «Грёзовое царство», «Прогулка короля», «Мои похороны», «Эго-футуризм» («Пролог», «Эпилог»); «Увертюра», «На островах», «Интродукция» («Я – соловей: я без тенденций…»), «Царица русского стиха», «Лейтмотивы», «Двусмысленная слава», «Финал», «Классические розы», «Запевка», «И будет вскоре», «Я мечтаю…», «Стихи Москве», «Народный суд», «Моя Россия», «Как хорошо…», «Все они говорят об одном», «Игорь-Северянин». (15 стихотворений футуристов для чтения и комментирования – по выбору учителя или учащихся).
В. В. Маяковский.
Творческий путь (подробный обзор). Начало творческого пути: дух бунтарства, эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Ранние поэмы: мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви. Антивоенные мотивы в дооктябрьской поэзии Маяковского. Поэт и революция. Окна РОСТА. Большевистский переворот в поэзии Маяковского. Новаторство лирико-политических поэм Маяковского. Особенности любовной лирики Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Новаторство Маяковского-драматурга. Традиции Маяковского в русской поэзии XX века. Произведения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Кофта фата», «Надоело», «Скрипка и немножко нервно», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «России», «Военно-морская любовь», «Радоваться рано», «Наш марш», «Левый марш», «Дешёвая распродажа», «Тамара и демон», «Версаль», «Мелкая философия на глубоких местах», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Товарищу Нетте. Пароходу и человеку», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Подлиза», «Юбилейное», «Домой», «О дряни», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Флейта-позвоночник», «Хорошо!» «Во весь голос». Пьесы: «Клоп», «Баня». (5 стихотворений для изучения, 10 стихотворений для чтения и комментирования; 2–3 поэмы для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся; пьесы – по желанию учащихся).
Б. Л. Пастернак.
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. Тема интеллигенции и революции, её решение в романе «Доктор Живаго». Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе. Мемуарная проза Пастернака. «Охранная грамота». Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Как бронзовой золой жаровень…», «Когда за лиры лабиринт…», «Мне снилась осень в полусвете стёкол…», «Я рос. Меня, как Ганимеда…», «Вокзал», «Венеция», «Встав из грохочущего ромба…», «Двор», «Чертёжный рейсфедер…», «Душа», «Я понял жизни цель и чту…», «Импровизация», «На пароходе», «Марбург», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Весенний дождь», «Степь», «Гроза, моментальная навек», «Зеркало», «Девочка», «Плачущий сад», «Ты в ветре, веткой пробующем…», «Душистою веткой машучи…», «Ты так играла эту роль!», «Балашов», «Определение поэзии», «Определение творчества», «Попытка душу разлучить…», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Давай ронять слова…», «Поэзия», «Два письма», «Другу», «Анне Ахматовой», «Марине Цветаевой», «Петухи», «Любка», «Брюсову», «Матрос в Москве», «Девятьсот пятый год» («В нашу прозу с её безобразьем…»), «Весеннею порою льда», «Волны», «Столетье с лишним – не вчера…», «Никогда не будет в доме…», «Смерть поэта», «Годами когда-нибудь в зале концертной…», «Не волнуйся, не плачь, не труди…», «Любить иных – тяжёлый крест…», «Любимая – молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Сосны», «Иней», «Зазимки», «Дрозды», «Страшная сказка», «Зима приближается», «Памяти Марины Цветаевой», «Стихотворения Юрия Живаго» («Гамлет», «Март», «Объяснение», «Ветер», «Август», «Зимняя ночь», «Разлука», «Рассвет», «Рождественская звезда», «На Страстной», «Земля», «Магдалина», «Гефсиманский сад»), «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво», «Ночь», «По грибы», «Когда разгуляется», «Хлеб», «Ночь», «Ветер», «Нобелевская премия», «Единственные дни», «Весна в лесу», «Июль», «Снег идёт». Стихотворения, не вошедшие в основное собрание: «Маяковскому», «Культ личности забрызган грязью…», «Анастасии Платоновне Зуевой», «Деревья только ради вас…»). Поэмы: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Роман «Доктор Живаго». (10 стихотворений для текстуального изучения и 25 произведений для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Представления о символизме, акмеизме, футуризме, имажинизме. Тоническое стихосложение. Развитие понятий о рифме (рифма составная, рифма ассонансная), о формах комического в литературе (гротеск, буффонада). Жанровые разновидности лирической поэмы.
По желанию учащихся: имажинизм.
Поэты-имажинисты: В. Г. Шершеневич, С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалёв), И. В. Грузинов, А. Б. Кусиков, Н. Р. Эрдман и др. Имажинизм и футуризм. Принципы течения и его своеобразие (краткий обзор). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся): В. Г. Шершеневич («Землетрясение (Nature vivante)» [Природа живая], «Маски», «Берег», «Мольба», «Судьба», «Обожание», «Память», «Порыжела небесная наволочка…», «Solo», «У других поэтов связаны строчки…», «Ах, не ждите от меня грубостей…», «Бледнею, как истина на столбцах газет…», «Принцип гармонизации образа», «Имажинистический календарь», «Инструментовка образом», «Принцип примитивного имажинизма», «Нет слов короче, чем в стихе…», «Вечер жизни», «Мой май», «От самых древних поколений…», «Первый среди последних»); А. Б. Мариенгоф («Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза…», «Кровью плюём зазорно…», «Россия», «Твердь, твердь, за вихры зыбим…», «Я пришёл к тебе, древнее вече…», «Встреча», «Утихни, друг», «Не много есть у вольности друзей», «Степи, звёзды и воды…», «Что родина?», «Там»); Рюрик Ивнев («Пахнет рыбой и палубой мытой…», «Чёрный вечер. Русская судьба», «Я надену колпак дурацкий…», «Москва», «Как всё пустынно! Пламенная медь», «От чар Его в позорной злобе…», «Уста пристегнув к стремени…», «Был тихий день, и плыли мы в тумане», «Россия», «Там, на зелёном откосе…»); И. В. Грузинов («Виясь над хладным серебром…», «Веер ресниц», «Русь», «Вкруг полей веду крутые межи…», «В тумане кони потонули…»); А. Б. Кусиков («Я считаю биенье виска…», «Мои мысли повисли на коромысле…», «Черепок», «Лес нагорный», «Шатёр», «Кони ветвистые»); Н. Р. Эрдман («Ветер насел петухом и скомкал…», «Ещё вчерашняя толпа не догудела…», «Хитров рынок»). (По 1–2 стихотворения каждого поэта по выбору учащихся или рекомендации учителя).
Глава 6.
Новокрестьянские поэты (обзор)
Н. А. Клюев, С. А. Есенин, П. А. Радимов, С. А. Клычков (Лешенков), П. В. Орешин, А. В. Ширяевец (Абрамов) и др. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора, наследию древней русской книжности. Группа «Краса». Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией, художественные, социальные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. Стихотворения: П. А. Радимов («О полях, что пьянятся от вешнего солнца…», «Молчанья поля не нарушу…», «Когда белеется в полях гречиха…», «Утро», «Светлым дозором белой денницы…», «Стойло», «Пашня»); С. А. Клычков («Уставши от дневных хлопот…», «Хоромы Лады», «Месяц», «Я всё пою – ведь я певец…», «Осенний день прозрачно стынет…», «Улюсь», «Подпасок», «У меня в избёнке тесной…»); П. В. Орешин («Квасок», «Алый храм», «Вечер», «Золотая соха», «Думка», «Деревенский учитель», «В хороводе», «Новая Русь», «Сивка-бурка», «Великоросс», «Бродяга»); А. В. Ширяевец («На чужбине невесёлой…», «Утро», «Бурлак», «Старь», «Волге», «Гадание»). (1–2 стихотворения для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Н. А. Клюев.
Творческий путь. Трагическая судьба поэта. Н. Клюев и А. Блок. Н. Клюев и С. Есенин. Традиции русского фольклора в поэзии Н. Клюева. Религиозно-философские мотивы в песенной окраске и обрядно-бытовых картинах. Произведения (по выбору учителя и учащихся): «Прохожу ночной деревней…», «Я пришёл к тебе, сыр-дремучий бор…», «Рожество избы», «Талы избы, дорога…», «Косогоры, низины, болота…», «Набух, оттаял лёд на речке…», «Обозвал тишину глухоманью…», «Не в смерть, а в жизнь введи меня…», «Сегодня в лесу именины…», «Черны проталины, навозом…», «Лесные песни» («Полюбовная», «Рыбачья», «Досюльная», «Кабацкая», «Острожная», «Девичья», «Свадебная»), «Поэту Сергею Есенину» («Изба – святилище земли…», «Бумажный ад поглотит вас…»), «Чтобы медведь пришёл к порогу…», «Земля и железо» («Есть горькая супесь, глухой чернозём…»), «Где рай финифтяный и Сирин…», «Я – посвящённый из народа…», «Мы – ржаные, толоконные…», «Есть в Ленине керженский дух…», «Россия плачет пожарами», «Я говорил тебе о Боге…», «Наша радость, наше счастье…», «Пахарь», «В морозной мгле, как око сычье…», «Ты всё келейнее и строже…», «Голос из народа», «Вы обещали нам сады…», «Горние звёзды, как росы», «Не оплакано былое…», «Костра степного взвивы…», «Александру Блоку», «Есть на свете край обширный…», «В златотканные дни Сентября…», «Я был прекрасен и крылат…», «За лебединой белой долей…», «Бегство», «Тёплым зовам не верит душа…», «Я молился бы лику заката…». Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери». (5 произведений для текстуального изучения и 10 – для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Провидческая функция поэзии. Фольклоризм поэзии (закрепление понятия).
С. А. Есенин.
Творческий путь поэта: Есенин – самоучка, имажинист, крестьянский и народный поэт. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как основная тема есенинского творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Цветопись в поэзии Есенина, сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). «Анна Снегина» – лирическое и эпическое в поэме. Трагизм поэмы «Чёрный человек» и лирики последних лет жизни поэта. Влияние творчества Есенина на русскую поэзию XX века. Стихотворения: «Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…», «Берёза», «Пасхальный благовест», «Троицыно утро, утренний канон…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «В хате», «Сторона ль, моя сторонка…», «Чёрная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «Русь», «Устал я жить в родном краю…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Корова», «Песнь о собаке», «Колокольчик среброзвонный…», «Запели тёсаные дроги…», «За тёмной прядью перелесиц…», «О товарищах весёлых…», «О Русь, взмахни крылами…», «Проплясал, проплакал дождь весенний…», «Зелная причёска…», «Я покинул родимый дом…», «Теперь любовь моя не та…», «Хорошо под осеннюю свежесть…», «Закружилась листва золотая…», «О Боже, Боже, эта глубь…», «Кобыльи корабли» (5. «Буду петь, буду петь, буду петь!»), «Разбуди меня завтра рано…», «Я последний поэт деревни…», «Душа грустит о небесах…», «Хулиган», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Всё живое особой метой…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Я обманывать себя не стану…», «Песнь о хлебе», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Мир таинственный, мир мой древний…», «Эта улица мне знакома…», «Прощание с Мариенгофом», «Мне осталась одна забава…», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер чёрные брови насопил…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Пушкину», «Отговорила роща золотая…», «Сукин сын», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Издатель славный! В этой книге…», «Персидские мотивы», «Несказанное, синее, нежное…», «Собаке Качалова», «Не вернусь я в отчий дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови, удача!», «Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я помню», «Гори, звезда моя, не падай…», «Я красивых таких не видел…», «Голубая кофта. Синие глаза», «Сочинитель бедный, это ты ли…», «Цветы мне говорят – прощай!», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Русь советская». Драма в стихах «Пугачёв». Поэмы: «Анна Снегина», «Чёрный человек». (25 произведений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
Теория литературы. Лирический стихотворный цикл, лирическая поэма. Биографическая основа лирических и лироэпических произведений.
Поэты вне направлений
М. А. Волошин (по желанию учащихся). Творческий портрет. Стихотворения, рекомендуемые для чтения и комментирования (по выбору учителя и учащихся). «Пустыня» («Монмартр… Внизу ревёт Париж…»), «Венеция», «Диана де Пуатье», «В цирке», «К твоим стихам меня влечёт не новость…», «Концом иглы на мягком воске…», «Пройдемте по миру, как дети…», «Старые письма», «Таиах», «Мы заблудились в этом свете…», «Я шёл сквозь ночь. И бледной смерти пламя…», «Киммерийские сумерки» (1. «Полынь» («Костёр мой догорал на берегу пустыни…»), 4. «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…»), «Осень… осень… Весь Париж…», «Дождь», «Она», «Созвездия», «Судьба замедлила сурово…», «Я к нагорьям держу свой путь…», «Я быть устал среди людей…», «Звучит в горах, весну встречая…», «Пустыня» («И я был сослан в глубь степей…»), «Альбомы нынче стали редки…», «Фаэтон», «Ты живёшь в молчаньи тёмных комнат…», «Россия», «Весна», «Голова madame de Lamballe», «Две ступени», «Предвестия», «Ангел мщенья», «Москва», «Демоны глухонемые», «Преосуществление», «Стенькин суд», «Дикое поле» (3. «Русь! встречай роковые годины»), «Русская революция», «Русь гулящая», «Неопалимая Купина», «Красногвардеец», «Большевик», «Гражданская война», «Террор», «Заклинание», «Из бездны», «Святая Русь», «Северовосток», «Родина», «Европа», «Потомкам», «Государство» (5. «А в наши дни, когда необходимо…», 6. «Есть много истин, правда лишь одна…»), «Дом поэта», «Я не пойду в твой мир гонцом…», «К Вам душа так радостно влекома…», «Верь в безграничную мудрость мою…», «Л. П. Гроссману», «Революция», «Так странно свободно и просто…». Поэма: «Россия». (Анализ 2–3 стихотворений, чтение и комментирование 10 стихотворений).
Теория литературы. Стихотворный цикл (закрепление понятия).
Глава 7.
Русская сатира XX века.
Русская сатира начала XX века. Сатирическая журналистика. Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
А. Т. Аверченко
Редактор и автор «Сатирикона», а затем «Нового Сатирикона». Творчество писателя (краткий обзорный очерк). Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Произведения: «Широкая масленица», «Рыцарь индустрии», «День Человеческий», «Поэт», «Страшный человек», «История одной картины», «Кривые углы», «Русская история», «Аполлон», «Неизлечимые», «Виктор Поликарпович», «Мужчины», «История болезни Иванова», «Здание на песке», «Леденящая душу история», «Дюжина ножей в спину революции». (2–3 рассказа для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся) Н. А. Тэффи. Биография и творческий путь. Произведения: «Ты пойди, моя коровушка, домой…», «Мой чёрный карлик целовал мне ножки», «Бедный Азра», «Он ночью приплывёт на чёрных парусах…», «Вот завела я песенку…»); «Всеобщая история, обработанная „Cатириконом“», «Экзамен», «Тонкая психология». (1–2 стихотворения и 2 прозаических текста для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). Саша Чёрный и поэты «Сатирикона». Биография и творческий путь. Сатира без лирики и лирическая сатира. Горькое высмеивание политической суеты, пошлости, жизненной скуки до 1917 года. Стихотворения: «Борьба», «Мёртвые минуты», «Рождение футуризма», «Трагедия», «Чепуха» («Трепов – мягче сатаны…»), «Песня о воле», «Мы сжились с богами и сказками…», «Пьяный вопрос», «Анархист», «Пошлость», «Крейцерова соната», «Все в штанах, скроенных одинаково…», «Жёлтый дом», «Интеллигент», «Отбой», «1909», «Бессмертие», «Простые слова», «Два желания», «Всероссийское горе», «Обстановочка», «Окраина Петербурга», «Жизнь», «Городская сказка», «Мухи», «Недоразумение», «Сиропчик», «Корней Белинский», «Октябристы», «Весёлая наглость», «Бульвары», «На славном посту», «В пространство», «Мёртвые минуты», «Книжный клоп, давясь от злобы…», «Анемоны», «Колыбельная», «Прекрасный Иосиф», «В Александровском саду», «Нирвана», «На кладбище», «Дождь», «Оазис», «Здравствуй, Муза! Хочешь финик?», «Сатирикон», «Мой роман», «Сказка про красного бычка». (10 стихотворений для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).
П. П. Потемкин
Жизнь и творчество (краткий обзор). Стихотворения: «Влюблённый парикмахер», «Лихач», «У дворца», «Жених», «У ворот», «Я шёл один по тротуару…», «Весна», «На бал», «Да или нет», «Двойник», «Ошибка», «У ранней», «Театр», «Вдова», «Идиллия», «Я люблю и пою про весну, про весну…», «На колокольне Ивана Великого», «Молчальники» (5 стихотворений для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). По желанию учащихся: В. И. Горянский («Предусмотрительный», «Симметрия», «Маленькая поэма», «Серенада», «Политик», «Сознательный читатель», «Разлив», «Машенька», «Примета», «Лавочка сластей», «Весна» («В тёмном горле водосточных труб…»), «Март», «Цветы на камне», «Будущий банкир», «Канарейка», «Точильщик»)); В. В. Князев («Народный марш», «Коли вспомнишь подчас…», «Павел», «С натуры», «Реквием», «Верую», «Скрижали завета», «Наследство», «Нищим духом»); А. С. Бухов («Приятный собеседник»); Евгений Венский: («К. Бальмонт», «А. Белый» («Альков, весёлый льков…»), «В. Брюсов», «З. Гиппиус», «Н. М. Минский», «П. Потемкин», «Марь Иванна Д’Арк», «Круговорот», «Разные», «В кафе», «Обыватель»); Сергей Горный («Без слов», «Надоели все тонкости»); Красный («Редактору, читающему рукописи»).
Теория литературы. Юмор, сатира (углубление и закрепление понятий).
Глава 8.
Из зарубежной литературы.
Марсель Пруст. Биография и творчество (обзор). Цикл романов «В поисках утраченного времени». Проблематика и поэтика романов. (1 роман или фрагменты для чтения и комментирования по выбору учителя).
Вы смотрели: Литература 11 класс Коровин Методическое пособие Углубленный уровень. Краткое содержание курса учебника в 2 частях. Цитаты из пособия Н. В. Беляевой и А. Е. Иллюминарской использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Литература Содержание курса Часть 1 Углубленный уровень.