Конспект по географии 11 класс кратко параграф 1 учебника Гладкий. Краткое содержание и краткий пересказ § 1. По каким частям лучше познавать мир. Ответы на вопросы в конце параграфа. Код материалов: География Конспект №1.
Вернуться к Списку конспектов
Конспект по §1. По каким частям лучше познавать мир
Краткое содержание параграфа 1
Для эффективного познания мира в географии используется универсальная единица – «регион», который обозначает обширные, часто схожие территории. Культурно-исторические регионы выделяются на основе относительной схожести исторических судеб, природных условий, культур и этноконфессиональной принадлежности населяющих их народов. Примерами таких регионов являются Западная Европа, Ближний Восток, Латинская Америка и Тропическая Африка. Эти крупные регионы имеют сложную, многоступенчатую структуру, внутри них существуют регионы меньшего ранга, как, например, страны Бенилюкс в Западной Европе или Центральная Азия в Азии. Мир также крайне неоднороден в социально-экономическом плане, и страны делятся на высокоразвитые, среднеразвитые и слаборазвитые. Национальное богатство страны оценивается с учётом человеческого, природного и воспроизводимого капитала. Ведущими центрами мировой экономики сегодня являются США, Западная Европа, Китай и Япония, при этом Китай на рубеже XX-XXI веков стремительно усилил свои позиции.
Ответы на вопросы параграфа
1. Какие термины используют при характеристике географического пространства?
Для характеристики географического пространства используются термины «регион», который обозначает обширные, часто похожие территории, и «район», употребляющийся в административном смысле и для обозначения сравнительно небольших территорий.
2. Что такое культурно-исторические регионы? Какие признаки их характеризуют? Приведите примеры. К какому культурно-историческому региону можно отнести Россию?
Культурно-исторические регионы — это крупные регионы, характеризующиеся относительной схожестью исторических судеб народов, природных условий, культур, этноконфессиональной принадлежности и хозяйственной специализации. Примерами являются Западная Европа, Ближний Восток, Индокитай, Вест-Индия, Тропическая Африка. В документе не указано, к какому культурно-историческому региону относится Россия, но, исходя из общего контекста, её можно отнести к региону Восточная Европа или Евразия.
3. Приведите примеры стран, относящихся к двум и более культурно-историческим регионам. Чем это обусловлено?
Примером страны, относящейся к двум и более культурно-историческим регионам, является Египет, который является: 1) североафриканской, 2) ближневосточной, 3) средневосточной и 4) арабской страной. Это обусловлено его географическим положением на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы.
4. Выберите верный ответ. Центры экономической и политической мощи начала XXI в. — это: а) США, Западная Европа, Канада, Япония; б) США, Западная Европа, Китай, Япония; в) США, Европа, Япония, Индия.
Верный ответ: б) США, Западная Европа, Китай, Япония. В учебнике указано, что ведущими центрами мировой экономики сегодня являются США, Западная Европа, Китай и Япония.
5. По каким показателям можно судить об уровне социально-экономического развития страны? Объясните почему.
Об уровне социально-экономического развития страны можно судить по уровню экономического развития (например, объём ВВП) и уровню социального развития (благосостояние граждан). Важно различать эти показатели, так как страна может иметь высокий ВВП, но низкий уровень жизни населения, как в примере с Китаем, который экономически развит, но по благосостоянию граждан относится к среднеразвитым странам.
6. Нанесите на контурную карту страны: а) Средиземноморского региона; б) Балканского региона; в) Карибского региона; г) Латинской Америки.
Для выполнения этого задания ученику необходимо взять контурную карту мира и, используя дополнительные географические источники (атлас, учебник), обозначить границы и подписать страны, входящие в каждый из указанных регионов. Например, в Латинскую Америку входят Мексика, Бразилия, Аргентина и другие страны к югу от США.
7. Согласно статистике ООП, среднедушевой доход в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышает соответствующий показатель в 20 беднейших странах. Приведите примеры тех и других стран, используя таблицу на с. 194—199 Приложения.
Поскольку документа с приложением нет, ученику следует обратиться к таблице на указанных страницах своего учебника. Как правило, к богатейшим странам относятся США, Люксембург, Швейцария, Норвегия, а к беднейшим — Бурунди, Малави, Нигер, Мозамбик и другие наименее развитые страны Африки и Азии.
8. Можно назвать целый ряд вполне благополучных стран (Япония, Республика Корея, Израиль, Сингапур и др.), не обладающих крупными ресурсами полезных ископаемых. В чём секрет их успехов?
Секрет успехов этих стран заключается в том, что их достижения зависят не от природных ресурсов, а от разумного государственного правления, максимального использования творческого потенциала народа, создания атмосферы конкуренции. Они сделали ставку на высокие технологии, образование и инновации.
9. Хорошо известное вам понятие «Скандинавские страны» обозначает область в Северной Европе в составе Дании, Норвегии, Швеции (а также связанных с ними автономий — Фарерских островов, Гренландии и Аландских островов). Толкуя понятие расширенно, некоторые авторы к Скандинавским странам относят также Исландию и даже Финляндию. Что конкретно мешает последней называться Скандинавской страной?
Финляндию мешает называть Скандинавской страной её культурно-историческая и языковая специфика. В то время как Дания, Норвегия и Швеция имеют общие скандинавские корни и германские языки, Финляндия относится к финно-угорской языковой группе и имеет отчетливую историю.
Наглядные материалы из учебника


Вы смотрели: конспект по географии к учебнику 11 класса §1. По каким частям лучше познавать мир. Краткое содержание темы учебника. Оффлайн-тест с ответами. Код материалов: География Конспект №1.