История России Мединский §17 «Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 16   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 18 >>

§ 17. Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг.

Страницы учебника: 192-201. Темы параграфа:
1. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада (стр.193).
2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (стр.195).
3. СССР и развивающиеся страны (стр.196).
4. Ввод советских войск в Афганистан (стр.197).
5. СССР и страны социализма (стр.198).
Вопросы и задания (стр.200)

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Расчёт руководства СССР на долгосрочный успех политики разрядки международной напряжённости не оправдался. Глобальное соперничество между СССР и США проявлялось в том числе в ходе региональных конфликтов в различных точках земного шара. В странах Восточной Европы наметился рост антисоветских настроений.

Вопросы и задания (стр.200)

  1. Сформулируйте причины (не менее трёх), сделавшие возможным наступление разрядки. Какие цели преследовали СССР и США, идя по пути разрядки?
  2. Какое из двух изображений, приведённых в начале параграфа, в большей мере может служить иллюстрацией понятия «разрядка международной напряжённости»?
  3. Какие из положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе страны Запада пытались использовать в ходе идеологического противостояния с СССР?
  4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отношения СССР с социалистическими странами в 1960-х – начале 1980-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
  5. С помощью дополнительных источников информации выясните, какую помощь оказывал СССР развивающимся странам в 1964–1985 гг. Как данная помощь сказалась на развитии этих государств?
  6. На карте покажите очаги международной напряжённости в 1964–1985 гг. Интересы каких стран сталкивались в данных регионах? Предположите, почему именно эти регионы были точками международной напряжённости.
  7. * В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Внешнеполитический курс советского руководства в 1960–1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества со странами Запада. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
2) окончание войны США во Вьетнаме
3) ввод советских войск в Афганистан
4) ввод войск Варшавского договора в Чехословакию
5) война между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские (Мальвинские) острова

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «разрядка международной напряжённости». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из обращения членов руководства компартии Чехословакии к Л. Брежневу. Ответьте на вопросы и выполните задание.

«Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим заявлением. <.> Наш по существу здоровый послеянварский демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом постепенно вырывается из рук Центрального Комитета партии.
Печать, радио и телевидение. развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. <.>
<.> Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота.
В такой тяжёлой обстановке обращаемся к Вам, советские коммунисты. с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у Вас имеются. Только с Вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозящей опасности контрреволюции. В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране просим Вас о максимальном засекречивании этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке».

  • 1. В каком году было составлено данное обращение? 2. Под каким названием вошли в историю события, описанные в обращении? Какие негативные явления данного события описаны в обращении? 3. Объясните причины обращения и просьбы засекретить его. 4. Какое решение приняло советское руководство в ответ на данное обращение?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. «В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ». Худ. фильм 1977 г., реж. А. Малюков.
  2. «СЛУЧАЙ В КВАДРАТЕ 36-80». Худ. фильм 1982 г., реж. М. Туманишвили.
  3. «ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ.». Худ. фильм (10 серий) 1984 г., реж. В. Фокин.
  4. «РЕЙС 222». Худ. фильм 1985 г., реж. С. Микаэлян.
  5. «ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ». Худ. фильм 1985 г., реж. М. Туманишвили.

 


Вы смотрели: История России Мединский §17 для 11 класса. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 16   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 18 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней