Конспект по истории России 11 класс кратко параграф 32 + Дополнительный материал. Краткое содержание и краткий пересказ § 32–33. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. (1) по гос. учебнику автор Мединский. Код материалов: История России Конспект №32.
Конспекты по §32–33. Культура, наука, спорт и общественная
жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. (часть 1-я)
§32 Кратко (малый конспект)
Это 1-я часть параграфа 32-33 гос учебника (пункты 1-7).
Окончание параграфа смотрите тут: Конспект № 33.
В 1990-е годы сфера культуры, науки и образования России пережила глубокий кризис, вызванный распадом СССР, резким сокращением государственного финансирования и переходом к рыночной экономике. Это привело к «утечке мозгов», коммерциализации культуры и падению уровня массового искусства. Однако снятие цензуры открыло доступ к ранее запрещённым произведениям и породило новые творческие направления в литературе и кино. С начала 2000-х годов началось постепенное возрождение, поддержанное усилением государственной политики в области культуры, увеличением финансирования и ростом патриотических настроений. Были реализованы масштабные проекты, такие как нацпроект «Культура», строительство исторических парков «Россия – моя история» и создание популярных патриотических фильмов. В итоге, преодолев сложности переходного периода, российская культура и наука в XXI веке вступили в фазу стабилизации и нового подъёма.
Средний конспект по пунктам 1-7
1. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
- С одной стороны, были сняты все цензурные ограничения.
- С другой стороны, финансирование творческой деятельности и науки резко сократилось. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз, что вызвало акцию протеста российских учёных в 1996 г. и «утечку мозгов».
- В образовании появились гимназии, лицеи, колледжи, но модернизация буксовала из-за недофинансирования.
- Была разрушена система ПТУ и многих дошкольных организаций.
2. Литература.
- Писатели (В. Белов, А. Солженицын, Д. Гранин, В. Распутин) активно обращались к публицистике, осмысляя сложные социальные изменения.
- Стали доступны произведения эмигрантов и книги, не публиковавшиеся в советский период («Доктор Живаго» Б. Пастернака).
- Появились новые «герои» – «новые русские», безработные, беженцы.
- Широкое распространение получила беллетристика развлекательного характера.
3. Кинематограф.
- В 1990-х гг. наступило «творческое затишье» из-за обвального сокращения госфинансирования.
- Несмотря на это, появились яркие работы: «Брат» и «Брат-2» А. Балабанова, «Утомлённые солнцем» Н. Михалкова (первый российский «Оскар»), «Кавказский пленник» С. Бодрова-ст.
4. Музыка.
- Признание получили оперные звёзды (Д. Хворостовский, Х. Герзмава) и звёзды балета (У. Лопаткина, С. Захарова).
- 1990-е годы стали переломными для отечественной рок-культуры, которую потеснила коммерческая продукция.
5. Театр.
- Несмотря на финансовые трудности, создавались новые театры («Геликон-опера» Д. Бертмана, Мастерская П. Фоменко).
- Большую роль в развитии музыкального театра сыграл дирижёр В. Гергиев.
- Появились новые имена режиссёров и актёров (К. Хабенский, Е. Миронов).
6. Изобразительное и монументальное искусство.
- Возродилась практика меценатства.
- Появились частные художественные галереи.
7. Развитие российской культуры в XXI в.
- Проведены тематические годы: Год культуры (2014), Год литературы (2015), Год кино (2016), Год театра (2019), Год памяти и славы (2020).
- Началась реализация нацпроекта «Культура».
- С 2005 г. отмечается государственный праздник – День народного единства.
- По всей стране открылись исторические парки «Россия – моя история».
- Созданы масштабные мемориалы: Ржевский мемориал Советскому солдату (2020), Самбекские высоты (2020).
- В кинематографе большой популярностью пользовались фильмы о военной истории («28 панфиловцев», «Брестская крепость»), освоении космоса («Время первых») и спорте («Легенда №17», «Движение вверх»).
Большой конспект параграфа 32
1. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
Распад СССР оказал комплексное негативное влияние на сферы науки, образования и культуры, поставив их в сложное положение из-за слома прежнего уклада и перехода к рынку.
Культура. С одной стороны, была полностью отменена цензура. С другой — государственное финансирование резко сократилось. Общественные настроения определялись распадом страны, социальным расслоением и отсутствием идеалов. «Открытие Запада» привело к наплыву низкопробной продукции, падению нравов и росту преступности.
Наука. Пережила глубокий кризис. Затраты на исследования упали почти в 15 раз, многие институты закрылись. Число занятых в науке сократилось вдвое, в том числе из-за «утечки мозгов» за рубеж. Учёные были вынуждены уходить в торговлю. В 1996 г. прошли акции протеста учёных с лозунгом «Без науки – нет великой России», требовавших погасить задолженность по зарплате и прекратить сокращение расходов на науку.
Образование. Появились новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, частные школы), но модернизация буксовала из-за недофинансирования. Вариативность обучения привела к созданию десятков линеек учебников. На западные гранты издавались пособия, искажавшие историю России и навязывавшие представление об её «отсталости». Была разрушена система ПТУ и многих дошкольных учреждений. Появление платных услуг создавало риск, что качественное образование станет привилегией для обеспеченных слоёв.
2. Литература.
В 1990-е гг. литература развивалась под влиянием социально-экономических изменений. Многие известные писатели, включая В. Белова, А. Солженицына, Д. Гранина, В. Распутина, В. Астафьева, Е. Евтушенко, активно обратились к публицистике, с тревогой описывая тяжелую жизнь людей, безнравственность и беззаконие.
В этот период стал доступен пласт ранее запрещенной литературы: произведения писателей-эмигрантов (И. Шмелёв, Б. Зайцев, М. Алданов, Г. Газданов) и работы, не публиковавшиеся в советское время (И. Бунина, А. Платонова, Б. Пастернака).
В художественной прозе появились новые герои: «новые русские», безработные, беженцы. Известность получили молодые авторы, такие как В. Пелевин, Т. Толстая, С. Лукьяненко, чьи произведения часто были на грани гротеска. Однако общим трендом стал смещение в сторону развлекательной беллетристики (детективы, фантастика), которая, несмотря на малую художественную ценность, приносила издательствам солидный доход.
3. Кинематограф.
В 1990-х гг. российский кинематограф переживал «творческое затишье», вызванное обвальным сокращением госфинансирования и разрушением системы проката.
Несмотря на сложные условия, появлялись яркие работы как состоявшихся, так и новых режиссеров. Среди них: П. Лунгин, А. Балабанов, С. Сельянов, К. Шахназаров, С. Урсуляк, А. Рогожкин, Ф. Бондарчук и другие. Большой зрительский интерес вызвали фильмы:
- «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова
- «Кавказский пленник» С. Бодрова-ст.
- «Брат» и «Брат-2» А. Балабанова (где звездой стал актер С. Бодров-мл.)
- «Ворошиловский стрелок» С. Говорухина
- а также более поздние «Остров» и «9 рота».
Фильмы выходили в зарубежный прокат и получали награды. Картина Н. Михалкова «Утомлённые солнцем» завоевала первый для России «Оскар». В конце 1990-х гг. возродился ММКФ (Международный московский кинофестиваль).
4. Музыка.
В этот период ведущие российские творческие коллективы возглавили выдающиеся музыканты, среди которых В. Федосеев, Ю. Темирканов, В. Спиваков. Широкое признание получили оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина, И. Абдразаков, Х. Герзмава и звезды балета У. Лопаткина, Д. Вишнёва, С. Захарова, И. Лиепа, Н. Цискаридзе. Также было востребовано творчество композиторов Р. Щедрина, Э. Артемьева, А. Рыбникова.
Широкое распространение получила молодежная музыкальная культура: открывались коммерческие радиостанции, наблюдался бум танцевальной музыки. Для отечественной рок-культуры 1990-е годы стали переломными — социальный рок, популярный в советское время, был потеснен потоком развлекательной коммерческой продукции.
5. Театр.
Несмотря на сокращение госфинансирования, театральная жизнь активно развивалась. Количество государственных театров увеличилось. Были созданы новые знаменитые коллективы: «Геликон-опера» Д. Бертмана (1990), Мастерская П. Фоменко (1993), театр Н. Бабкиной (2000). Появились новые сцены и театральные комплексы.
Развивались частные антрепризы, а рыночные условия вынуждали театры ориентироваться на коммерческий успех, что привело к расширению репертуара за счёт лёгких комедий и мелодрам.
Выдающуюся роль в сохранении академического музыкального театра сыграл дирижёр В. Гергиев (2001).
Основой российского театра осталось сочетание психологического реализма и новаторства. Большое влияние оказали фестиваль им. Чехова (1992) и премия «Золотая маска» (1993).
Произошла смена поколений. Мостиком между эпохами стали режиссёры Л. Додин, К. Гинкас, Г. Яновская, А. Васильев, А. Бородин, А. Могучий, Е. Каменькович, С. Женовач. Появились новые актёрские имена: К. Хабенский, В. Машков, Е. Миронов, Е. Писарев.
6. Изобразительное и монументальное искусство.
В живописи социальная проблематика сменилась интересом к абстракционизму, реализму, пейзажам и натюрмортам. Получила распространение практика создания картин по заказу состоятельных клиентов. Были популярны как мастера, так и молодые художники, например, А. Шилов, С. Андрияка.
В монументальном искусстве заметной фигурой был скульптор З. Церетели, автор памятника «300-летие Российского флота» («Пётр I»), монумента Победы и статуи св. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.
В этот период началось возрождение традиций российского меценатства. На родину возвращались художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны. Переживали второе рождение русская иконопись и храмовая роспись. Впервые за много лет появились частные художественные галереи и музеи.
Меценатство — это материальная или иная поддержка, оказываемая частными лицами развитию науки и искусства. Наиболее известные отечественные меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов.
7. Развитие российской культуры в XXI в.
В XXI веке произошло переосмысление государственной культурной политики. В рамках этого проводились тематические годы: Год культуры (2014), Год литературы (2015), Год российского кино (2016), Год театра (2019) и Год памяти и славы (2020). Была повышена зарплата работникам культуры, началась модернизация учреждений в регионах.
Значительную господдержку с середины 2010-х гг. получили национальные музеи и заповедники (например, Эрмитаж, Третьяковская галерея, «Петергоф», «Ясная Поляна»), что привело к «музейному буму». Важным событием стало утверждение Дня народного единства (4 ноября), отмечаемого с 2005 г. в память об освобождении Москвы ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 г.
Возродилась российская киноиндустрия: вдвое выросла посещаемость кинотеатров и доля отечественных фильмов. Популярными стали фильмы о войне («28 панфиловцев», «Ржев»), космосе («Время первых») и спорте («Легенда №17»). Большой резонанс получили масштабные культурные форумы, такие как Санкт-Петербургский международный культурный форум (с 2012 г.) и книжный фестиваль «Красная площадь» (с 2015 г.).
С 2013 г. регулярными стали федеральные акции «Ночь музеев», «Библионочь» и др. В 2018 г. стартовал нацпроект «Культура». После воссоединения Крыма акцент сместился на патриотизм: открылись исторические парки «Россия – моя история», создавались мемориалы (Ржевский мемориал, 2020), заработала Пушкинская карта.
В театральной жизни успех имели постановки режиссеров П. Фоменко, Л. Додина, М. Захарова, актеров Е. Миронова, К. Хабенского. Мировое признание получили музыканты Ю. Башмет, В. Гергиев, Д. Мацуев.
Дополнительный материал
Период 1990-х – это не только кризис, но и время формирования новой российской идентичности. Фильмы «Брат» и «Брат-2» стали настоящим культурным феноменом, а фраза «В чём сила?» – частью народного лексикона. Интересно, что в это же время в мире наблюдается всплеск интереса к русской классике, а такие музыканты, как Дмитрий Хворостовский, становятся мировыми звёздами. Для ЕГЭ важно понимать прямую связь между политикой «перестройки», распадом СССР и последующими сложными процессами в культуре. Государственные инициативы 2000-2020-х гг., такие как «Пушкинская карта», напрямую направлены на исправление негативных тенденций 1990-х. Анализ культурного процесса этого времени позволяет проследить, как формируется историческая память и национальное самосознание в современной России.
Вы смотрели: конспект по истории России к учебнику 11 класса §32–33. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. (1). Краткое содержание темы учебника + Доп.материал. Код материалов: История России Конспект №32.
Вернуться к Списку конспектов (в ОГЛАВЛЕНИЕ)