Читать решения и ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 11 класс параграф 6 гос. учебника 2025 / 2026 § 6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10) по учебнику Мединского. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §6.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§5-6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10)
Это 2-я часть параграфа 5-6 гос учебника (пункты 6-10). Начало параграфа смотрите тут: Ответы к §5.
Ответы на вопросы внутри параграфа
6) Югославский социализм
❓ 1. В чём заключались особенности югославской модели социализма?
Особенности включали: передачу управления предприятиями рабочим советам, сохранение рыночных элементов в экономике и расширение автономии союзных республик.
❓ 2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть?
Трудности: межнациональные противоречия (сербы, хорваты, албанцы). Руководство пыталось смягчить их через федерализацию и создание искусственных «национальностей» (например, боснийских мусульман).
—
7) «Бархатные революции» в Восточной Европе
❓ Какие политические силы пришли к власти в результате революций в бывших социалистических странах? Какую политику они начали проводить?
К власти пришли прозападные силы (например, «Солидарность» в Польше, Демократический форум в Венгрии). Они начали «шоковую терапию» – переход к рыночной экономике и интеграцию в НАТО и ЕС.
—
8) Распад Югославии и войны на Балканах
❓ 1. Почему Чехия и Словакия «разошлись» мирно, а распад Югославии сопровождался кровавыми конфликтами?
Чехия и Словакия не имели глубоких этнических противоречий, а Югославия – многонациональное государство с историческими конфликтами (сербы, хорваты, мусульмане).
❓ 2. Как была остановлена война в Боснии и Герцеговине?
Война остановлена после бомбардировок НАТО и Дейтонских соглашений (1995), создавших федерацию трёх общин под контролем миротворцев.
—
9) Агрессия НАТО против Югославии
❓ 1. Почему действия НАТО в 1999 г. могут быть охарактеризованы как агрессия?
НАТО бомбило Югославию без санкции ООН, нарушая международное право, что привело к жертвам среди мирных жителей.
❓ 2. К каким последствиям привела агрессия НАТО против Югославии?
Последствия: свержение Милошевича, отделение Косово (2008), усиление влияния НАТО на Балканах.
❓ 3. Почему страны Запада признают право на самоопределение Косово, но отказывают в этом Абхазии, Южной Осетии, Крыму, бывшим регионам юго-востока Украины?
Запад поддерживает выгодные ему сепаратистские проекты (Косово), но отвергает другие, так как они противоречат его геополитическим интересам.
—
10) Восточная Европа в 1990-х гг. и начале XXI в.
❓ 1. Как можно оценить результаты посткоммунистического развития стран Центральной и Восточной Европы?
Результаты неоднозначны: Чехия и Польша добились роста, а Румыния и Болгария – стагнации. Во многих странах усилилась зависимость от Запада.
❓ 2. Почему «цветные революции» по сути являются государственными переворотами?
Они организуются иностранными спецслужбами (например, США) для смены власти под видом «народных протестов», но без реальных изменений в системе.
Ответы на Вопросы и задания (стр.84)
Вопрос №1
Укажите причины возникновения противоречий в странах народной демократии в 1950-х гг.?
ОТВЕТ: Противоречия возникли из-за недовольства населения жёстким контролем со стороны СССР, низким уровнем жизни, подавлением демократических свобод и экономическими трудностями. В Польше и Венгрии протесты вызвали повышение норм выработки и цен, а также политические репрессии. Западные спецслужбы поддерживали оппозицию, что усугубляло кризисы. Например, в Венгрии в 1956 году восстание возглавили бывшие сторонники фашистского режима.
Интересный факт: Венгерские события 1956 года стали первым крупным кризисом соцлагеря, где СССР применил военную силу для сохранения контроля.
—
Вопрос №2
В чём проявились негативные тенденции в развитии экономики в 1960–1970-х гг.?
ОТВЕТ: Экономика соцстран отставала из-за перекоса в пользу тяжёлой промышленности, низкого качества товаров, бюрократии и неэффективного планирования. Сельское хозяйство не обеспечивало потребности населения, а внедрение научно-технических достижений запаздывало. Например, в Польше долги Западу достигли $20 млрд, что привело к кризису 1980-х.
Интересный факт: Несмотря на проблемы, страны СЭВ производили треть мирового промышленного выпуска в 1970-х.
—
Вопрос №3
«Пражская весна» рассматривалась как вызов влиянию СССР. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
ОТВЕТ: Да, реформы Дубчека («социализм с человеческим лицом») угрожали советскому контролю, так как вели к многопартийности и выходу из ОВД. СССР видел в этом риск распада соцлагеря, поэтому ввёл войска. Например, манифест «2000 слов» прямо отвергал монополию коммунистов на власть.
Интересный факт: Ввод войск в Чехословакию в 1968 году был почти бескровным, но вызвал волну критики на Западе.
—
Вопрос №4
Заполните таблицу «Кризисы в социалистических странах Европы».
| Кризисы | Причины выступлений | Формы протеста | Причины неудачи | Последствия |
| Венгерский (1956) | Недовольство репрессиями, низким уровнем жизни | Вооружённые столкновения, митинги | Интервенция СССР, отсутствие поддержки Запада | Усиление контроля СССР, казнь Надя |
| Чехословацкий (1968) | Демократические реформы, угроза выхода из ОВД | Митинги, «2000 слов» | Ввод войск ОВД | Отстранение Дубчека, «нормализация» |
| Польский (1980-1981) | Экономический кризис, долги Западу | Забастовки, создание «Солидарности» | Введение военного положения | Легализация оппозиции в 1989 году |
—
Вопрос №5
Сравните методы борьбы властей с выступлениями рабочих в 1956, 1976 и 1981 гг.
ОТВЕТ: В 1956 году в Венгрии СССР использовал танки для подавления восстания. В 1976-м польские власти арестовали зачинщиков, но избегали жёстких мер из-за долгов Западу. В 1981-м Ярузельский ввёл военное положение, арестовав лидеров «Солидарности».
Интересный факт: «Солидарность» стала первым в соцлагере независимым профсоюзом, признанным Западом.
—
Вопрос №6
Есть ли взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956 г.?
ОТВЕТ: Да, оба кризиса были вызваны недовольством советским влиянием и экономическими проблемами. Протесты в Познани (Польша) вдохновили венгров, а СССР, подавив оба выступления, подтвердил жёсткую линию.
Интересный факт: Венгерские события стали кровавее из-за участия бывших сторонников фашизма.
—
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события: «Пражская весна», «бархатные революции», создание СЭВ, объединение Германии, подавление восстания в Венгрии, роспуск ОВД, агрессия НАТО против Югославии.
ОТВЕТ:
1. Создание СЭВ (1949)
2. Подавление восстания в Венгрии (1956)
3. «Пражская весна» (1968)
4. Роспуск ОВД (1991)
5. «Бархатные революции» (1989)
6. Объединение Германии (1990)
7. Агрессия НАТО против Югославии (1999)
—
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя словари, объясните смысл понятия «санкции».
ОТВЕТ. Санкции – меры экономического или политического давления (запреты на торговлю, заморозка активов) для изменения политики страны. Например, против Югославии в 1990-х.
—
Главный вопрос параграфа:
❓ Каковы были общие черты развития социалистических стран?
Общие черты развития социалистических стран:
1. Зависимость от СССР в экономике (СЭВ) и безопасности (ОВД).
2. Социальные гарантии (бесплатное образование, медицина) при дефиците товаров.
3. Подавление инакомыслия и протестов (1956, 1968, 1981).
—
Дополнительный материал к параграфу
Как жили дети в соцстранах?
В 1970-х школьники ГДР или Чехословакии носили форму, участвовали в пионерских движениях и смотрели советские мультфильмы. В магазинах было мало жвачки и джинсов, зато бесплатные кружки и спортивные секции. В Польше дети любили комиксы про капитана Клоса, а в Венгрии – конфеты «Турул».
После 1990 года многое изменилось: исчезли пионерские галстуки, но появились McDonald’s и западные мультсериалы. Однако заводы, построенные при СССР, часто закрывались, и родители многих ребят теряли работу. Например, Гданьская верфь в Польше, где раньше строили корабли для СССР, превратилась в руины.
Интересно, что в Восточной Европе до сих пор сохранились памятники советской эпохи – например, гигантский монумент «Алеша» в Болгарии или пражский метрополитен, построенный с помощью СССР. А в некоторых странах, как Сербия, до сих пор тепло относятся к России за помощь в борьбе против НАТО в 1999 году.
Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 11 класса §6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10). Код материалов: Всеобщая история Ответы к §6.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника