История России Мединский §32-33 «Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг.» Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

§32-33. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг.

  • Какие изменения произошли в культуре, науке, спорте и общественной жизни в 1990-е гг.? Какие тенденции в российской культуре и повседневной жизни людей наиболее актуальны сегодня?

Изображения. 1) Н. Михалков на вручении премии «Оскар» за фильм «Утомлённые солнцем» и его дочь Надя – исполнительница одной из ролей в этом фильме. США. 1995 г. 2) Воссоздание Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. 1998 г. Возведён в 1883 г., снесён в 1931 г. В 1994–1999 гг. велось воссоздание храма. Освящён в 2000 г.

Ключевые слова: • «Бессмертный полк» • Волонтёры • «Движение первых» РОССИЯ • Единый государственный экзамен • Исторические парки «Россия – моя история».

Содержание §32 (стр.348-357)

План параграфа:
1. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
2. Литература.
3. Кинематограф.
4. Музыка.
5. Театр.
6. Изобразительное и монументальное искусство.
7. Развитие российской культуры в XXI в.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа
 

 

Содержание §33 (стр.357-368)

План параграфа:
8. Наука.
9. Формирование суверенной системы образования.
10. Средства массовой информации.
11. Российский спорт.
12. Государство и основные религиозные конфессии.
13. Повседневная жизнь.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Вопросы и задания на стр.369

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа
 
  • 1. Почему акция «Бессмертный полк» проходит не только в России, но и за рубежом? В чём важность этого движения? 2. Почему повседневную жизнь современного российского общества часто называют «эрой потребления»?

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В 1990-е гг. отсутствие государственной поддержки негативно сказалось на состоянии отечественных культуры, науки и образования. Положение радикально изменилось к лучшему уже в первые годы XXI в. Многое сделано для развития отечественной науки, культуры и спорта. Активно возрождалась религиозная жизнь. В обществе растёт поддержка патриотических и традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей.

Вопросы и задания на стр.369

  1. Выделите основные тенденции развития российской культуры в 1990-е гг. и ведущие факторы, оказавшие на неё влияние.
  2. Как изменилось отношение российского общества к литературе в 1990-е гг.? Чем были обусловлены эти изменения?
  3. Выясните, какие музыкальные произведения были наиболее популярны в 1990-х гг. Создайте из них плейлист. Каковы были ведущие темы этих песен?
  4. Перечислите имена известных в 1990-е гг. отечественных художников. Каковы были темы их творчества? Создайте электронную галерею их работ.
  5. Какие отечественные фильмы в начале 2000-х гг. были удостоены престижных международных наград? Напишите рецензию на один из этих фильмов.
  6. * Напишите сценарий короткого познавательного видеоролика об участии российских спортсменов (сборной команды или индивидуальном) в одних из Олимпийских игр в 1990-е гг. При наличии технической возможности снимите видеоролик.
  7. Подготовьте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) о достижениях российских спортсменов на XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских играх в Сочи (2014), об итогах проведения чемпионата мира по футболу в России (2018).
  8. С чем было связано изменение общественной атмосферы в начале XXI в.?
  9. * Проведите в классе конференцию о важности сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне.
  10. Выясните, где в вашем субъекте Федерации находится региональный штаб движения «Юнармия». Какие проекты он реализует? В каких из них вы хотели бы принять участие? Почему?
  11. Проанализируйте фотографии, размещённые на с. 368. Когда и где зародилось общественное движение, участники которого изображены на фотографиях? Сформулируйте цель этого общественного движения. Принимали ли вы или ваши родственники участие в его? Если да, то опишите свои чувства от участия в акции.
  12. Охарактеризуйте изменения положения религии в целом и отдельных конфессий в России в 1990-е гг. В чём именно проявились эти изменения?
  13. Сравните повседневную жизнь современного российского общества и повседневную жизнь россиян в 1990-е гг. (критерии для сравнения определите самостоятельно). Выделите основные различия.
  14. Приведите примеры (не менее трёх) влияния глобализации на российскую культуру начала XXI в. Дайте оценку данному процессу.
  15. * Разделившись на группы, проведите дискуссию с одноклассниками на тему «Единый государственный экзамен: за и против». При подготовке к дискуссии используйте статистические данные.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «волонтёрство». Приведите исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  • введение в качестве обязательного Единого государственного экзамена
  • начало работы Большого адронного коллайдера
  • присуждение Нобелевской премии по физике Ж. Алфёрову
  • проведение чемпионата мира по футболу в России
  • проведение XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из выступления Ж. Алфёрова в Госдуме (10 марта 2010 г.). Ответьте на вопросы и выполните задание.

«…Сегодня, безусловно, у нас поставлен чрезвычайно важный вопрос возрождения промышленности высоких технологий, диверсификации нашей экономики на основе научно-технических разработок – это вопрос жизни и смерти нашего государства.
…Финансирование науки у нас за последние годы. выросло.
…Не рассчитывайте на возвращение учёных, уехавших за границу. Те, кто успешно решил там проблему, уже не приедут. Наша задача – чтобы от нас утекало меньше, а для этого нам нужно, чтобы наука была нужна, была востребована, чтобы снова мы вернули престиж нашим научно-техническим исследованиям, разработкам и людям. Я повторяю, без возрождения экономики, основанной на высоких технологиях. Возрождать её без основных научных учреждений страны, и прежде всего Российской академии наук, невозможно».

  • 1. Лауреатом какой престижной международной награды является автор выступления? Когда ему была присуждена эта награда? В какой области науки?
  • 2. Какую роль, по мнению автора, играет Российская академия наук?
  • 3. Докажите цитатами из текста, что автор выступает против коммерциализации науки.
  • 4. Почему, по мнению автора, уехавшие из России учёные вряд ли вернутся на Родину? Что такое «утечка мозгов»? Как автор предлагает решать данную проблему?

Прочитайте отрывок из Федерального закона «О российском движении детей и молодёжи» (в редакции от 14 июля 2022 г.). Ответьте на вопросы и выполните задание.

  1. Выясните, деятельность какого движения, упомянутого в параграфе, регулирует приведённый закон.
  2. Когда было создано российское движение детей и молодёжи?
  3. Каковы основные цели этого движения? Докажите важность данных целей.
  4. На каких принципах строится деятельность российского движения детей и молодёжи?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

 


Вы смотрели: История России Мединский §32-33 для 11 класса. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней