Читать решения и ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории 11 класс параграф 6 гос. учебника 2025 / 2026 § 6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10) по учебнику Мединского. Код материалов: Всеобщая история Ответы к §6.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§5-6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10)

Это 2-я часть параграфа 5-6 гос учебника (пункты 6-10). Начало параграфа смотрите тут: Ответы к §5.

Ответы на вопросы внутри параграфа

6) Югославский социализм

1. В чём заключались особенности югославской модели социализма?
Особенности включали: передачу управления предприятиями рабочим советам, сохранение рыночных элементов в экономике и расширение автономии союзных республик.

2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть?
Трудности: межнациональные противоречия (сербы, хорваты, албанцы). Руководство пыталось смягчить их через федерализацию и создание искусственных «национальностей» (например, боснийских мусульман).

7) «Бархатные революции» в Восточной Европе

Какие политические силы пришли к власти в результате революций в бывших социалистических странах? Какую политику они начали проводить?
К власти пришли прозападные силы (например, «Солидарность» в Польше, Демократический форум в Венгрии). Они начали «шоковую терапию» – переход к рыночной экономике и интеграцию в НАТО и ЕС.

8) Распад Югославии и войны на Балканах

1. Почему Чехия и Словакия «разошлись» мирно, а распад Югославии сопровождался кровавыми конфликтами?
Чехия и Словакия не имели глубоких этнических противоречий, а Югославия – многонациональное государство с историческими конфликтами (сербы, хорваты, мусульмане).

2. Как была остановлена война в Боснии и Герцеговине?
Война остановлена после бомбардировок НАТО и Дейтонских соглашений (1995), создавших федерацию трёх общин под контролем миротворцев.

9) Агрессия НАТО против Югославии

1. Почему действия НАТО в 1999 г. могут быть охарактеризованы как агрессия?
НАТО бомбило Югославию без санкции ООН, нарушая международное право, что привело к жертвам среди мирных жителей.

2. К каким последствиям привела агрессия НАТО против Югославии?
Последствия: свержение Милошевича, отделение Косово (2008), усиление влияния НАТО на Балканах.

3. Почему страны Запада признают право на самоопределение Косово, но отказывают в этом Абхазии, Южной Осетии, Крыму, бывшим регионам юго-востока Украины?
Запад поддерживает выгодные ему сепаратистские проекты (Косово), но отвергает другие, так как они противоречат его геополитическим интересам.

10) Восточная Европа в 1990-х гг. и начале XXI в.

1. Как можно оценить результаты посткоммунистического развития стран Центральной и Восточной Европы?
Результаты неоднозначны: Чехия и Польша добились роста, а Румыния и Болгария – стагнации. Во многих странах усилилась зависимость от Запада.

2. Почему «цветные революции» по сути являются государственными переворотами?
Они организуются иностранными спецслужбами (например, США) для смены власти под видом «народных протестов», но без реальных изменений в системе.

 

Ответы на Вопросы и задания (стр.84)

Вопрос №1

Укажите причины возникновения противоречий в странах народной демократии в 1950-х гг.?

ОТВЕТ: Противоречия возникли из-за недовольства населения жёстким контролем со стороны СССР, низким уровнем жизни, подавлением демократических свобод и экономическими трудностями. В Польше и Венгрии протесты вызвали повышение норм выработки и цен, а также политические репрессии. Западные спецслужбы поддерживали оппозицию, что усугубляло кризисы. Например, в Венгрии в 1956 году восстание возглавили бывшие сторонники фашистского режима.
Интересный факт: Венгерские события 1956 года стали первым крупным кризисом соцлагеря, где СССР применил военную силу для сохранения контроля.

Вопрос №2

В чём проявились негативные тенденции в развитии экономики в 1960–1970-х гг.?

ОТВЕТ: Экономика соцстран отставала из-за перекоса в пользу тяжёлой промышленности, низкого качества товаров, бюрократии и неэффективного планирования. Сельское хозяйство не обеспечивало потребности населения, а внедрение научно-технических достижений запаздывало. Например, в Польше долги Западу достигли $20 млрд, что привело к кризису 1980-х.
Интересный факт: Несмотря на проблемы, страны СЭВ производили треть мирового промышленного выпуска в 1970-х.

Вопрос №3

«Пражская весна» рассматривалась как вызов влиянию СССР. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

ОТВЕТ: Да, реформы Дубчека («социализм с человеческим лицом») угрожали советскому контролю, так как вели к многопартийности и выходу из ОВД. СССР видел в этом риск распада соцлагеря, поэтому ввёл войска. Например, манифест «2000 слов» прямо отвергал монополию коммунистов на власть.
Интересный факт: Ввод войск в Чехословакию в 1968 году был почти бескровным, но вызвал волну критики на Западе.

Вопрос №4

Заполните таблицу «Кризисы в социалистических странах Европы».

Кризисы  Причины выступлений  Формы протеста  Причины неудачи  Последствия
Венгерский (1956)  Недовольство репрессиями, низким уровнем жизни  Вооружённые столкновения, митинги  Интервенция СССР, отсутствие поддержки Запада  Усиление контроля СССР, казнь Надя
Чехословацкий (1968)  Демократические реформы, угроза выхода из ОВД  Митинги, «2000 слов»  Ввод войск ОВД  Отстранение Дубчека, «нормализация»
Польский (1980-1981)  Экономический кризис, долги Западу  Забастовки, создание «Солидарности»  Введение военного положения  Легализация оппозиции в 1989 году

Вопрос №5

Сравните методы борьбы властей с выступлениями рабочих в 1956, 1976 и 1981 гг.

ОТВЕТ: В 1956 году в Венгрии СССР использовал танки для подавления восстания. В 1976-м польские власти арестовали зачинщиков, но избегали жёстких мер из-за долгов Западу. В 1981-м Ярузельский ввёл военное положение, арестовав лидеров «Солидарности».
Интересный факт: «Солидарность» стала первым в соцлагере независимым профсоюзом, признанным Западом.

Вопрос №6

Есть ли взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956 г.?

ОТВЕТ: Да, оба кризиса были вызваны недовольством советским влиянием и экономическими проблемами. Протесты в Познани (Польша) вдохновили венгров, а СССР, подавив оба выступления, подтвердил жёсткую линию.
Интересный факт: Венгерские события стали кровавее из-за участия бывших сторонников фашизма.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности исторические события: «Пражская весна», «бархатные революции», создание СЭВ, объединение Германии, подавление восстания в Венгрии, роспуск ОВД, агрессия НАТО против Югославии.

ОТВЕТ:
1. Создание СЭВ (1949)
2. Подавление восстания в Венгрии (1956)
3. «Пражская весна» (1968)
4. Роспуск ОВД (1991)
5. «Бархатные революции» (1989)
6. Объединение Германии (1990)
7. Агрессия НАТО против Югославии (1999)

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя словари, объясните смысл понятия «санкции».

ОТВЕТ. Санкции – меры экономического или политического давления (запреты на торговлю, заморозка активов) для изменения политики страны. Например, против Югославии в 1990-х.

Главный вопрос параграфа:

Каковы были общие черты развития социалистических стран?

Общие черты развития социалистических стран:
1. Зависимость от СССР в экономике (СЭВ) и безопасности (ОВД).
2. Социальные гарантии (бесплатное образование, медицина) при дефиците товаров.
3. Подавление инакомыслия и протестов (1956, 1968, 1981).

Дополнительный материал к параграфу

Как жили дети в соцстранах?
В 1970-х школьники ГДР или Чехословакии носили форму, участвовали в пионерских движениях и смотрели советские мультфильмы. В магазинах было мало жвачки и джинсов, зато бесплатные кружки и спортивные секции. В Польше дети любили комиксы про капитана Клоса, а в Венгрии – конфеты «Турул».

После 1990 года многое изменилось: исчезли пионерские галстуки, но появились McDonald’s и западные мультсериалы. Однако заводы, построенные при СССР, часто закрывались, и родители многих ребят теряли работу. Например, Гданьская верфь в Польше, где раньше строили корабли для СССР, превратилась в руины.

Интересно, что в Восточной Европе до сих пор сохранились памятники советской эпохи – например, гигантский монумент «Алеша» в Болгарии или пражский метрополитен, построенный с помощью СССР. А в некоторых странах, как Сербия, до сих пор тепло относятся к России за помощь в борьбе против НАТО в 1999 году.

 


Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по всеобщей истории к учебнику Мединского для 11 класса §6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. (п.6-10). Код материалов: Всеобщая история Ответы к §6.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней