Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 7 «Развитие науки и техники в СССР в 1953–1964 гг». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §7.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>
История России 11 класс. Учебник § 7.
§ 7. Развитие науки и техники в СССР в 1953–1964 гг.
- Почему в середине 1950-х – середине 1960-х гг. в СССР произошла научно-техническая революция?

- Научно-техническая революция (НТР) • Электронно-вычислительная машина (ЭВМ)
• 1951 г. – начало работы первой советской электронно-вычислительной машины (ЭВМ) с логическими схемами на полупроводниках М-1
• 1954 г. – начало работы первой в мире атомной электростанции в Обнинске
• 12 апреля 1961 г. – полёт Юрия Гагарина в космос
• 1961 г. – изобретение в СССР микроволнового генератора (мазера), одной из разновидностей лазера
• 1963 г. – полёт первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой
МИР
• 1953 г. – расшифровка структуры ДНК (Великобритания)
• 1956 г. – создание видеомагнитофона (США)
• 1960 г. – изобретение лазера (США)
• 1962 г. – со второй попытки запущен космический зонд (Маринер-2) с целью изучения Венеры (США)
• 1963 г. – открытие митохондриальной ДНК (Швеция)
• 1964 г. – изобретение сверхпрочного синтетического волокна – кевлара (США)
1) Научно-техническая революция в СССР.
Под научно-технической революцией (НТР) принято понимать коренную перестройку технических основ производства. Иногда наступление эры НТР связывают с появлением первых компьютеров (электронно-вычислительных машин).
На первом этапе главными направлениями НТР стали автоматизация производства, превращение науки в важный фактор материального производства, контроль и управление производственными процессами на базе электроники, создание и применение новых материалов, перестройка энергетики, развитие биотехнологий, освоение космоса и использование полученных данных для производственной деятельности.
Значительно вырос престиж научной деятельности. Учёные и инженеры в 1950–1960-е гг. стали постоянными героями выпусков новостей, спектаклей, книг и кинофильмов. Внимание государства и общества позволило советской науке совершить мощнейший качественный рывок.
- Дайте определение понятия «научно-техническая революция». Когда она началась в СССР?
2) Компьютерная техника.
Первые разработки отечественных компьютерных систем (их называли электронно-вычислительными машинами – ЭВМ) начались в конце 1940-х – начале 1950-х гг. В 1950-е гг. для проведения научных и военных расчётов стали использоваться ЭВМ «Стрела», «Урал» и «Минск». На «Стреле», в частности, выполнялись расчёты для первого пилотируемого космического корабля «Восток». Главный конструктор «Стрелы» Ю. Базилевский был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1959 г. появился экспериментальный компьютер «Сетунь», позднее – «Мир-1», «Мир-2», «Мир-3», созданные в Киевском институте кибернетики под руководством основателя советской кибернетики академика В. Глушкова. В 1962 г. был запущен в производство компьютер «Минск-2».
- В каких сферах применялись первые советские ЭВМ?
3) Организация науки.
Финансирование науки из года в год увеличивалось. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. оно возросло в 12 раз! Быстрыми темпами росла сеть научно-исследовательских институтов. К концу 1956 г. в системе АН СССР насчитывалось 120 институтов, крупных лабораторий, обсерваторий, 12 ведущих региональных филиалов. Были построены научно-исследовательские базы в Якутии, на Сахалине, в Восточной Сибири, Дагестане, Крыму. По предложению академиков М. Лаврентьева и С. Христиановича было создано Сибирское отделение АН СССР, для которого был построен Академгородок в Новосибирске. В послевоенные годы были созданы республиканские академии наук в Азербайджане, Казахстане, Эстонии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Киргизии, Молдавии. В подмосковной Дубне был построен Объединённый центр ядерных исследований. Были открыты Институт ядерных проблем, электрофизическая лаборатория. За 1951–1955 гг. количество научных работников выросло вдвое. СССР стал страной молодых учёных.
Средний возраст научных кадров в системе АН СССР снизился до 33 лет (!), а в новых институтах молодёжь составляла до 85 %. Это способствовало появлению новых идей в приоритетных научных областях. Повсюду возникали новые научные лаборатории, говоря современным языком – «стартапы» молодых физиков, химиков, математиков.
- В каких союзных республиках были созданы академии наук? Предположите, как это отразилось на развитии этих республик.
4) Фундаментальная наука и производство.
Значительные изменения произошли в области фундаментальной науки. Если прежде усилия учёных были в основном сосредоточены на исследованиях вещества на молекулярном уровне, то теперь изыскания перешли на уровень атома и субатомных частиц. Это позволило сделать новый шаг в понимании природы вещества окружающего мира.
Активно велись исследования в области физики (Б. Константинов, П. Капица, А. Логунов и др.), атомной физики (И. Курчатов, А. Александров, Я. Зельдович, А. Сахаров и др.). Советские учёные приблизились к овладению регулируемой термоядерной реакцией (работы Л. Арцимовича, М. Леонтовича). В трудах Н. Семёнова получила разработку и экспериментальное обоснование теория цепных реакций. В 1957 г. был успешно запущен самый мощный в мире синхрофазотрон. СССР являлся лидером в создании и прикладном использовании квантовых генераторов.
Советские учёные внесли выдающийся вклад в развитие точных и естественных наук. Нобелевской премии были удостоены основоположник химической физики Н. Семёнов (1956), физики-теоретики П. Черенков, И. Франк, И. Тамм (1958), Л. Ландау (1962), Н. Басов и А. Прохоров (1964) за создание лазера.
Значительные успехи были достигнуты в развитии кибернетики (школа академика А. Берга), создании быстродействующих электронных машин (коллектив академика С. Лебедева), исследовании в области полупроводников (школа академика А. Иоффе). Большое значение для развития народного хозяйства имели работы в области автоматики и телемеханики (школа академика В. Трапезникова). Академики Е. и Б. Патоны впервые в мире разработали уникальный метод бесшовной сварки. Активно осваивались и внедрялись химические методы обработки металлов. На основе научных разработок была создана принципиально новая отрасль производства – промышленность полимеров.
НТР вносила перемены в повседневную жизнь людей. Автоматизированные системы управления, электронные приборы и новые конструкционные материалы стали активно применяться в создании и оснащении не только новых предприятий, но и жилых домов.
Важные открытия были сделаны в области астрономии (О. Шмидт, В. Амбарцумян). Серьёзные успехи были достигнуты советскими медиками. Новые методики лечения были предложены хирургами (А. Вишневский, Б. Петровский, Л. Богуш), кардиологами (А. Бакулев), онкологами (Н. Блохин), офтальмологами (В. Филатов).
- В каких направлениях науки достигли успехов советские учёные?
5) Гуманитарные науки.
После ХХ съезда КПСС большие изменения происходили в области гуманитарных наук. Завершилось издание многотомных «Всемирной истории», «Истории Гражданской войны в СССР», начато издание «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945 гг.)».
- Как итоги XX съезда КПСС отразились на развитии гуманитарных наук в СССР?
6) Открытие новых месторождений.
Основателем советской нефтяной геологии был И. Губкин, ещё до войны разработавший теорию нефтеобразования. На основе его работ в 1950–1960-е гг. активное развитие получила геология. Были обнаружены огромные запасы нефти и газа в Западной Сибири, начато их освоение. Событием мирового масштаба стало открытие в 1954 г. богатейшего месторождения якутских алмазов. В восточных районах СССР были разведаны богатые залежи каменного угля, железных руд, молибдена, титана.
- Предположите, как открытие новых месторождений полезных ископаемых повлияло на экономическое развитие СССР.
7) Освоение Арктики.
Продолжалось начатое до войны освоение просторов Арктики. Вслед за научной станцией «Северный полюс-2» были открыты станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4» (1954), «Северный полюс-5» (1955), продолжившие научные изыскания учёных-полярников 1930-х гг. Это было особенно важно для использования Северного морского пути. Для его обслуживания и обеспечения непрерывной навигации был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин» (1959).
- В чём заключалась уникальность ледокола «Ленин»?
8) Освоение Антарктики.
Новым направлением научных исследований стало изучение Антарктиды. В 1955 г. была создана Комплексная Антарктическая экспедиция. К Южному материку направлялись хорошо оснащённые научные экспедиции. Были построены южнополярные обсерватории и научные станции – «Комсомольская», «Восток», «Мирный», «Пионерская», «Лазарев», «Оазис» и др. Задачей станций стало изучение атмосферных процессов в Антарктиде, их влияние на общую циркуляцию воздушных масс на планете, а также проведение геологических исследований.
- В чём была важность изучения Антарктики?
9) Самолётостроение.
Прорывным успехом советской науки стало создание скоростных самолётов. На воздушные линии вышли новейшие пассажирские самолёты Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. В военную авиацию поступили современные бомбардировщики и ракетоносцы, способные доставить ядерное оружие в любую точку Земли. На советских реактивных самолётах был установлен целый ряд мировых рекордов. За создание пассажирского турбореактивного лайнера Ту-104 его разработчик академик А. Туполев был удостоен Ленинской премии (1957).
- Предположите, как развитие гражданской авиации повлияло на: а) экономику СССР; б) жизнь рядового советского человека.

10) Ракетостроение.
Развитие ракетостроения становилось главным условием обеспечения обороноспособности страны. Наиболее перспективной ракетой стала Р-7 (создана в начале 1950-х гг.). Она была способна доставить груз весом 3 т на расстояние до 8 тыс. км, а в модификации (Р-7А) до 11 тыс. км. Так была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Её творцом стал выдающийся советский учёный Сергей Королёв. Создание сверхмощных ракет-носителей сделало возможным выводить на орбиту Земли крупные объекты. Советский Союз стал первой в мире страной, открывшей дорогу в космос.
- Как развитие ракетостроения отражалось на обороноспособности СССР?
11) Освоение космоса.
Советские учёные добились выдающихся достижений в освоении космического пространства (С. Королёв, М. Келдыш, М. Янгель и др.).
4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, положивший начало освоению космоса. Он имел форму шара диаметром 58 см и весил всего 83,6 кг. Второй искусственный спутник был запущен через месяц. Его полезный вес составил уже 508 кг, а отправленная на нём собака Лайка стала первым живым существом, выведенным в космос. В 1960 г. собаки Белка и Стрелка после космического полёта благополучно вернулись на Землю. В 1959 г. начались запуски в космос кораблей советской серии «Луна», с 1961 г. – «Венера», с 1962 г. – «Марс».

В 1959 г. была запущена автоматическая межпланетная станция, ставшая первым искусственным объектом на солнечной орбите. В том же году советская автоматическая межпланетная станция осуществила посадку на Луну.

Следующая межпланетная станция совершила облёт Луны и сфотографировала её обратную сторону. Изображения Луны, переданные на Землю, были названы мировой прессой «фотографией века».
12 апреля 1961 г. вошёл в историю человечества как день первого полёта человека в космос; он был совершён на советском космическом корабле «Восток-1». Этим человеком стал советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Полёт длился всего 108 минут, но стал важнейшим событием в истории всего человечества. «Он всех нас позвал в космос», – признал американский астронавт Н. Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны.

В августе 1961 г. в космос отправился советский космонавт № 2 Герман Титов. 16 июня 1963 г. первой женщиной-космонавтом в мире стала Валентина Терешкова. В октябре 1964 г. состоялся первый в мировой истории полёт многоместного корабля «Восход-1» с тремя космонавтами на борту. Космонавты впервые летели без скафандров.

- Перечислите имена советских учёных, связанных с освоением космоса.
Начавшаяся в СССР в 1950-х гг. научно-техническая революция охватила все основные сферы науки и производства. Успехи СССР в освоении космоса способствовали росту авторитета советской науки и вызывали симпатии к нашей стране сотен миллионов людей во всём мире.
Вопросы и задания на стр.91
- Выделите основные направления научно-технической революции в СССР. Каковы были её результаты? Ответ оформите в тетради в виде схемы.
- В каких отраслях науки достижения советских учёных вам кажутся наиболее значительными? Как вы думаете, почему именно в этих отраслях совершались важные научные открытия?
- Охарактеризуйте развитие гуманитарных наук в СССР. Что влияло на их развитие в стране?
- Подумайте, как научно-техническая революция отразилась на жизни советского человека.
- Подготовьте электронную презентацию (не менее семи слайдов) о достижениях одного из советских учёных, упомянутых в параграфе. В презентации отразите вклад этого человека в развитие мировой науки.
- Подготовьте сообщение «Первые в космосе», отразив в нём достижения советских учёных, конструкторов, космонавтов в освоении космоса во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Представьте его в классе.
- * Напишите в тетради эссе о научно-технической революции в СССР, в качестве темы взяв лозунг, написанный на плакате в начале параграфа.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) первый полёт женщины-космонавта
2) создание Комплексной Антарктической экспедиции
3) первый полёт человека в космос
4) начало работы первой в мире атомной электростанции
5) полёт космического корабля «Восход-1»
6) запуск первого в мире искусственного спутника Земли
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «научно-техническая революция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие. Приведённый факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из сообщений мировых СМИ в апреле 1961 г. о первом в мире полёте человека в космическое пространство. Выполните задания и ответьте на вопросы.

- 1. Назовите год, когда произошло описанное событие.
- 2. Назовите имя советского лидера, при котором произошло описываемое в источниках событие.
- 3. Какое значение имело данное событие для: а) развития науки; б) международного авторитета СССР?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «ПЛАНЕТА БУРЬ». Худ. фильм 1961 г., реж. П. Клушанцев.
- «ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА». Худ. фильм 1961 г., реж. М. Ромм.
- «ИДУ НА ГРОЗУ». Худ. фильм 1965 г., реж. С. Микаэлян.
- «ОТКРЫТАЯ КНИГА». Худ. фильм (9 серий) 1977 г., реж. В. Титов.
- «ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ». Док. цикл (4 фильма) 2012 г.
Вы смотрели: История России Мединский §7. 11 класс Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>