Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 8 «Культурное пространство в 1953–1964 гг«. Учебник для 11 класса Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §8.
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 9 >>
История России 11 класс. Учебник § 8.
8. Культурное пространство в 1953–1964 гг.
- Почему изменения в духовной жизни советского общества, произошедшие в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг., получили название «оттепель»?

- Оттепель • Самиздат • Поколение шестидесятников • «Тамиздат».
• 1956 г. – олимпийское золото сборной СССР по футболу
• 1958 г. – присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии по литературе
• 1959 г. – «Правда» начала публиковать программы Центрального телевидения
• 1961 г. – появление телевизионной викторины «Клуб весёлых и находчивых» (КВН)
• 1961 г. – завоевание титула чемпиона мира по шахматам советским шахматистом М. Ботвинником (в третий раз)
МИР
• 1956 г. – публикация романа Э. Ремарка «Чёрный обелиск»
• 1957 г. – присуждение Нобелевской премии по литературе французскому писателю А. Камю
• 1960 г. – появление The Beatles; кинофильм «Великолепная семёрка» (США)
• 1962 г. – присуждение Нобелевской премии по литературе американскому писателю Дж. Стейнбеку
1) Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере.
Первое послесталинское десятилетие ознаменовалось серьёзными переменами в общественной жизни. Советский писатель И. Эренбург назвал этот период оттепелью, наступившей после долгой и суровой «сталинской зимы». Не «весна» с её полноводным «разливом», а именно оттепель, за которой мог последовать и «лёгкий морозец».
На перемены первыми откликнулись литераторы. Появились произведения нового, обновленческого направления в советской литературе. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам, к нерешённым вопросам развития страны.
В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от лакировки окружающей жизни. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о необходимости открытости в общественной жизни. Однако публикация этих работ была признана вредной. А. Твардовский был отстранён от руководства журналом в 1954 г., но в 1958 г. снова стал его главным редактором.
Изменение настроений в обществе требовало смены стиля руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС. Однако попытки главы Союза писателей А. Фадеева добиться прогресса на этом пути привели его к опале, а затем и к самоубийству.
В своём предсмертном письме он отметил, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник») и др.
Освоение космоса, развитие науки сделали чрезвычайно популярной научную фантастику. Романы и повести И. Ефремова, А. Казанцева, братьев А. и Б. Стругацких и др. создавали преисполненный борьбы, но привлекательный образ будущего, раскрывали внутренний мир советского исследователя и учёного, движимого в первую очередь общественными интересами.
Огромную популярность получили поэтические вечера в Политехническом музее в Москве, на которых выступали молодые яркие таланты – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и др.
В советском искусстве в период оттепели сформировалось два основных направления. Это «полуофициальный авангард», представители которого вдохновлялись зарубежными современниками. После резкой критики Н. Хрущёвым выставки в Манеже в 1962 г. официально одобряемой формой живописи стал новый реализм – так называемый суровый стиль (Г. Коржев, Т. Салахов, В. Попков).
С 1959 г. возобновилось проведение Московских международных кинофестивалей (первый состоялся в 1935 г.) под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».
Наряду с радио важнейшее значение стало приобретать телевидение. В 1958 г. в домах граждан СССР было уже около 3 млн телевизоров.
- 1. В чём состояла суть обновленческого направления в советской литературе?
- Перечислите имена литераторов, относящихся к этому направлению.
- 2. Приведите примеры оттепели в советском искусстве 1950– 1960-х гг.

2) Власть и интеллигенция.
Власть искала новые форматы диалога с творческой интеллигенцией. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. При этом, к сожалению, личные вкусы Хрущёва, выступавшего на таких встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Его грубость и безапелляционность вызывали стихийное отторжение в кругах советских интеллектуалов.
После XX съезда КПСС идеологическое давление в области литературы, музыкального и театрального искусства, живописи и кинематографии в целом ослабло. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Молотова, Маленкова и др.
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал Постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“ и „От всего сердца“», в котором признавались несправедливыми прежние негативные оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели и др. В то же время призывы творческой интеллигенции к отмене и других идеологических ограничений 1940-х гг. не находили отклика со стороны власти.
Политика оттепели, таким образом, имела определённые границы. Одним из ярких примеров стало «дело Пастернака». Публикация на Западе романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. В сложившейся ситуации он счёл нужным отказаться от Нобелевской премии.
Событием в общественной жизни стала публикация в СССР произведений А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».
Довольно быстро стало понятно, что появившиеся многочисленные «антисталинские» публикации фактически являлись критикой не только Сталина, но и советской системы в целом.
Поэтому Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

В то же время появилось множество литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова и его экранизация С. Бондарчуком, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), получивших всенародное признание благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни советского человека.
- 1. Какие новые приёмы стала использовать власть в отношениях с интеллигенцией в период оттепели?
- 2. Какому советскому писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе? За какое произведение? Почему этого писателя заставили отказаться от неё? Дайте оценку таким действиям властей в контексте оттепели.
3) Развитие образования.
С построением в СССР индустриального общества стало ясно, что существовавшая система образования нуждается в обновлении, чтобы учитывать развитие науки и техники, а также перемены в социально-гуманитарной сфере.
Однако это входило в противоречие с фактическим курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, ежегодно требовавшей новых рабочих рук для строящихся предприятий.
Поэтому реформа образования была нацелена в первую очередь на решение проблемы рабочих кадров. В соответствии с законом 1958 г. вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь могла получить, оканчивая либо школы рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако возросла текучесть кадров, среди молодых рабочих понизился уровень трудовой дисциплины.
- Почему советская система образования нуждалась в обновлении? Какие шаги были сделаны в этом направлении?
4) Власть и церковь.
В 1954–1955 гг. сохранялся прежний курс государства в отношении церкви. Впервые за годы советской власти Библия и Евангелие были напечатаны на русском языке. Реабилитация коснулась и заключённых-священников (половина всех архиереев РПЦ в прошлом были репрессированы).
Начавшаяся в 1956 г. критика Сталина коснулась и сложившихся при нём достаточно терпимых взаимоотношений власти и церкви. С 1958 г. началась новая антирелигиозная кампания. Секретным постановлением ЦК КПСС предусматривалось в короткий срок вдвое сократить число монастырей, провести «чистку» церковных библиотек, ограничить паломничество верующих к святым местам. В 1961 г. началась «церковная реформа». Духовенство было отстранено от руководства приходами, которые возглавили церковные старосты, назначаемые местными органами власти (райисполкомами). Несмотря на протесты верующих, вновь, как и в 1930-е гг., началось закрытие и уничтожение церквей. Из 13 414 храмов закрылась почти половина, из 63 монастырей – 44. Был введён контроль над отправлением церковных обрядов.

Аналогичные меры предпринимались и в отношении мусульман, иудеев, католиков, представителей других конфессий.
- Как изменилось положение церкви в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.? Почему советское правительство избрало именно такой курс в религиозной политике?
5) Зарождение новых форм общественной жизни.
ХХ съезд КПСС и начавшаяся оттепель привели к появлению новых форм общественной жизни. С конца 1950-х гг. стали издаваться первые самиздатовские (машинописные) журналы, в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов, а также стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Волошина, Н. Гумилёва, М. Цветаевой и др.
В условиях холодной войны наряду с самиздатом получил распространение «тамиздат» – публикация литераторами за границей своих произведений за счёт иностранных спонсоров. Это активно использовалось Западом для формирования критических настроений в кругах интеллигенции.
С лета 1958 г. в Москве у памятника В. Маяковскому, а также в Политехническом музее стали проходить встречи студентов, молодых поэтов, писателей, на которых звучали стихи новых авторов, велись литературные дискуссии.
В 1961 г. на телевидении появилась новая передача – «Клуб весёлых и находчивых», участники которой часто иронизировали над курьёзами советского быта. Она быстро приобрела всенародную популярность. В школах, пионерских лагерях создавались команды КВН. В стране началось движение КВН.
Эти и другие новые формы общественной жизни охватывали, как правило, представителей студенчества, в среде которых царила атмосфера предчувствия обновления. Под их влиянием сформировалось поколение шестидесятников.
- Почему движение КВН набирало популярность в СССР?
6) Советский спорт.
Годы оттепели ознаменовались триумфальными победами советских спортсменов. Три олимпийских цикла подряд, на летних Олимпиадах в Мельбурне (1956), Риме (1960) и Токио (1964), а также на зимних Олимпиадах в Кортина д’Ампеццо (1956), Скво-Вэлли (1960) и Инсбруке (1964) советская команда убедительно опережала всех соперников и по общему числу медалей, и в неофициальном командном зачёте. Лучшим на Олимпиаде в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964) в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др.

Это были годы триумфа великого советского футбольного вратаря, московского динамовца Льва Яшина, сыгравшего за свою спортивную карьеру более 400 официальных матчей (в том числе 207 без пропущенных голов). Выдающийся боксёр В. Попенченко стал двукратным чемпионом Европы и чемпионом Олимпийских игр 1964 г. в Токио.
Успехи советских спортсменов стали мощным стимулом для развития массового спорта. По всей стране строились новые стадионы и дворцы спорта. Массово открывались спортивные секции и детско-юношеские спортивные школы. Закладывалась системная основа для будущих побед советских спортсменов.
- 1. Почему в СССР важная роль отводилась развитию спорта?
- 2. В каких видах спорта представители СССР достигли высоких результатов?
- Назовите имена наиболее известных советских спортсменов середины 1950-х – первой половины 1960-х гг.
В условиях холодной войны оттепель стала периодом оживления всех сторон культурной жизни. Она ознаменовалась появлением новых ярких произведений в литературе и киноискусстве. Оттепель породила поколение шестидесятников, оказавших большое влияние на общественные процессы в СССР в последующие годы.
Вопросы и задания на стр.103
- Какое внутриполитическое событие, с вашей точки зрения, больше остальных повлияло на развитие культуры и духовной сферы периода оттепели? Почему именно это событие?
- Какие новые тенденции появились в советской художественной культуре в период оттепели?
- Что такое самиздат и «тамиздат»? Каким образом в СССР распространялись произведения самиздата и «тамиздата»? Подумайте, могли ли данные явления быть элементом идеологического противостояния СССР и США.
- Дайте характеристику политике государства в области образования. Ответ оформите в тетради в виде тезисов.
- Заполните (в тетради) таблицу «Развитие советской культуры в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.».

По итогам заполнения таблицы подготовьте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) об одном из деятелей советской культуры середины 1950-х – первой половины 1960-х гг. - Охарактеризуйте политику государства по отношению к религии и церкви. При подготовке ответа воспользуйтесь отрывками воспоминаний современников.
- * Напишите сценарий короткого познавательного видеоролика об одном из советских спортсменов середины 1950-х – первой половины 1960-х гг. При наличии технической возможности совместно с одноклассниками реализуйте этот сценарий, сняв видеоролик.
- * Выясните, кто изображён на фотографии, размещённой в начале параграфа (на с. 94). Как вы понимаете цитату, размещённую на заднем плане данной фотографии: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым»?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) возобновление Московского международного кинофестиваля
2) присуждение Нобелевской премии по литературе Б. Пастернаку
3) участие сборной СССР в Олимпийских играх в Риме
4) победа сборной СССР по футболу на Олимпийских играх в Мельбурне
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «оттепель»
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из письма писателя В. Гроссмана Н. Хрущёву (1962). Выполните задание и ответьте на вопросы.

- 1. В каком году произошёл съезд партии, о котором упоминает автор письма?
- 2. О каком художественном произведении говорится в письме? Чему оно посвящено?
- 3. Какое название получил исторический период, в который было написано данное письмо?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «ДЕЛО РУМЯНЦЕВА». Худ. фильм 1955 г., реж. И. Хейфиц.
- «ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ». Худ. фильм 1956 г., реж. М. Хуциев.
- «ДЕВЧАТА». Худ. фильм 1962 г., реж. Ю. Чулюкин.
- «ВЫСОТА». Худ. фильм 1957 г., реж. А. Зархи.
- «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН». Худ. фильм 1964 г., реж. Э. Климов.
Вы смотрели: История России Мединский §8. 11 класс Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 9 >>