Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 3 «Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §3.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

История России 11 класс. Учебник § 3

§ 3. Идеология, наука, культура и спорт
в послевоенные годы

  • ? Почему в послевоенные годы произошло усиление идеологического контроля над обществом?

Жители Сталинграда ведут восстановительные работы на улицах города. 1944 г. 

  • «Лейтенантская проза» • «Охота на ведьм» • Трофейные фильмы
РОССИЯ
  • 1946 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград»»
  • 1947 г. – учреждение Академии художеств СССР
  • 1951 г. – образование Олимпийского комитета СССР

МИР

  • 1950–1954 гг. – «охота на ведьм»; кампания по борьбе с коммунистами в США (маккартизм)
  • 1952 г. – XV летние Олимпийские игры в Хельсинки
  • 1953 г. – казнь в США супругов Розенберг по обвинению в шпионаже

1) Усиление идеологического контроля.

Связи советской интеллигенции с интеллектуальными кругами на Западе после 1945 г. стали сокращаться. Главной причиной стала начатая по инициативе США и их союзников холодная война, всплеск антисоветизма и маккартизма, распространившихся во всех сферах западного общества. Американский сенатор Дж. Маккарти с параноидальным упорством заявлял, что коммунисты хотят захватить власть в США. Из американских библиотек изымались книги «просоветского» содержания. Страну охватил антисоветский психоз. Шла «охота на ведьм» – заподозренных в левых взглядах заносили в «чёрные списки», выгоняли с работы. Это коснулось всех – от видных американских учёных до кинозвёзд Голливуда.

Со своей стороны, в Кремле развернули кампанию по борьбе с «западным влиянием» на отечественную культуру. В августе 1946 г. по инициативе А. Жданова (курировавшего в партии сферу идеологии) вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Эти издания обвинялись в пропаганде чуждых концепций и «безыдейных» произведений. Критике подверглись писатель Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова, обвинённые в «пошлости» и «упадочничестве».

В том же году Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» резко осудило излишнее внимание к пьесам западных авторов. Был снят с проката ряд кинофильмов режиссёров В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и др. Композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, В. Мурадели и др. приписывались «декадентские тенденции» и «пренебрежение традициями». Это вело к свёртыванию творческих связей с западными странами. В то же время внимание к русской классической культуре по сравнению с довоенными годами только росло.

  • Приведите не менее двух доказательств того, что в послевоенные годы в СССР произошло усиление идеологического контроля.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Усиление идеологического контроля в СССР послевоенных лет можно обосновать следующими доказательствами:
Маккартизм и «охота на ведьм» в США: В тексте упомянут американский сенатор Дж. Маккарти, который проводил кампанию по выявлению и преследованию тех, кого он считал «коммунистами» или «про-советскими». Это привело к распространению антисоветского психоза в американском обществе и ужесточению идеологического контроля.
Постановления ЦК ВКП(б) и ограничения в культурной сфере: В тексте упомянуты постановления ЦК ВКП(б), направленные на борьбу с «западным влиянием» в культуре и искусстве. Эти постановления ограничивали доступ к произведениям искусства, кинофильмам, и музыке западных авторов, что свидетельствует об усилении идеологического контроля в сфере культуры.

2) Основные тенденции развития советской литературы и искусства.

В области литературы особое место уделялось теме Великой Отечественной войны. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», посвящённый подвигу юношей и девушек из подпольной организации советской молодёжи в Краснодоне. Одной из первых художественных книг о войне, созданной непосредственным участником событий, стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Она положила начало литературному направлению, названному впоследствии «лейтенантская проза».

Эскиз обложки к книге А. Фадеева «Молодая гвардия». 1947 г. 

Из-за недостаточности материально-технической базы в прокат выходило относительно немного фильмов, но те, что появлялись на экранах, вызывали, как правило, огромный интерес у зрителей: музыкальная комедия «Кубанские казаки» (1950 г., реж. И. Пырьев); военная драма «Подвиг разведчика» (1947 г., реж. Б. Барнет); фильм-сказка «Золушка» (1947 г., реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро) и др. В кинотеатрах демонстрировались и так называемые трофейные ленты: американские, английские, французские фильмы, попавшие в СССР из киноархивов поверженной Германии.

Афиша к фильму «Кубанские казаки» режиссёра И. Пырьева. 1950 г. 

Статуя воина-освободителя в памятнике-ансамбле воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. 1946–1949 гг. 

В 1947 г. была учреждена Академия художеств СССР, ставшая достойной преемницей Императорской Академии художеств. Советские художники и скульпторы, работавшие в рамках метода социалистического реализма, создавали выдающиеся произведения искусства. Такие картины, как, например, «Письмо с фронта» А. Лактионова, несли заряд непреклонной стойкости, становились символами надежды.

«Письмо с фронта». Худ. А. Лактионов. 1947 г.

  • 1. Перечислите наиболее известные литературные произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, которые были созданы в 1945 –1953 гг. Назовите их авторов.
  • 2. Почему послевоенный период в истории отечественного кино часто называют «малокартиньем»? Каковы были причины «малокартинья»?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Перечислите наиболее известные литературные произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, которые были созданы в 1945 — 1953 гг. Назовите их авторов.
Наиболее известные литературные произведения, посвящённых Великой Отечественной войне, созданные в 1945—1953 гг., и их авторы:
Роман «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Рассказ «Письмо с фронта» А. Лактионова.
№ 2. Почему послевоенный период в истории отечественного кино часто называют «малокартиньем»? Каковы были причины «малокартинья»?
Послевоенный период в истории отечественного кино часто называют «малокартиньем» из-за ограничений и трудностей, с которыми столкнулась советская кинематография в этот период. Причины «малокартинья» включают:
– Ресурсы и материальные трудности послевоенного времени, включая разруху и недостаток оборудования.
– Ограничения на контакты с западными кинематографическими индустриями, что снижало доступ к новым технологиям и идеям.
– Экономические ограничения и дефицит сценаристов и ресурсов.

3) Развитие науки.

После войны в СССР резко активизировались научно-исследовательские работы во всех областях знаний. Первоочередное внимание уделялось ядерной физике, использованию атомной энергии в мирных целях, ракетостроению, реактивной авиации, радиотехнике, электронике и т. п. Открывались новые научно-исследовательские институты (НИИ), занимающиеся проблемами физики, химии, медицины, геологии и др. Вдвое возросло число научных сотрудников. За выдающиеся достижения в создании советской атомной бомбы И. Курчатову, Ю. Харитону и др. было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ. Курчатов Игорь Васильевич (1903-1960). 

Над созданием советской ракетной отрасли трудилось множество учёных. Главным конструктором ракет-носителей, способных вывести в космос искусственные спутники и корабли с человеком на борту, стал Сергей Королёв. Советские разработки в этой сфере опережали исследования ведущих западных (прежде всего американских) учёных.

В научной среде поддерживалась творческая атмосфера. К сожалению, в ходе дискуссий по проблемам биологии президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Т. Лысенко инициировал борьбу против «антинаучных» опытов известных генетиков. В результате ряд из них были уволены, а научные разработки в этой сфере затормозились.

В 1950 г. Сталин лично принял участие в дискуссии по языкознанию, в ходе которой говорилось о развитии многонационального СССР, формировании единого советского народа. В области истории выходили работы, посвящённые борьбе России и СССР за независимость, в том числе биографии русских князей, царей, полководцев, творческих деятелей и др. В 1952 г. вышла работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой доказывались преимущества советской системы хозяйствования, необходимость государственного контроля, неполноценность и ущербность рыночных отношений.

  • Выделите основные направления развития науки в послевоенном СССР.
    ОТВЕТ:
    Ядерная физика и использование атомной энергии в мирных целях. Ракетостроение и космические исследования. Разработка радиотехники и электроники. Учреждение новых научно-исследовательских институтов (НИИ) в различных областях, таких как физика, химия, медицина, геология и другие. Увеличение числа научных сотрудников.

4) Советский спорт.

В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию массового спорта. Устойчиво росло количество коллективов физкультуры и физкультурников. Возводились новые стадионы. На недавно вошедших в состав СССР территориях создавались институты физической культуры. Быть обладателем значка ГТО («Готов к труду и обороне»), спортсменом-разрядником, спортивным тренером было престижно и модно.

Государство оказывало системную поддержку в развитии спорта. Популярностью в народе пользовались лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжные и конькобежные соревнования, плавание и др. Получил настоящее признание хоккей с шайбой. Но особой любовью пользовался футбол. Люди с нетерпением ждали очередной игры своих любимых команд – «Динамо», «Спартака», ЦДСА, «Торпедо» и др. Именно в те годы начиналась блистательная карьера лучшего вратаря мира Льва Яшина.

Футболисты «Динамо» выходят перед встречей с командой «Кардифф-Сити» в 1945 г. 

В 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, а в 1952 г. советская команда ярко дебютировала на летних Олимпийских играх в Хельсинки, завоевав 22 золотые медали и заняв 2-е место в командном зачёте.

В 1948 г. после смерти в эмиграции оставшегося непобедимым легендарного русского шахматиста Александра Алехина состоялся матч-турнир на звание лучшего шахматиста планеты. Победителем и новым чемпионом мира стал гроссмейстер Михаил Ботвинник.

  • Какой вид спорта в послевоенном СССР пользовался особой любовью? Как вы думаете, почему?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Один из видов спорта, который пользовался особой любовью и поддержкой в послевоенном СССР, был футбол. Этот вид спорта стал популярным в стране по нескольким причинам:
Массовость: Футбол был доступен широким массам населения, и его можно было легко организовать и играть в любом уголке страны. Это сделало футбол популярным среди обычных граждан.
Командный характер: Футбол — командный вид спорта, что соответствовало идеологии социализма, подчеркивая важность коллективной работы и солидарности.
Международные успехи: Советская сборная по футболу добивалась успехов на международной арене, что вызывало гордость и патриотизм у граждан СССР.
Спортивные традиции: В СССР существовали богатые спортивные традиции, и футбол стал одним из видов спорта, который продолжал развиваться и совершенствоваться.
Публичное внимание: Футбольные матчи привлекали множество болельщиков и создавали атмосферу соревнования и волнения, что делало их популярными событиями.

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В послевоенные годы государство уделяло большое внимание развитию науки, культуры и спорта. В то же время по идеологическим причинам был закрыт ряд исследовательских проектов и направлений художественного творчества. Тем не менее советские учёные добились выдающихся результатов в науке. Советская культура подарила миру великие произведения, выдержавшие испытание временем. На международную арену вышел советский спорт.

Вопросы и задания на стр.35

  1. В чём проявлялось усиление идеологического контроля над советской культурой в 1945 –1953 гг.? Кто из деятелей искусства подвергся гонениям в этот период? В чём заключались выдвинутые против них обвинения?
  2. Как международная обстановка влияла на усиление идеологического контроля в СССР? С вашей точки зрения, было ли это оправдано?
  3. С помощью дополнительных источников информации составьте афишу с репертуаром советских кинотеатров послевоенного времени. Напишите в тетради рецензию на один из фильмов, представленных в вашей афише.
  4. Создайте электронную презентацию (не менее пяти слайдов) на одну из тем: «Турне футбольной команды „Динамо“ (Москва) по Великобритании в 1945 г.» или «Достижения сборной СССР на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки».
  5. Напишите эссе о первом советском чемпионе мира по шахматам Михаиле Ботвиннике (отразите его вклад в становление советской шахматной школы).
  6. Выясните, какие футбольные команды существовали в вашем регионе в послевоенное время. Каких спортивных результатов они добились?
  7. * На рубеже 1940–1950-х гг. в СССР и США усилился процесс идеологического контроля над сферами культуры и науки. Приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в тетради в следующем виде.
    Аргумент для СССР: ___
    Аргумент для США: ___
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
 № 1. В чём проявлялось усиление идеологического контроля над советской культурой в 1945—1953 гг.? Кто из деятелей искусства подвергся гонениям в этот период? В чём заключались выдвинутые против них обвинения?
В 1945-1953 гг. усиление идеологического контроля над советской культурой проявлялось в ограничении контактов с интеллектуальными кругами на Западе, в запрете на публикацию книг и журналов с «чуждыми» идеями, а также в гонениях на деятелей искусства. Например, писатель Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова были обвинены в «пошлости» и «упадочничестве».
№ 2. Как международная обстановка влияла на усиление идеологического контроля в СССР? С вашей точки зрения, было ли это оправданно?
Международная обстановка, в частности начатая США холодная война, привела к усилению идеологического контроля в СССР. Антисоветский психоз и маккартизм, распространившиеся на Западе, стали причиной сокращения связей с интеллектуальными кругами. Со моей точки зрения, такое усиление контроля было оправдано с точки зрения сохранения идеологической стабильности в стране, но в то же время ограничение свободы выражения искусства и мысли является негативным явлением.
№ 3. С помощью дополнительных источников информации составьте афишу с репертуаром советских кинотеатров послевоенного времени. Напишите в тетради рецензию на один из фильмов, представленных в вашей афише.
Афиша с репертуаром советских кинотеатров послевоенного времени:
— Музыкальная комедия «Кубанские казаки» (1950 г., реж. И. Пырьев)
— Военная драма «Подвиг разведчика» (1947 г., реж. Б. Барнет)
— Фильм-сказка «Золушка» (1947 г., реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро).
Рецензия на фильм «Подвиг разведчика»: Фильм «Подвиг разведчика» — захватывающая военная драма, рассказывающая о подвиге советского разведчика. Отлично проработанный сюжет, напряженная атмосфера и высокое актерское мастерство создают ощущение присутствия на передовой. Фильм показывает не только героизм и мужество советских солдат, но и сложности и опасности, с которыми они сталкивались. «Подвиг разведчика» – это отличное кино, которое точно передает дух и время Великой Отечественной войны.
№ 4. …
№ 5. Напишите эссе о первом советском чемпионе мира по шахматам Михаиле Ботвиннике (отразите его вклад в становление советской шахматной школы).
Михаил Ботвинник был первым советским чемпионом мира по шахматам. Он сделал значительный вклад в развитие советской шахматной школы. Ботвинник разработал новые методы подготовки и анализа партий, создал шахматную школу, которая стала одной из лучших в мире. Он также активно участвовал в проведении турниров и организации шахматных соревнований. Ботвинник был не только талантливым игроком, но и замечательным тренером и педагогом, передавая свои знания и опыт молодым шахматистам. Его победы и достижения сделали шахматы популярными в СССР и помогли развитию этой игры как спорта и интеллектуальной дисциплины.
№ 6. Выясните, какие футбольные команды существовали в вашем регионе в послевоенное время. Каких спортивных результатов они добились?
В послевоенное время в моем регионе существовали несколько футбольных команд. Одной из самых известных была команда «Спартак», которая достигла успехов как на региональном, так и на национальном уровне. Команда «Динамо» также имела своих поклонников и достигала неплохих результатов.
№ 7*. На рубеже 1940—1950-х гг. в СССР и США усилился процесс идеологического контроля над сферами культуры и науки. Приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один — для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в тетради в следующем виде.
Аргумент для СССР: Усиление идеологического контроля над сферами культуры и науки в СССР повлияло на внутреннюю политику государства, способствуя формированию единого советского народа и укреплению его идентичности. Внедрение социалистической идеологии в различные сферы жизни общества помогло создать общественную мораль и ценности, которые сплачивали людей и вносили стабильность в страну. Например, Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград» обвиняло издания в пропаганде чуждых концепций и «безыдейных» произведений, что способствовало контролю над информацией и формированию единой идеологии.
Аргумент для США: Усиление идеологического контроля над сферами культуры и науки в США после Второй мировой войны было связано с холодной войной и страхом перед распространением коммунизма. Маккартизм и антисоветский психоз, распространившиеся в западном обществе, привели к ограничению свободы выражения мнения и преследованию тех, кто подозревался в левых взглядах. Например, Дж. Маккарти заявлял о том, что коммунисты хотят захватить власть в США, что вызвало волну антисоветизма и массовые репрессии. Это повлияло на внутреннюю политику США, приведя к ограничению гражданских свобод и цензуре.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) завоевание М. Ботвинником титула чемпиона мира по шахматам; 2) создание Академии художеств СССР; 3) Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград»»; 4) участие советской сборной на Олимпийских играх в Хельсинки.

ОТВЕТ:
3) Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда» и „Ленинград»» — 1946 г.
2) Создание Академии художеств СССР — 1947 г.
4) Участие советской сборной на Олимпийских играх в Хельсинки — 1952 г.
1) Завоевание М. Ботвинником титула чемпиона мира по шахматам — 1954 г.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний секретаря ЦК КПСС Д. Шепилова. Ответьте на вопросы и выполните задание.«...Главное, что сказал Жданов... сводилось к следующему.

  • 1. Какие ожидания после войны существовали в советском обществе?
  • 2. Почему, с точки зрения автора, важна была идеологическая работа?
  • 3. Докажите цитатами из текста, что данный исторический источник создан в период идеологического противостояния СССР со странами Запада.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Какие ожидания после войны существовали в советском обществе?
В советском обществе после войны существовали ожидания лучшей жизни и улучшения условий жизни для населения. Люди хотели получить лучшие квартиры, питание, одежду, и иметь возможность свободно отдыхать и путешествовать.
№ 2. Почему, с точки зрения автора, важна была идеологическая работа?
Идеологическая работа была важна, согласно автору, чтобы удержать общество на правильном пути и предотвратить аполитичность и безыдейность. Автор считал, что настроения аполитичности могли быть опасными для страны, и необходимо было убедить людей в важности правильной политики.
№ 3. Докажите цитатами из текста, что данный исторический источник создан в период идеологического противостояния СССР со странами Запада.
Данный исторический источник демонстрирует идеологическое противостояние между СССР и странами Запада. Автор выражает отрицательное отношение к «воздыхателям о западном образе жизни» и утверждает, что эти настроения опасны и ведут к унижению национального достоинства. Таким образом, текст подчеркивает идеологические разногласия между СССР и Западом.

 

? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «ЗОЛУШКА». Худ. фильм 1947., реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро.
2. «ВЕСНА». Худ. фильм 1947 г., реж. Г. Александров.
3. «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ». Худ. фильм 1954 г., реж. М. Калатозов.
4. «ПОДРАНКИ». Худ. фильм 1976 г., реж. Н. Губенко.
5. «ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА». Худ. фильм (8 серий) 2020 г., реж. В. Федорович.

 


Вы смотрели: История России Мединский §3. 11 класс Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней