История России Мединский §17 «Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг». Учебник 11 класса (1945 – начала 2020-х гг). Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 16 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 18 >>
§ 17. Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг.
Страницы учебника: 192-201. Темы параграфа:
1. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада (стр.193).
2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (стр.195).
3. СССР и развивающиеся страны (стр.196).
4. Ввод советских войск в Афганистан (стр.197).
5. СССР и страны социализма (стр.198).
Вопросы и задания (стр.200)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Расчёт руководства СССР на долгосрочный успех политики разрядки международной напряжённости не оправдался. Глобальное соперничество между СССР и США проявлялось в том числе в ходе региональных конфликтов в различных точках земного шара. В странах Восточной Европы наметился рост антисоветских настроений.
Вопросы и задания (стр.200)
- Сформулируйте причины (не менее трёх), сделавшие возможным наступление разрядки. Какие цели преследовали СССР и США, идя по пути разрядки?
- Какое из двух изображений, приведённых в начале параграфа, в большей мере может служить иллюстрацией понятия «разрядка международной напряжённости»?
- Какие из положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе страны Запада пытались использовать в ходе идеологического противостояния с СССР?
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отношения СССР с социалистическими странами в 1960-х – начале 1980-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- С помощью дополнительных источников информации выясните, какую помощь оказывал СССР развивающимся странам в 1964–1985 гг. Как данная помощь сказалась на развитии этих государств?
- На карте покажите очаги международной напряжённости в 1964–1985 гг. Интересы каких стран сталкивались в данных регионах? Предположите, почему именно эти регионы были точками международной напряжённости.
- * В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Внешнеполитический курс советского руководства в 1960–1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества со странами Запада. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
2) окончание войны США во Вьетнаме
3) ввод советских войск в Афганистан
4) ввод войск Варшавского договора в Чехословакию
5) война между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские (Мальвинские) острова
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «разрядка международной напряжённости». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из обращения членов руководства компартии Чехословакии к Л. Брежневу. Ответьте на вопросы и выполните задание.
«Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим заявлением. <.> Наш по существу здоровый послеянварский демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом постепенно вырывается из рук Центрального Комитета партии.
Печать, радио и телевидение. развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. <.>
<.> Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота.
В такой тяжёлой обстановке обращаемся к Вам, советские коммунисты. с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у Вас имеются. Только с Вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозящей опасности контрреволюции. В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране просим Вас о максимальном засекречивании этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке».
- 1. В каком году было составлено данное обращение? 2. Под каким названием вошли в историю события, описанные в обращении? Какие негативные явления данного события описаны в обращении? 3. Объясните причины обращения и просьбы засекретить его. 4. Какое решение приняло советское руководство в ответ на данное обращение?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ». Худ. фильм 1977 г., реж. А. Малюков.
- «СЛУЧАЙ В КВАДРАТЕ 36-80». Худ. фильм 1982 г., реж. М. Туманишвили.
- «ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ.». Худ. фильм (10 серий) 1984 г., реж. В. Фокин.
- «РЕЙС 222». Худ. фильм 1985 г., реж. С. Микаэлян.
- «ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ». Худ. фильм 1985 г., реж. М. Туманишвили.
Вы смотрели: История России Мединский §17 для 11 класса. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 16 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 18 >>