Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 3 «Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §3.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>
История России 11 класс. Учебник § 3
§ 3. Идеология, наука, культура и спорт
в послевоенные годы
- ? Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом?

- «Лейтенантская проза» • «Охота на ведьм» • Трофейные фильмы
- 1946 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград»»
- 1947 г. – учреждение Академии художеств СССР
- 1951 г. – образование Олимпийского комитета СССР
МИР
- 1950–1954 гг. – «охота на ведьм»; кампания по борьбе с коммунистами в США (маккартизм)
- 1952 г. – XV летние Олимпийские игры в Хельсинки
- 1953 г. – казнь в США супругов Розенберг по обвинению в шпионаже
1) Усиление идеологического контроля.
Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г. стали сокращаться. Главной причиной стала начатая по инициативе США и их союзников холодная война, всплеск антисоветизма и маккартизма, распространившихся во всех сферах западного общества. Американский сенатор Дж. Маккарти с параноидальным упорством заявлял, что коммунисты хотят захватить власть в США. Из американских библиотек изымались книги «просоветского» содержания. Страну охватил антисоветский психоз. Шла «охота на ведьм» – заподозренных в левых взглядах заносили в «чёрные списки», выгоняли с работы. Это коснулось всех – от видных американских учёных до кинозвёзд Голливуда.
Со своей стороны, в Кремле развернули кампанию по борьбе с «западным влиянием» на отечественную культуру. В августе 1946 г. по инициативе А. Жданова (курировавшего в партии сферу идеологии) вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Эти издания обвинялись в пропаганде чуждых концепций и «безыдейных» произведений. Критике подверглись писатель Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова, обвинённые в «пошлости» и «упадочничестве».
В том же году Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» резко осудило излишнее внимание к пьесам западных авторов. Был снят с проката ряд кинофильмов режиссёров В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и др. Композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, В. Мурадели и др. приписывались «декадентские тенденции» и «пренебрежение традициями». Это вело к свёртыванию творческих связей с западными странами. В то же время внимание к русской классической культуре по сравнению с довоенными годами только росло.
- Приведите не менее двух доказательств того, что в послевоенные годы в СССР произошло усиление идеологического контроля.
2) Основные тенденции развития советской литературы и искусства.
В области литературы особое место уделялось теме Великой Отечественной войны. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», посвящённый подвигу юношей и девушек из подпольной организации советской молодёжи в Краснодоне. Одной из первых художественных книг о войне, созданной непосредственным участником событий, стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Она положила начало литературному направлению, названному впоследствии «лейтенантская проза».

Из-за недостаточности материально-технической базы в прокат выходило относительно немного фильмов, но те, что появлялись на экранах, вызывали, как правило, огромный интерес у зрителей: музыкальная комедия «Кубанские казаки» (1950 г., реж. И. Пырьев); военная драма «Подвиг разведчика» (1947 г., реж. Б. Барнет); фильм-сказка «Золушка» (1947 г., реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро) и др. В кинотеатрах демонстрировались и так называемые трофейные ленты: американские, английские, французские фильмы, попавшие в СССР из киноархивов поверженной Германии.


В 1947 г. была учреждена Академия художеств СССР, ставшая достойной преемницей Императорской Академии художеств. Советские художники и скульпторы, работавшие в рамках метода социалистического реализма, создавали выдающиеся произведения искусства. Такие картины, как, например, «Письмо с фронта» А. Лактионова, несли заряд непреклонной стойкости, становились символами надежды.

- 1. Перечислите наиболее известные литературные произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, которые были созданы в 1945 –1953 гг. Назовите их авторов.
- 2. Почему послевоенный период в истории отечественного кино часто называют «малокартиньем»? Каковы были причины «малокартинья»?
3) Развитие науки.
После войны в СССР резко активизировались научно-исследовательские работы во всех областях знаний. Первоочередное внимание уделялось ядерной физике, использованию атомной энергии в мирных целях, ракетостроению, реактивной авиации, радиотехнике, электронике и т. п. Открывались новые научно-исследовательские институты (НИИ), занимающиеся проблемами физики, химии, медицины, геологии и др. Вдвое возросло число научных сотрудников. За выдающиеся достижения в создании советской атомной бомбы И. Курчатову, Ю. Харитону и др. было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Над созданием советской ракетной отрасли трудилось множество учёных. Главным конструктором ракет-носителей, способных вывести в космос искусственные спутники и корабли с человеком на борту, стал Сергей Королёв. Советские разработки в этой сфере опережали исследования ведущих западных (прежде всего американских) учёных.
В научной среде поддерживалась творческая атмосфера. К сожалению, в ходе дискуссий по проблемам биологии президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Т. Лысенко инициировал борьбу против «антинаучных» опытов известных генетиков. В результате ряд из них были уволены, а научные разработки в этой сфере затормозились.
В 1950 г. Сталин лично принял участие в дискуссии по языкознанию, в ходе которой говорилось о развитии многонационального СССР, формировании единого советского народа. В области истории выходили работы, посвящённые борьбе России и СССР за независимость, в том числе биографии русских князей, царей, полководцев, творческих деятелей и др. В 1952 г. вышла работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой доказывались преимущества советской системы хозяйствования, необходимость государственного контроля, неполноценность и ущербность рыночных отношений.
- Выделите основные направления развития науки в послевоенном СССР.
ОТВЕТ:
Ядерная физика и использование атомной энергии в мирных целях. Ракетостроение и космические исследования. Разработка радиотехники и электроники. Учреждение новых научно-исследовательских институтов (НИИ) в различных областях, таких как физика, химия, медицина, геология и другие. Увеличение числа научных сотрудников.
4) Советский спорт.
В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию массового спорта. Устойчиво росло количество коллективов физкультуры и физкультурников. Возводились новые стадионы. На недавно вошедших в состав СССР территориях создавались институты физической культуры. Быть обладателем значка ГТО («Готов к труду и обороне»), спортсменом-разрядником, спортивным тренером было престижно и модно.
Государство оказывало системную поддержку в развитии спорта. Популярностью в народе пользовались лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжные и конькобежные соревнования, плавание и др. Получил настоящее признание хоккей с шайбой. Но особой любовью пользовался футбол. Люди с нетерпением ждали очередной игры своих любимых команд – «Динамо», «Спартака», ЦДСА, «Торпедо» и др. Именно в те годы начиналась блистательная карьера лучшего вратаря мира Льва Яшина.

В 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, а в 1952 г. советская команда ярко дебютировала на летних Олимпийских играх в Хельсинки, завоевав 22 золотые медали и заняв 2-е место в командном зачёте.
В 1948 г. после смерти в эмиграции оставшегося непобедимым легендарного русского шахматиста Александра Алехина состоялся матч-турнир на звание лучшего шахматиста планеты. Победителем и новым чемпионом мира стал гроссмейстер Михаил Ботвинник.
- Какой вид спорта в послевоенном СССР пользовался особой любовью? Как вы думаете, почему?
В послевоенные годы государство уделяло большое внимание развитию науки, культуры и спорта. В то же время по идеологическим причинам был закрыт ряд исследовательских проектов и направлений художественного творчества. Тем не менее советские учёные добились выдающихся результатов в науке. Советская культура подарила миру великие произведения, выдержавшие испытание временем. На международную арену вышел советский спорт.
Вопросы и задания на стр.35
- В чём проявлялось усиление идеологического контроля над советской культурой в 1945 –1953 гг.? Кто из деятелей искусства подвергся гонениям в этот период? В чём заключались выдвинутые против них обвинения?
- Как международная обстановка влияла на усиление идеологического контроля в СССР? С вашей точки зрения, было ли это оправдано?
- С помощью дополнительных источников информации составьте афишу с репертуаром советских кинотеатров послевоенного времени. Напишите в тетради рецензию на один из фильмов, представленных в вашей афише.
- Создайте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) на одну из тем: «Турне футбольной команды „Динамо“ (Москва) по Великобритании в 1945 г.» или «Достижения сборной СССР на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки».
- Напишите эссе о первом советском чемпионе мира по шахматам Михаиле Ботвиннике (отразите его вклад в становление советской шахматной школы).
- Выясните, какие футбольные команды существовали в вашем регионе в послевоенное время. Каких спортивных результатов они добились?
- * На рубеже 1940–1950-х гг. в СССР и США усилился процесс идеологического контроля над сферами культуры и науки. Приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в тетради в следующем виде.
Аргумент для СССР: ___
Аргумент для США: ___
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) завоевание М. Ботвинником титула чемпиона мира по шахматам; 2) создание Академии художеств СССР; 3) Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград»»; 4) участие советской сборной на Олимпийских играх в Хельсинки.
ОТВЕТ:
3) Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда» и „Ленинград»» — 1946 г.
2) Создание Академии художеств СССР — 1947 г.
4) Участие советской сборной на Олимпийских играх в Хельсинки — 1952 г.
1) Завоевание М. Ботвинником титула чемпиона мира по шахматам — 1954 г.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний секретаря ЦК КПСС Д. Шепилова. Ответьте на вопросы и выполните задание.
- 1. Какие ожидания после войны существовали в советском обществе?
- 2. Почему, с точки зрения автора, важна была идеологическая работа?
- 3. Докажите цитатами из текста, что данный исторический источник создан в период идеологического противостояния СССР со странами Запада.
? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «ЗОЛУШКА». Худ. фильм 1947., реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро.
2. «ВЕСНА». Худ. фильм 1947 г., реж. Г. Александров.
3. «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ». Худ. фильм 1954 г., реж. М. Калатозов.
4. «ПОДРАНКИ». Худ. фильм 1976 г., реж. Н. Губенко.
5. «ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА». Худ. фильм (8 серий) 2020 г., реж. В. Федорович.
Вы смотрели: История России Мединский §3. 11 класс Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>