Читать гос учебник истории России 11 класс Мединский параграф 1 «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы». 11 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. История России Мединский §1.
История России 11 класс. Учебник § 1
ГЛАВА 1. СССР в 1945-1991 гг.
«На поздравления с подвигом я ответил, что собственно подвиг не столько мой, сколько всего советского народа, всех инженеров, техников, представителей советской науки». Из речи Ю. Гагарина после возвращения из космоса (1961)

«Прежде всего следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории». Из Послания Президента В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2005)
? Какие ключевые события в отечественной истории происходили в 1945–1991 гг.? Какие из них имели значение во всемирном масштабе? (см. ОТВЕТ в спойлере)
? Как Советскому Союзу в короткие сроки удалось восстановить хозяйство и экономику?

- Ключевые слова параграфа: Атомный проект • Демобилизация • «Лесные братья» • Международный валютный фонд (МВФ) • Репарации • Репатриация • Совет министров • Сталинские высотки • Ядерное оружие.
- 1946 г. – преобразование наркоматов в министерства
- 1946–1950 гг. – IV пятилетка
- 1947 г. – денежная реформа, отмена продовольственных карточек
- 1949 г. – испытание советской атомной бомбы
МИР
- 1945 г. – поражение на выборах У. Черчилля; приход к власти в Великобритании Лейбористской партии
- 1946 г. – провозглашение Италии республикой; победа на выборах президента Аргентины Х. Перона
- 1947 г. – конец британского владычества в Индии
1) Влияние Победы.
СССР победил в самой кровопролитной войне в истории человечества, внёс решающий вклад в разгром агрессоров. Подвиг советских людей значительно повысил авторитет нашей страны во всём мире. Советское общество вышло из войны с чувством гордости и патриотизма, его скреплял высокий дух коллективизма.
Началась работа по восстановлению промышленности и сельского хозяйства, потребовавшая колоссальных усилий. Люди, в годы войны напряжённо трудившиеся в условиях мобилизационной экономики, ожидали послаблений и улучшения качества жизни. Но начавшееся противостояние СССР и Западного блока потребовало форсированного восстановления в первую очередь тяжёлой промышленности.
Последствия войны были ужасными. Засуха и неурожай, разразившиеся в 1946 г., стали причиной голода в ряде западных районов страны, в Поволжье и Центрально-Чернозёмной зоне. Миллионы вдов напряжённо работали на заводах и в колхозах. Множество людей осталось без крова и жило в землянках. Не хватало качественной одежды и других промтоваров – демобилизованные донашивали военные шинели и гимнастёрки. Особенно тяжёлым было положение на селе, несколько лучше было организовано снабжение в больших городах. До 1947 г. основные продукты питания распределялись по карточкам. Тем не менее большинство людей считали, что самое страшное позади, и смотрели в будущее с искренним оптимизмом.
Вскоре после окончания войны начался процесс репатриации: в СССР стали возвращаться люди, угнанные во время войны оккупантами для рабского труда в Германии, бывшие военнопленные и другие перемещённые лица. В отношении них проводилась проверка. Тех, кто запятнал себя сотрудничеством с фашистами, приговаривали к тюремному заключению, в исключительных случаях – к смертной казни. Такие меры находили понимание в обществе.
Продолжалась беспощадная борьба с пособниками нацистов – прибалтийскими «лесными братьями», бандеровцами, членами Украинской повстанческой армии (УПА) – организация, запрещённая в России. Националисты, используя террористические методы, нападали на военных и милиционеров, убивали семьи советских активистов, учителей, медиков, запугивали сельское население в западных районах СССР. После 1945 г. на территории Западной Украины и в Прибалтике жертвами бандеровцев и «лесных братьев» стали десятки тысяч людей. Борьба с националистическим подпольем закончилась его полной ликвидацией в начале 1950-х гг.
- Какие ожидания преобладали в советском обществе после окончания Великой Отечественной войны? Оправдались ли они?
- В каких районах СССР после окончания Великой Отечественной войны продолжали орудовать пособники нацистов? Как с ними боролось государство?
2) Потери. Демография.
В годы войны было убито и замучено, умерло от голода более 26,6 млн человек. Страна лишилась около трети своего национального достояния. Тысячи городов и десятки тысяч деревень были превращены в развалины или полностью уничтожены. Миллионы гектаров некогда плодородной земли были усеяны минами и заросли сорняком.
Во время оккупации и отступления враги взорвали тысячи мостов, уничтожили 6 тыс. больниц, разграбили и сожгли исторические дворцы около Ленинграда, осквернили усадьбы А. Пушкина, Л. Толстого, сотни музеев. В развалинах лежали древнерусские храмы в Новгороде и Пскове. В Германию были вывезены бесчисленные культурные ценности из музейных хранилищ, включая знаменитую Янтарную комнату в Царском Селе. Проблема реституции (возвращения культурных ценностей) актуальна для нашей страны до сих пор.
Жители деревень нанимались на стройки и переезжали в другие регионы. Большинство эвакуированных рабочих вернулись в европейскую часть СССР, но многие остались в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Масштаб миграционных потоков осложнял организацию снабжения. Ещё в годы войны на территорию республик Средней Азии были депортированы крымские татары, ряд народов Северного Кавказа и др., обвинённых в пособничестве оккупантам. Их жизнь была очень тяжёлой, хотя местные власти предпринимали максимум усилий, чтобы наладить их питание и быт.
Военные потери привели к резкому сокращению количества мужчин. В начале 1950-х гг. мужчины составляли 44 %, женщины – 56 % населения. Но уже в 1946 г. рождаемость превысила уровень 1940 г. Довоенная численность населения была достигнута к середине 1950-х гг. Однако в последующие десятилетия из-за чудовищных потерь и низкой рождаемости в военные годы страна примерно через каждые 20 лет попадала в так называемую демографическую яму. С другой стороны, быстрый рост населения в послевоенные годы свидетельствовал об оптимизме в обществе и о позитивной динамике социально-экономических процессов в СССР.

Советский народ одержал победу, но война лишила личного счастья десятки миллионов людей. Горю победителей посвящено стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Выясните, какой урон был нанесён оккупантами вашему региону в годы Великой Отечественной войны.
- Какие потери понёс СССР в результате Великой Отечественной войны?
ОТВЕТ: а) Человеческие потери: официально сообщается о более чем 26 миллионах погибших советских граждан, включая военнослужащих и гражданских лиц. Это самая высокая цифра потерь среди всех стран, участвовавших во Второй мировой войне.
б) Материальные потери: Война привела к разрушению огромных территорий, городов и инфраструктуры. Экономика была серьезно подорвана, промышленность и сельское хозяйство сильно пострадали.
в) Социальные потери: Война оставила множество семей без кормильцев, создала огромное количество инвалидов и ветеранов, столкнувшихся с физическими и психологическими травмами.
г) Разрушение культурных ценностей: Во время войны было уничтожено множество исторических памятников, художественных произведений и культурных ценностей.
д) Потери в ресурсах и обороне: СССР потерял огромное количество военной и гражданской техники, а также пришлось мобилизовать большую часть своих ресурсов на военные нужды.
История России Мединский §1

3) Социальная адаптация фронтовиков.
Борьба с беспризорностью и преступностью.
Сразу после победы началась массовая демобилизация. Государство стремилось как можно быстрее интегрировать фронтовиков в народное хозяйство. Вначале из рядов Красной Армии увольняли солдат старших возрастов, затем, в течение 3–4 лет, – более молодых. К 1948 г. численность вооружённых сил сократилась до 3 млн человек.
Общество относилось к воинам и ветеранам Красной Армии как к героям, их окружали почёт и уважение. Но даже самым закалённым бойцам, прошедшим на войне тяжелейшие испытания, было непросто влиться в мирную жизнь. Они сталкивались с массой бытовых проблем: отсутствием нормального жилья и работы, нехваткой продуктов и медикаментов. Среди демобилизованных была высокая смертность – это стало прямым следствием увечий, ран и огромного нервного и физического перенапряжения военных лет.
В 1941–1945 гг. из Красной Армии по инвалидности было уволено около 2,5 млн человек. Государство старалось обеспечить им медицинский уход и трудоустройство. Они получали пенсии, путёвки в санатории, для них организовывались интернаты и дома инвалидов. Основная масса фронтовиков достаточно быстро перестроилась на мирную жизнь. Задумываться о превратностях судьбы было некогда – надо было восстанавливать страну, причём в кратчайшие сроки.
Война сделала сиротами миллионы детей, многие из них оказались фактически беспризорниками. Их отцы и матери погибли на фронте, в нацистских концлагерях, в оккупации. Только на официальном учёте в 1945 г. состояли сотни тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Детских приёмников-распределителей не хватало. Дети жили в подвалах и на чердаках, страдали от голода и холода, нередко от безысходности попадали в преступные шайки. Органы внутренних дел создавали для беспризорников детские комнаты и колонии, обеспечивали их питанием и одеждой. По мере налаживания мирной жизни количество неблагополучных детей сокращалось. С помощью милиции и органов социального обеспечения многим посчастливилось найти своих родителей, считавшихся пропавшими без вести. Детей направляли на учёбу, трудоустраивали. Серьёзным подспорьем стал добровольный сбор средств в фонды помощи беспризорникам.
На фоне объективных трудностей в первые послевоенные годы резко возросла преступность. Только в 1945–1946 гг. было ликвидировано более 10 тыс. националистических вооружённых формирований, банд и криминальных группировок, промышлявших убийствами и грабежами. Львиная их доля находилась в Прибалтике («лесные братья») и на Западной Украине (бандеровцы). В крупных городах страны орудовали шайки воров, скупщиков и продавцов краденого, жулики и мошенники. К ним часто прибивались предатели, ранее служившие оккупантам. Уголовники были хорошо вооружены, в том числе трофейным оружием, которого много осталось на освобождённых территориях.
Правоохранительные органы вели беспощадную борьбу с преступностью. Их ряды были усилены за счёт вернувшихся с фронта офицеров, обладавших боевым опытом. Комплекс жёстких мер и профессиональные действия правоохранительных органов уже к 1947 г. значительно снизили число преступлений.

- Опишите эмоции людей, изображённых на картине «Возвращение». Худ. В. Костецкий. 1947 г.
ОТВЕТ: Картина «Возвращение» В. Костецкого, созданная в 1947 году, изображает эмоции возвращающихся с фронта военнослужащих. На такой картина часто можно увидеть следующие эмоции:
– Радость: Многие из возвращающихся с фронта смогли выжить во время ужасов войны, и их лица могут выражать радость и благодарность за возвращение к родным и близким. Их улыбки и поднятые вверх руки могут символизировать эту радость.
– Благодарность: Вероятно, на картинах можно увидеть также эмоции благодарности и уважения к тем, кто остался жив и вернулся.
– Усталость и изнеможение: Возвращение с фронта после тяжелых боевых действий могло сопровождаться физической и эмоциональной усталостью, и некоторые лица на картине могут выглядеть утомленными.

- Почему после Великой Отечественной войны государство уделяло большое внимание воспитанию детей-сирот?
ОТВЕТ:
– Огромные человеческие потери: Война привела к огромным человеческим потерям, и множество детей остались сиротами, потеряв родителей или близких родственников. Эти дети нуждались в поддержке и опеке.
– Будущее страны: Дети сироты представляли собой будущее страны. Их воспитание и образование были важными для обеспечения стабильности и развития Советского Союза после войны.
– Социальная ответственность: Советское государство придавало большое значение социальной ответственности и заботе о своих гражданах. Поскольку дети-сироты были одной из уязвимых групп, их защита и воспитание были важной задачей.
– Идеологический аспект: Воспитание детей-сирот также было связано с идеологическими аспектами. Советская власть стремилась воспитывать новое поколение, которое разделяло бы идеалы коммунизма и было предано социалистической системе.
– Гуманизм: Воспитание детей-сирот было проявлением гуманизма и человечности. Советское общество и государство старались обеспечить детям-сиротам нормальные условия жизни и развития, чтобы они могли преодолеть тяжелые последствия войны.
- С какими проблемами сталкивались демобилизованные? Какие меры предпринимало государство для помощи демобилизованным?
ОТВЕТ:
Демобилизованные солдаты и офицеры сталкивались с различными проблемами после окончания Великой Отечественной войны:
– Трудности реинтеграции в общество: Многие демобилизованные провели годы на фронте и военной службе, и им было трудно адаптироваться к гражданской жизни. Им нужно было пройти процесс реинтеграции в общество, найти работу, учиться снова жить в мирное время.
– Физические и психологические травмы: Многие ветераны вернулись с фронта с физическими и психологическими травмами. Это могли быть ранения, инвалидность, посттравматический стресс и другие проблемы.
– Социальная нестабильность: После войны страна столкнулась с социальными проблемами, включая дефицит продуктов и товаров, разрушенную инфраструктуру и жилье. Демобилизованные могли столкнуться с проблемой нехватки жилья и средств к существованию.
– Проблемы в семьях: Некоторые ветераны столкнулись с трудностями в семейных отношениях из-за длительного отсутствия на фронте, изменений в их личности после войны и других факторов.Государство предпринимало ряд мер для помощи демобилизованным:
– Трудоустройство: Государство предоставляло программы трудоустройства и поддержки при поиске работы для демобилизованных.
– Медицинская помощь: Ветеранам предоставлялись медицинская помощь и реабилитация для восстановления здоровья.
– Образование и переподготовка: Для тех, кто хотел изменить профессию или получить образование, существовали программы обучения и переподготовки.
– Предоставление жилья: Государство предоставляло жилье для демобилизованных ветеранов и их семей.
– Социальная поддержка: Ветераны имели право на различные социальные льготы и пособия.
– Психологическая помощь: Для ветеранов с психологическими проблемами предоставлялась психологическая помощь и поддержка.
4) Восстановление промышленности.
Задачи по восстановлению и развитию промышленности в 1945–1950 гг. сравнимы с планами первых пятилеток. Постепенно возвращались нормы трудового законодательства мирного времени. Летом 1945 г. были возобновлены отпуска; отменены обязательные сверхурочные работы; возвращён 8-часовой рабочий день. Начиная с 1947 г. стала увеличиваться заработная плата рабочим и служащим. В 1949 г. был введён обязательный медицинский осмотр для всех занятых на предприятиях с вредным производством. Для матерей, ухаживавших за младенцами, сохранялся непрерывный трудовой стаж. В глазах трудящихся эти меры наглядно подтверждали права советских граждан, гарантированные Конституцией СССР.
Возрождение городов начиналось практически сразу после их освобождения частями Красной Армии. Осенью 1945 г. Совнарком определил 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению, среди них: Смоленск, Ростов-на-Дону, Севастополь, Воронеж, Новгород и др. Было создано специальное управление для восстановления Сталинграда. На новостройках в «волжской твердыне» рядом с бывшими фронтовиками трудились студенты-добровольцы.
В марте 1946 г. был принят IV пятилетний план на период 1946– 1950 гг., предусматривающий рост довоенных объёмов промышленности на 38 %. Темпы роста экономики значительно опережали плановые, и уже в 1947 г. выпуск основных видов продукции достиг уровня 1940 г. Как и в предвоенные годы, управление экономикой осуществлялось централизованно. Планы государства встречали поддержку населения. Массовым стало движение «скоростников» – рабочих, выполнявших сразу несколько дневных норм. Притоку инвестиций в экономику способствовал регулярный выпуск облигаций государственного займа. По инициативе председателя Госплана Н. Вознесенского на многих предприятиях вновь вводилась сдельная оплата, т. е. оплата по результатам труда, а не по количеству затраченного времени.
В 1946 г. наркоматы были преобразованы в министерства, а Совнарком – в Совет министров. Промышленность, главным приоритетом которой во время войны был выпуск военной продукции, последовательно переводилась на мирные рельсы. Переориентировались целые ведомства – на базе наркоматов боеприпасов, миномётного вооружения, танковой промышленности были созданы министерства приборостроения, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и др. Несмотря на все трудности, в стране быстро увеличивался выпуск современных станков, турбин, электротехнических приборов. С 1946 г. началось серийное производство грузовика ГАЗ-51 и легкового автомобиля ГАЗ М-20 «Победа».

- Какой по счёту пятилетке посвящён данный плакат «Новая пятилетка – пятилетка великой стройки». 1948 г.? Какие отрасли народного хозяйства подлежали восстановлению в первую очередь?
ОТВЕТ:
Данный плакат был посвящен первой послевоенной пятилетке, которая началась в 1946 году и завершилась в 1950 году. Эта пятилетка получила название «пятилетка великой стройки» и была направлена на восстановление страны после разрушительных последствий Великой Отечественной войны. В первую очередь, задачей этой пятилетки было восстановление промышленности и сельского хозяйства, которые сильно пострадали в результате войны. Эти отрасли народного хозяйства были ключевыми при восстановлении страны:
– Промышленность: Множество заводов, фабрик и производств были разрушены в ходе войны. Первостепенной задачей было восстановление и модернизация промышленных мощностей, чтобы обеспечить страну необходимыми товарами и оборудованием.
– Сельское хозяйство: Война также оказала серьезное воздействие на сельское хозяйство. Значительные площади земли были разорены, а сельскохозяйственное оборудование и скот были утрачены. Перед пятилеткой была поставлена задача восстановления и увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
13 июня 1943 г. А. Черкасова, работница детского сада, стала организатором первой добровольческой бригады из 19 женщин.
- Как вы считаете, может ли данная фотография «Женщины работают на улицах разрушенного Сталинграда, разбирая руины жилых домов. 1943 г» служить отражением демографической ситуации, сложившейся в СССР в годы Великой Отечественной войны?
ОТВЕТ:
Да, данная фотография может служить отражением демографической ситуации, сложившейся в СССР в годы Великой Отечественной войны. Во время войны СССР потерял огромное количество мужского населения, так как многие мужчины были призваны на фронт и погибли. Это создало серьезный дисбаланс в демографической структуре страны, и женщины стали играть важную роль в поддержании экономики и общества.
На фотографии видно, как женщины работают на улицах разрушенного Сталинграда, разбирая руины жилых домов. Это свидетельствует о том, что женщины активно участвовали в восстановительных работах после разрушительных боевых действий. Они выполняли физически тяжелую работу, чтобы восстановить город и обеспечить его жителей жильем.
Данное участие женщин в труде и восстановлении страны было одним из выдающихся аспектов демографической ситуации в СССР во времена войны. Они брали на себя дополнительную нагрузку, работая не только в сфере производства, но и в медицине, образовании и других сферах общественной жизни. Этот опыт и их вклад в общество оказали важное воздействие на демографический и социокультурный ландшафт страны в послевоенные годы.

- Вспомните, когда в России впервые появились министерства. Когда они были ликвидированы?
ОТВЕТ:
В России министерства впервые упоминаются в период правления Петра Великого (в начале 18 века), но в значении «должность государственного советника». Как «орган государственного управления отдельной сферой деятельности» в России существуют с 8 сентября 1802 года, возникнув в правление Александра I. Ликвидированы министерства в 1917 году после Октябрьской революции.
Проектирование первого в стране легкового массового автомобиля было начато в декабре 1941 г. под руководством главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) А. Липгарта. Машина получила название в честь будущей победы над фашистской Германией, в которой советские люди не сомневались. Опытный экземпляр был готов в 1944 г., но серийный выпуск начался только после войны. Впервые в истории СССР легковой автомобиль стал доступным для свободной продажи. «Победа» отвечала мировым стандартам автомобилестроения того времени. За 12 лет было произведено более 235 тыс. машин, часть из них была продана в Австрию, Бельгию, Великобританию и другие страны. И в наши дни ГАЗ М-20 «Победа» высоко ценится коллекционерами – за надёжность и уникальный дизайн.
Как и в 1930-е гг., главным кадровым ресурсом промышленности стало сельское население. Миллионы крестьян переезжали в города и получали рабочие специальности. В обеспечении роста промышленного производства существенную роль играли поставки оборудования с немецких заводов, находившихся в советской зоне оккупации, осуществляемые в рамках репараций. На стройках и над восстановлением разрушенных зданий работали сотни тысяч пленных немцев, венгров, румын, японцев и др., которые во время войны принесли на нашу землю невиданное горе и разорение.
На Урале были открыты новые месторождения нефти и газа. В кратчайшие сроки был построен Волго-Донской канал, задуманный ещё Петром I. Всего за годы IV пятилетки было восстановлено и вновь построено более 6 тыс. крупных предприятий. В то же время начавшаяся холодная война (подробнее о ней пойдёт речь в § 4) потребовала увеличения выпуска передовой военной техники и вооружения.
Уже к 1950 г. объём промышленной продукции превысил довоенный уровень на 70 %, а в республиках Прибалтики и Молдавии – в 2-3 раза. В условиях холодной войны, когда потенциальными военными противниками стали США и другие страны Запада, советское руководство стремилось не допустить возможности повторения трагедии 1941 г. Быстрыми темпами модернизировалась армия: создавались новые тяжёлые и средние танки (ИС-4, Т-54); на вооружение был принят знаменитый автомат конструктора М. Калашникова (АК); осваивались реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17; закладывались современные боевые корабли.
Однако главной задачей оставалась скорейшая ликвидация ядерной монополии США, разработавших планы нанесения по СССР сначала 20, а затем 50 и более атомных ударов. Советский атомный проект курировал Л. Берия. Исследованиями в области ядерных и ракетных технологий руководили выдающиеся учёные И. Курчатов, Ю. Харитон, С. Королёв, М. Келдыш и др. Благодаря труду сотен тысяч инженеров, рабочих, строителей удалось в кратчайшие сроки создать ракетно-ядерный щит страны. В 1948 г. в СССР была успешно запущена первая баллистическая ракета Р-1, а в августе 1949 г. произведено успешное испытание атомной бомбы.
Любопытные детали. Первое испытание советской атомной бомбы РДС-1 («реактивный двигатель специальный») состоялось на Семипалатинском полигоне (ныне Казахстан) 29 августа 1949 г. Взрыв отбросил и искорёжил железнодорожный мост, возведённый на расстоянии километра, и шоссейный мост на расстоянии 1,5 километра. Вагоны и автомобили, размещённые на мостах, были сметены.
В условиях острого дефицита времени добиться результата нашим учёным помогла советская разведка.
СССР первым начал использовать передовые ядерные технологии в мирных целях. Уже в 1954 г. в Обнинске впервые в мире заработала атомная электростанция. Стремительно развивалась космическая программа – 4 октября 1957 г. был успешно запущен первый искусственный спутник Земли. В конце 1940-х гг. был утверждён план строительства каскада электростанций на Волге, Днепре, Дону, Амударье. В СССР были созданы самые мощные для своего времени паровые турбины, шагающие экскаваторы и др.

- Как долго США обладали ядерной монополией?
ОТВЕТ:
США обладали ядерной монополией с момента успешного испытания своей первой ядерной бомбы в рамках проекта Манхэттен в июле 1945 года и до момента первого успешного испытания ядерного оружия Советским Союзом в августе 1949 года. Этот период, когда только США обладали ядерными вооружениями, называется «периодом атомной монополии США.»
Однако после успешного советского испытания атомной бомбы, начавшегося в середине 20-х годов и закончившегося 29 августа 1949 года, ситуация изменилась, и монополия США на ядерное оружие была прервана. Это событие стало началом ядерной гонки между США и СССР, которая длилась много лет и оказала значительное воздействие на мировую политику и безопасность.
- Приведите примеры перехода трудового законодательства на мирные рельсы.
- С помощью тезисов сформулируйте задачи пятилетнего плана 1946–1950 гг.
История России Мединский §1
5) Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство СССР вышло из войны истощённым. К 1945 г. оно сократилось примерно на треть и давало лишь 60 % от довоенной продукции. Серьёзно усугубила ситуацию засуха 1946 г., охватившая многие районы – традиционные производители зерна. Был принят ряд мер по стимулированию производительности труда колхозников и увеличению производства сельскохозяйственной техники. В 1950 г. тракторов и комбайнов было выпущено в 3 раза больше, чем в 1940 г., а валовая продукция сельского хозяйства превысила довоенные показатели. Работали колхозные рынки, где можно было торговать продукцией с приусадебных участков. Однако рыночная торговля разрешалась лишь там, где колхозы выполняли план госпоставок.
После войны СССР вплотную приступил к созданию грандиозной системы орошения земель за счёт использования водных ресурсов крупных рек. Предусматривались закладка лесополос в степных районах и поставка в колхозы десятков тысяч тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей. Быстро развивалось производство химических удобрений. Эти меры были призваны способствовать дальнейшему росту урожайности. Однако из-за быстрого роста численности населения (особенно в городах) продовольственное снабжение в СССР продолжало оставаться острой проблемой.

- В каком художественном стиле создано данное произведение («Хлеб». Худ. Т. Яблонская. 1949 г.)? Отражает ли оно реальное состояние сельского хозяйства после Великой Отечественной войны?
ОТВЕТ: Данное произведение создано в стиле социалистического реализма. Этот стиль был доминирующим в искусстве Советского Союза во второй половине XX века и служил средством идеологической пропаганды, отражая идеалы и ценности коммунизма. Картина «Хлеб» изображает положительный момент в сельском хозяйстве после Великой Отечественной войны. На ней изображены женщины, собирающие хлебные колосья, что символизирует урожай и процветание. Это произведение идеализирует сельское хозяйство и демонстрирует оптимистичный настрой на будущее. - Чем усугублялось послевоенное состояние сельского хозяйства?
ОТВЕТ: Послевоенное состояние сельского хозяйства СССР усугублялось рядом факторов и проблем:
– Разрушения и потери во время войны: Сельское хозяйство СССР было серьезно подвергнуто разрушениям во время Великой Отечественной войны. Многие сельскохозяйственные постройки, оборудование, исторические сельские населенные пункты были разрушены, что снизило производственные мощности.
– Засухи: Засуха 1946 года охватила многие районы СССР, включая традиционные зерновые регионы. Это привело к значительному сокращению урожаев и ухудшило продовольственную ситуацию.
– Истощение почв: Длительные годы ведения войны и нехватка средств для поддержания сельского хозяйства привели к истощению почв и снижению урожайности в некоторых районах.
– Дефицит сельскохозяйственной техники: Во время войны сельское хозяйство не получало достаточного количества сельскохозяйственной техники и оборудования, что ограничивало производительность труда.
– Проблемы с продовольствием городского населения: После войны численность населения в городах стремительно росла, и обеспечение продуктами питания для городских жителей стало острой проблемой.
6) Меры по улучшению жизни населения.
В 1947 г. в СССР были отменены продовольственные карточки (в Великобритании они сохранялись до середины 1950-х гг.). Одновременно была проведена денежная реформа: 10 старых рублей менялись на один новый.
Выиграла в целом и экономика, позволившая упростить расчёты внутри страны. В интересах сохранения стабильной и независимой финансовой системы СССР отказался вступать в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В 1950 г. во внешнеторговых расчётах было введено обеспечение рубля золотом. Благодаря значительному золотому запасу (2,5 тыс. т на 1953 г.) удавалось поддерживать достаточно низкие внутренние цены и сдерживать инфляцию.
Война крайне негативно сказалась на уровне жизни населения, и правительство всемерно стремилось облегчить его положение. С 1946 по 1950 г. регулярно снижались цены на товары первой необходимости (в 3 раза подешевел хлеб, в 2,5 раза – мясо). На 30 % и более снизились цены на одежду, ткани, обувь. Но всё равно многие товары были доступны далеко не каждому. Заработная плата у простых рабочих и служащих оставалась небольшой. Миллионы людей продолжали жить в переполненных коммуналках. Ещё тяжелее было положение колхозников.
Стремительно менялся архитектурный облик Москвы: началось возведение семи высотных зданий (сталинских высоток) – здания МГУ, МИД СССР, гостиницы «Украина», жилого дома на Котельнической набережной и др.

- Сколько дореформенных рублей составляла данная банкнота «25 рублей СССР 1947 г.»?
ОТВЕТ: Банкнота номиналом 25 рублей СССР 1947 года имела дореформенный эквивалент в размере 25 000 старых рублей.

- Как вы думаете, что символизирует стиль, в котором построено здание, изображённое на фотографии (Высотное здание на пл. Восстания. Москва. 1955 г.)?
- Почему СССР отказался вступать в международные финансовые организации?
После войны экономика СССР вынужденно сохраняла мобилизационный характер. Благодаря неимоверному напряжению сил всего общества удалось достаточно быстро восстановить промышленность и потребительский рынок, наладить снабжение городов основными продуктами питания. Возрождались из руин города. Была ликвидирована ядерная монополия США, создано собственное ракетное вооружение. Однако уровень жизни населения рос медленно. Основная причина заключалась в огромных демографических, экономических и ресурсных потерях страны в 1941–1945 гг. и в начатой западным блоком во главе с США холодной войне.
Вопросы и задания на стр.19
- Охарактеризуйте послевоенное состояние народного хозяйства СССР.
- Какие приоритеты стояли перед СССР после Великой Отечественной войны? Какими ресурсами располагала страна?
- Каковы были демографические последствия войны для СССР? Как они проявились в будущем? Подумайте, проявляются ли они сегодня.
- Какое значение для населения имела отмена карточной системы? С какой целью была проведена денежная реформа 1947 г.? Как вы можете оценить её результаты? Вспомните другие денежные реформы в истории нашей страны. Какие цели они преследовали?
- В дополнительных источниках информации выясните, каким странам Европы СССР оказывал помощь в послевоенном восстановлении хозяйства и экономики.
- Выясните, какие предприятия были восстановлены или построены в вашем регионе во время IV пятилетки. Подготовьте сообщение на тему «Героизм послевоенного восстановления экономики на примере нашего края». Представьте его перед одноклассниками.
- * Существует следующая точка зрения: «Правительство СССР сделало всё возможное для преодоления трудностей и проблем развития советского общества в послевоенное время». Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности.
1) испытание советской атомной бомбы, 2) начало IV пятилетнего плана, 3) денежная реформа.
ОТВЕТ:
2) начало IV пятилетнего плана — 1946 год ,
3) денежная реформа — 1947 год,
1) испытание советской атомной бомбы — 29 августа 1949 года.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ. Раскройте смысл понятия «реституции». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.
ОТВЕТ: Понятие «реституция» обозначает процесс возвращения имущества, культурных ценностей или прав, которые были утрачены или конфискованы в результате каких-либо исторических событий, таких как войны, революции, колониальное угнетение или другие формы нарушения прав собственности. Этот термин часто используется в контексте возвращения утраченных или конфискованных имущественных ценностей или земельных участков и может применяться как на международном уровне, так и на внутреннем.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ. Прочитайте отрывок из речи И. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы (9 февраля 1946 г.). Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Какие из планов развития народного хозяйства, сформулированные Сталиным, были краткосрочными, а какие – долгосрочными?
- Сколько времени он отводил на достижение краткосрочных планов развития?
- Какие определяются минимальные сроки достижения долгосрочных планов развития советского народного хозяйства?
- О развитии каких отраслей промышленности говорится в документе?
- Предположите, о каких «случайностях» говорит Сталин.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ». Худ. фильм 1959 г., реж. Г. Чухрай.
2. «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ». Худ. фильм (5 серий) 1979 г., реж. С. Говорухин.
3. «ЛИКВИДАЦИЯ». Худ. фильм (14 серий) 2007 г., реж. С. Урсуляк.
4. «СТРАНА СОВЕТОВ. ЗАБЫТЫЕ ВОЖДИ». Док. фильм (16 серий) 2017 г., реж. П. Сергацков.
5. «НАЧАЛЬНИК РАЗВЕДКИ». Худ. фильм (8 серий) 2022 г., реж. К. Астахов.
Вы смотрели: История России Мединский §1. 11 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вспомните, когда в России впервые появились министерства. Когда они были ликвидированы?
ОТВЕТ:
В России министерства впервые появились в период правления Петра Великого в начале 18 века, когда была проведена реформа государственного управления по западно-европейскому образцу. Первыми министерствами были Министерство Внутренних Дел и Министерство Иностранных Дел.
ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ.
Министерства появились в 1802 году при Александре I. Ликвидированы министерства в 1917 году после Октябрьской революции.
Поправили. Спасибо.