Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 9 «Перемены в повседневной жизни в 1953–1964 гг». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §9.
<< § 8 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 10 >>
§ 9. Перемены в повседневной жизни в 1953–1964 гг.
- Какие перемены произошли в повседневной жизни советского человека в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.?

- «Революция благосостояния» • Стиляги
• 1956 г. – принятие закона «О государственных пенсиях». Средний размер пенсий увеличился на 80 %
• 1957 г. – проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
• 1964 г. – принятие закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (введение пенсий для колхозников)
МИР
• 1955 г. – в США впервые представлена бытовая микроволновая печь
• 1957 г. – введение в ГДР 45-часовой рабочей недели
• 1960 г. – национализация жилищного фонда на Кубе, начало расселения кубинцев в дома и квартиры, ранее принадлежавшие иностранцам
1) Демография.
К концу 1950-х гг. изменилась численность населения и социальная структура советского общества. Если в конце 1939 г. в СССР насчитывалось 190,7 млн человек, то по Всесоюзной переписи 1959 г. численность жителей страны составляла уже 208,8 млн человек. Увеличилась доля рабочих, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.
В 1962 г. численность городского населения (111,2 млн человек) впервые в истории страны превысила численность сельского (108,6 млн). Быстро росли города с населением свыше 100 тыс. человек. В 1939 г. их было 47, в 1959 г. – 89. Новым явлением стали города-новостройки (моногорода), создаваемые вокруг градообразующих предприятий.
- Численность какого социального слоя выросла, а какого – сократилась? Проследите взаимозависимость этих процессов.
2) Изменение условий и оплаты труда.
С середины 1950-х гг. для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день. В сентябре 1956 г. был законодательно установлен минимум заработной платы, оплачиваемый отпуск по беременности и родам увеличился с 70 до 112 дней. К концу 1960-х гг. все рабочие и служащие перешли на 6–7-часовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 часов. В 1956 г. был отменён закон, запрещающий переход работников на другие производства по собственному желанию.
Была введена единая система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала. К 1961 г. с учётом выплат и льгот из общественных фондов потребления зарплата рабочих возросла в 1,35 раза по сравнению с 1950 г. Были увеличены зарплаты низкооплачиваемым рабочим, минимальная зарплата выросла с 40–45 руб. в 1957 г. до 60 руб. в середине 1960-х гг. при сохранении уровня цен на основные товары и услуги.
С середины 1950-х гг. получили широкое распространение бригады коммунистического труда. Их работники не только перевыполняли производственные планы без дополнительной оплаты, но и показывали образцы трудовой и общественной активности.
- Как изменились условия труда? Почему стали возможны такие изменения?
3) Перемены в пенсионной системе.
В 1956 г. был принят закон «О государственных пенсиях». Пенсии были увеличены почти в 2 раза и зависели от стажа и возраста. Особая система пенсий сохранилась для научных работников и военных. В 1964 г. были введены пенсии для колхозников, но лишь тем, кто продолжал жить в колхозах. Пенсионный возраст был выше, чем у городских жителей, на пять лет. Размер пенсии был невелик и составлял 12–15 руб. Подразумевалось, что остальные средства колхозники могли получать от своего подсобного хозяйства.
- 1. Из курса всеобщей истории вспомните, где впервые была введена пенсионная система. Когда это произошло?
- 2. В виде схемы (или инфографики) отразите основные положения пенсионной системы СССР в 1950– 1960-х гг.
4) Решение жилищной проблемы.
Остро стоял жилищный вопрос. Проблемы с жильём были и до войны, а в результате разрушений военного времени без крова остались 25 млн человек. Рост производства строительных материалов и переход к технологии панельного домостроительства обеспечил возможность нарастить темпы возведения жилья.
Рабочие и служащие получали квартиры бесплатно, в порядке «живой» очереди. Списки составлялись на предприятиях, прежде всего очередниками становились семьи, в которых на одного человека приходилось 4,5 м2 и менее жилой площади. Для тех, кто располагал средствами (в основном научная и творческая интеллигенция), было доступно кооперативное строительство. Жилищные кооперативы привлекали личные сбережения людей, а те, в свою очередь, получали квартиру улучшенной планировки с возможностью оплаты в рассрочку в течение 15 лет.
Размах нового строительства принял грандиозные масштабы. За 1956–1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, новоселье справили около 54 млн человек (У4 населения СССР). С 1950 по 1964 г. городской жилищный фонд страны увеличился в 2,3 раза.
- За счёт чего удалось увеличить темпы жилищного строительства в СССР?
5) Жизнь на селе.
Менялась жизнь на селе. Были снижены сельхозналоги, повышены закупочные цены: за сданное государству мясо платили в 5,5 раза больше, за молоко и масло – в 2 раза. Это стало следствием «нового курса» Г. Маленкова. Ставка на расширение самостоятельности колхозов способствовала росту продуктивности сельского хозяйства.

Освоение целины привело к появлению в соответствующих регионах современных сельских поселений, с домами культуры, улучшенным снабжением. Вместе с тем централизованное снабжение продовольствием через торговую сеть приводило к сокращению производства в собственных хозяйствах селян. Отток населения в города приводил и к дефициту кадров в колхозах.
- Кто предложил проведение «нового курса» в сельском хозяйстве? Каковы были его основные мероприятия?
6) Популярные формы досуга.
Государство стремилось обеспечить вовлечённость детей и школьников в организованные формы – во внеклассные мероприятия, посещение школьных кружков по интересам, спортивных секций, библиотек.

У обладателей телевизоров часто собирались целые ватаги ребят из менее обеспеченных семей. И всё же расселение в отдельные квартиры постепенно приводило к тому, что двор утрачивал былое значение как пространство общения. Связи между людьми, живущими в новостройках, были менее тесными, чем прежде. Вместе с тем домовыми комитетами проводилась большая организационная работа по объединению населения: создавались «красные уголки» в приспособленных подвалах, с общественными телевизорами, организовывались летние дворовые детские лагеря и пр.
Свободное время в больших городах люди проводили в кинотеатрах, на аттракционах в парках культуры и отдыха, на танцплощадках. При среднем размере зарплаты рабочих и служащих в 90 руб. (1964) посещение кинотеатра обходилось в 25 коп., театра – от 80 коп. до 1 руб. Сложнее было попасть в молодёжные кафе, на спектакли в модных театрах.
Популярными у молодёжи стали литературные вечера в Политехническом музее. Столичная интеллигенция посещала Большой зал Московской консерватории, музыкальные вечера в Концертном зале им. П. Чайковского. Особой популярностью пользовались выступления пианистов Э. Гилельса и С. Рихтера, скрипача Д. Ойстраха, снискавших мировое признание.
Значительно выросла посещаемость музеев, в том числе новых по истории Великой Отечественной войны. Коллективы художественной самодеятельности (хоровые, танцевальные, исполнительские) действовали практически во всех домах культуры, концертных залах, во многих производственных коллективах.
Международные успехи советских спортсменов способствовали развитию массового спорта. Особенно популярными были футбол и волейбол, зимой – лыжи, коньки, хоккей. Теперь миллионы студентов и школьников регулярно посещали спортивные секции, сдавали нормативы ГТО. Производственная гимнастика стала обычным делом в учреждениях и на предприятиях во время специальных перерывов в работе.
В 1956 г. в столичных Лужниках открылся огромный спортивный комплекс – Центральный стадион им. В. И. Ленина. На многие годы Лужники стали центром спортивной жизни страны, а в 1957 г. – главным объектом мероприятий VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. С конца 1950-х гг. во Дворце спорта в Лужниках с «отчётами» о своих зарубежных визитах часто выступал Н. Хрущёв.
- Как изменился досуг советского человека в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.? С чем были связаны эти изменения?

7) Изменение структуры питания.
По сравнению с послевоенными годами значительно улучшилось снабжение городов продовольствием. В 1960 г. потребление мяса и мясопродуктов в расчёте на душу населения составляло 39,5 кг, молока и молочных продуктов – 240 кг, рыбы и рыбных продуктов – 9,9 кг, сахара – 28 кг, картофеля – 143 кг, овощей и бахчевых культур – 70 кг, фруктов и ягод – 22 кг, хлеба и хлебных продуктов – 164 кг. Это был большой шаг вперёд.
«Бестселлером» десятилетия стала переизданная миллионными тиражами «Книга о вкусной и здоровой пище», не только содержавшая рецепты приготовления блюд из доступных продуктов, но и учившая сбалансированному питанию, сервировке праздничного стола. Правда, теперь рост потребления достигался за счёт закупок продовольствия за рубежом, причём объём импорта из года в год возрастал.
Государственные розничные цены на продукты питания и основные промышленные товары оставались стабильными долгие годы и даже десятилетия. Батон белого хлеба стоил от 13 до 25 коп. (в зависимости от качества муки), буханка чёрного хлеба – от 18 до 22 коп., литр молока – от 22 коп., 1 кг мяса – от 2 руб., 1 кг сливочного масла – 3,6 руб., 1 кг свежемороженой рыбы – от 80 коп.
- Составьте в тетради диаграмму потребления основных продуктов питания на душу населения в СССР в 1960 г. На основе данной диаграммы опишите рацион среднестатистического советского человека конца 1950-х – начала 1960-х гг.

8) Товары первой необходимости.
Проблемой оставалось снабжение качественной одеждой, обувью, предметами повседневного спроса. Производственные мощности не справлялись со стремительно растущими запросами населения. В декабре 1953 г. вновь был открыт Государственный универсальный магазин (ГУМ, закрытый на излёте нэпа), который стал витриной советской торговли.
Поменял стиль работы Центральный универсальный магазин (ЦУМ): стали продавать товары высокого качества по повышенным ценам, впервые была введена система самообслуживания.
В 1957 г. на пл. Дзержинского (ныне Лубянка) в Москве открылся головной магазин торговой системы «Детский мир». Там продавалась одежда и игрушки для детей. Это был первый в стране многоэтажный магазин с эскалаторами. Позднее были открыты магазины «Детский мир» в других крупных городах.
- Создайте рекламный буклет одного из магазинов, упомянутых в данном пункте параграфа. Отразите в буклете специфику данного магазина.
9) Книги, журналы, газеты.
В 1950-е гг. за СССР на долгие годы закрепилась слава самой читающей страны мира. Людей, читающих книги, журналы, можно было встретить повсеместно: в транспорте, парках, домах культуры. Регулярно выходило более 3 тыс. журналов и других периодических изданий. Годовой тираж 9544 газет, выходивших на 165 языках народов СССР, превышал 15 млрд экземпляров. Каждая семья, как правило, выписывала несколько газет и журналов.
С началом широкомасштабного жилищного строительства стало модным иметь семейную библиотеку в собственных квартирах. Большой популярностью пользовались и общественные библиотеки (в 1960 г. – 136 тыс.).
- 1. Почему СССР часто называли самой читающей страной в мире?
- 2. Подумайте, как массовое жилищное строительство повлияло на тиражность книг в СССР.
10) Туризм.
С 1960-х гг. в СССР активно развивался внутренний туризм. Понемногу росло и количество туров за границу, в основном в социалистические страны.

Наиболее доступными формами отдыха стали туристические походы и экскурсии, организуемые для школьников и студентов. Фактически они стали частью системы внеклассной работы школ и учреждений культуры. Это способствовало развитию чувства коллективизма, говоря сегодняшними словами, «тим билдинг». Они не требовали больших затрат. В последующие годы турпоходы стали массовыми формами досуга как среди взрослого населения, так и среди детей и молодёжи.
- Подумайте, какие факторы влияли на развитие внутреннего туризма в СССР.
- Разработайте экскурсионный (туристический) маршрут по достопримечательностям вашего региона. Создайте рекламный проспект данного маршрута, которым можно было бы заинтересовать советского туриста 1950 – 1960-х гг.
11) Молодёжная субкультура.
Особенностью эпохи стало проникновение в советский быт элементов международной молодёжной субкультуры. Это происходило на фоне участившихся международных контактов после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Регулярными стали московские кинофестивали и международные конкурсы. Сказывалось и общее омоложение населения. К 1960 г. молодёжь в возрасте до 30 лет составляла половину населения СССР. На улицах Москвы и ряда других крупных городов появились молодые люди, одетые в яркую одежду. В общении между собой они использовали много англицизмов, увлекались популярным тогда в Европе и США рок-н-роллом. Несмотря на негативную реакцию со стороны консервативно настроенного общества, в среде молодёжи стиляги (так их стали называть) вызывали определённый интерес.
- Кто такие стиляги? Почему в СССР боролись с ними?

12) Изменение общественных настроений и ожиданий.
Повышение жизненных стандартов, стремительные перемены в быту повлекли и перемены в общественном сознании. Характерной чертой советского общества 1950–1960-х гг. был социальный оптимизм. Людей привлекала перспектива построения справедливого общества, возможность обогнать в развитии западные страны, а если понадобится, то и «показать кузькину мать» врагам социализма. Советские люди верили, что СССР идёт в авангарде человечества, показывает пример другим странам и народам.
В молодёжной среде, особенно у наиболее активной и образованной части (как правило, состоявшей в комсомольских организациях), новое наполнение получали идеалы справедливости, коллективизма, правды, равноправия, самопожертвования.

Одновременно люди стали более требовательно, придирчиво и даже критически относиться к действиям власти.
В начале и середине 1960-х гг. многие горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и возвратом к его частичному нормированию, сельские жители – ограничением личных подсобных хозяйств, верующие – новой атакой на церковь, интеллигенция – непоследовательностью перемен, военные – обвальным сокращением армии и флота. Партийный и государственный аппарат был недоволен бесконечными реорганизациями.
Поскольку в качестве главного адресата этой критики воспринимался Н. Хрущёв, то его отстранение от власти было воспринято обществом в целом как закономерное.

- 1. Какие социальные реалии жизни советского общества отражены в данном стихотворении?
- 2. О каких жизненных ценностях говорится в нём?
- 3. Как в данном стихотворении проявился социальный оптимизм советского человека?
Период 1953–1964 гг. в СССР стал временем «революции благосостояния», повышения стандартов жизни, изменения социально-бытового уклада населения, перемен в общественном сознании.
Вопросы и задания на стр.119
- Какой массовый процесс, происходивший в СССР, отражает первая иллюстрация к параграфу (см. с. 106)?
- Перечислите категории населения, положение которых улучшилось в 1950 – 1960-х гг. Приведите примеры улучшения положения данных категорий населения. Что, по вашему мнению, позволило улучшить жизнь этих людей?
- Составьте опросный лист о повседневной жизни советского человека в 1950–1960-х гг. На его основе проведите исследование, опросив своих родственников или знакомых старшего возраста об их повседневной жизни в данный период. Результаты опроса оформите в виде электронной презентации (сопроводите её фотографиями из семейного архива).
- Используя архив (в бумажном или электронном виде) одной из советских газет, расскажите, о чём писали советские СМИ в 1950 – 1960-х гг. Какие актуальные проблемы жизни общества были в центре внимания прессы? Свой ответ аргументируйте.
- С помощью дополнительных источников информации (в том числе данных переписи населения СССР 1959 г.) выясните, как изменилась численность населения в вашем регионе в 1953–1964 гг. Как изменился состав его населения (возрастной, социально-классовый, по уровню образования и т. д.)? Какие факторы привели к таким изменениям?
- * Напишите (в тетради) эссе об одном дне из жизни советского человека в 1950 – 1960-х гг. При написании эссе обязательно укажите, представитель какого слоя советского общества является его героем.
- * Посмотрите советский фильм «За витриной универмага» (режиссёр С. Самсонов). Какие недостатки повседневной жизни советского общества отражены в фильме? Сохранились ли они в наше время? Какие положительные стороны жизни советского общества середины 1950-х гг. вы могли бы выделить? Как вам кажется, может ли данный фильм быть наглядной иллюстрацией повседневной жизни советского общества середины 1950-х гг.?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) проведение в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
2) проведение денежной реформы
3) проведение первой после окончания Великой Отечественной войны переписи населения СССР
4) открытие театра «Современник»
5) введение пенсий для колхозников
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из доклада Центрального статистического управления СССР о предварительных итогах Всесоюзной переписи населения на 15 января 1959 г. Ответьте на вопросы и выполните задание.

- Какова была общая численность населения СССР по данным предыдущей переписи населения? Сколько лет прошло между переписями населения?
- На сколько миллионов человек возросла численность населения СССР к 1959 г. по сравнению с предыдущей переписью?
- В каком из районов СССР произошёл наибольший процентный рост численности населения?
- В каких союзных республиках численность населения снизилась?
- Составьте в тетради диаграмму полового состава численности населения СССР по переписи 1959 г. в процентах. Чем вы можете объяснить такое соотношение мужчин и женщин в СССР?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?» Худ. фильм 1961 г., реж. Ю. Райзман.
- «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ». Худ. фильм 1966 г., реж. Э. Рязанов.
- «ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ». Худ. фильм 1967 г., реж. А. Кончаловский.
- «ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ». Худ. фильм 2008 г., реж. К. Шахназаров.
- «СТИЛЯГИ». Худ. фильм 2008 г., реж. В. Тодоровский.
- «КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ». Худ. фильм 2015 г., реж. С. Говорухин.
Вы смотрели: История России Мединский §9. 11 класс Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 8 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 10 >>