Всеобщая История Мединский Глава 1 вопросы и задания. Темы проектов. Ресурсы к главе. Дополнительные материалы к главе 1. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Всеобщая История 11 класс. 1945 – начала 2020-х гг.

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1

  1. Составьте тесты (в каждом тесте должно быть 4 элемента), требующие соотнести:
  • ключевые даты и события;
  • страны и события в этих странах;
  • исторических деятелей и факты их биографий;
  • причины и последствия.
  1. Напишите эссе на одну из тем:
    1) «Нет никаких “общественных денег”, есть только деньги налогоплательщиков» (М. Тэтчер);
    2) «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» (один из лозунгов демонстрантов 1968 г.).
  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Холодная война (до 1985 г.)». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Развитые индустриальные страны во второй половине ХХ – начале XXI в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

  1. Можно ли было избежать холодной войны? Мнение историков и политиков.
  2. Важнейшие события послевоенной истории – по мемуарам их участников (по выбору).
  3. Одна из европейских стран во второй половине ХХ – начале XXI в. в портретах её известных граждан (по выбору).
  4. Что такое постиндустриальное общество – размышления учёных.

РЕСУРСЫ к главе 1

  1. Прочитайте отрывок из текста историка Н. И. Егоровой о плане Маршалла и ответьте на вопросы.

«В условиях разворачивавшейся холодной войны даже в чисто экономических сторонах плана Маршалла находила своё проявление конфронтация с СССР. Помимо того, что программа помощи Европе была выгодна экономике США как средство поддержания их экспорта и укрепления американских позиций на европейском континенте, в принятом 2 апреля 1948 г. Конгрессом США законе № 472 о помощи иностранным государствам (определявшем принципы и условия оказания американской помощи в виде займов, субсидий и кредитов) содержались пункты, которые ограничивали торговлю стран Западной Европы со странами, не являвшимися участниками плана Маршалла. Прежде всего это относилось к СССР и странам Восточной Европы. В ответ на план экономической помощи Западной Европе СССР усилил мероприятия по советизации Восточного блока. Политика СССР по консолидации своей «сферы влияния» в Восточной Европе была продиктована интересами безопасности и идеологическими соображениями. Она осуществлялась посредством создания системы двусторонних договоров с этими государствами (включая статьи о военной помощи), которые стали основой Восточного военно-политического блока».

  • 1) Какую роль сыграл план Маршалла в экономическом расколе Европы?
    2) Какую политику СССР проводил в своей сфере влияния и за её пределами? Чем он руководствовался и в том и другом случае?
  1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«1. Совет Экономической Взаимопомощи имеет целью содействовать, путём объединения и координации усилий стран – членов Совета, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъёму благосостояния народов стран – членов Совета.
2. Совет Экономической Взаимопомощи основан на началах суверенного равенства всех стран – членов Совета. Экономическое и научно-техническое сотрудничество стран – членов Совета осуществляется в соответствии с принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи».

  • 1) Сформулируйте причины необходимости создания этой организации?
    2) Назовите приоритетные направления деятельности СЭВ?
  1. Прочитайте отрывок из выступления президента США Л. Джонсона в связи с подписанием Закона о гражданских правах (1964) и ответьте на вопросы.

«Закон этот – результат долгих месяцев детальных обсуждений и дебатов. Предложил его более года тому назад наш любимый, ныне покойный президент Дж. Ф. Кеннеди. Закон поддержали более двух третей членов палаты представителей и сената, принадлежащих к обеим партиям. Огромное большинство республиканцев и демократов голосовало за него.

Цель этого закона проста. Он говорит, что все, кто равен перед Богом, должны быть равны у избирательной урны, в школе, на фабрике, в гостинице, ресторане, кинотеатре, во всех местах, обслуживающих население… Его цель – поощрять нас стать ещё более преданными делу свободы, упорнее добиваться справедливости, сильнее уважать человеческое достоинство. Этой цели мы достигнем, ибо большинство американцев – законопослушные граждане, стремящиеся поступать справедливо. Именно поэтому Закон о гражданских правах в первую очередь опирается на добровольное его исполнение и лишь затем – на усилия штатных и местных властей в деле обеспечения прав своих граждан. Закон уполномочивает общенациональные органы вмешиваться только в том случае, если все остальные не могут или не хотят выполнить свой долг».

  • 1) Чем было вызвано принятие Закона о гражданских правах? Зачем понадобился отдельный закон, если гражданские права гарантировались уже Конституцией США? 2) Какие аргументы президент США приводит в поддержку принятого закона? К каким ценностям, традициям и личностям он апеллирует? 3) Что выдаёт обеспокоенность президента ситуацией в стране и возможной реакцией на закон? Чем он стремится успокоить его противников?
  1. Прочитайте тексты российского историка В. И. Попова о политике М. Тэтчер и ответьте на вопросы.

О фолклендском конфликте: «Идёт битва между добром и злом. Это нечто значительно большее, чем война из-за Фолклендов и за спасение 1800 британцев, живущих там. Агрессия Аргентины – это вызов Западу. Война должна быть закончена, и она будет закончена» (М. Тэтчер). 2 мая полностью изменило обстановку. В этот день второй по величине аргентинский военный корабль, крейсер «Белграно», был торпедирован английской атомной подводной лодкой «Конвейер». Погибли 368 членов команды».

Борьба против стачки шахтёров: «Тактика правительства Тэтчер заключалась не только в том, чтобы сломить шахтёров, но и в том, чтобы восстановить население страны против забастовщиков, тред-юнионов и Лейбористской партии. Сравнивая забастовку с тиранией, она [Тэтчер] говорила: «Тирания всегда может одержать победу в стране – нет против неё ни барьеров, ни заклинаний». 5 марта 1985 г. Национальный профсоюз горняков принял решение об организованном завершении забастовки. Крупный бизнес и деловая Англия горячо приветствовали победу над горняками. В беседах с советскими дипломатами бизнесмены напоминали, что битва правительства с шахтёрами длилась уже 20 лет, но всё время успех был на стороне горняков. Десять лет спустя положение изменилось». •

  • 1) Какую роль сыграл Фолклендский кризис в политике М. Тэтчер?
    2) Что общего было в борьбе М. Тэтчер с внешними и внутриполитическими противниками?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Книги

Брандт В. Воспоминания. – М., 1991.

Бриггс Э. Европа Нового и Новейшего времени с 1789 года и до наших дней. – М., 2006.

Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. – М., 2002.

Великобритания: эпоха реформ / под ред. А. А. Громыко. М., 2007.

Вольф М. Игра на чужом поле. 30 лет во главе разведки, воспоминания руководителя разведки ГДР. – М., 2023.

Зорин В. Некоронованные короли Америки. – М., 1970.

Липкин М. А. Советский Союз и европейская интеграция: середина 1940-х – середина 1960-х годов. – М., 2011.

Революции и реформы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: 20 лет спустя / отв. ред. К. В. Никифоров. – М., 2011.

Гайдук И. В. В лабиринтах холодной войны: СССР и США в ООН, 1945–1965. – М., 2012.

Кузьмин И. Н. Крушение ГДР: История. Последствия. – М., 1996.

Курлански М. 1968 год, который потряс мир. – М., 2008.

Латинская Америка в современной мировой политике. – М., 2009.

Лоу К. Жестокий континент: Европа после Второй мировой войны. – М., 2013.

Маначинский А. Югославия. Приговор вынесен. – М., 2005ю

Огден К. Маргарет Тэтчер: Женщина у власти. – М., 1992.

Сделано в ЦРУ. Тайная история цветных революций и переворотов. – М., 2023.

Семёнов Ю. Межконтинентальный узел. – М., 2022.

Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США. Оливер Стоун. – М., 2014.

Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира. – М., 2003.

Шебаршин Л. В. Реквием по Родине: мемуары. – М., 2015.

Фильмы

  1. «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР», реж. Ч. Чаплин (США), 1940 г.
  2. «КОРОЛЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ», реж. Ч. Чаплин (США), 1957 г.  (Предупреждение от РКН: сайт Ютуб нарушает закон РФ)
  3. «РОЖДЁННЫЙ 4 июля», реж. О. Стоун (США), 1986 г.
  4. «ДИПЛОМАТИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ», реж. С. Баблевская (Россия), 2015 г.
  5. «ДЖОН Ф. КЕННЕДИ: ВЫСТРЕЛЫ В ДАЛЛАСЕ», реж. О. Стоун (США), 1991 г.
  6. «КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ КРАСИВО ГОРЯТ», реж. С. Драгоевич (Югославия), 1996 г.
  7. «ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ», реж. Р. Дональдсон (США), 2000 г.
  8. «ОБРАЗЫ ЕВРОПЫ», реж. Ф. Акин (ЕС), 2004 г.
  9. «НЕРАССКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ», реж. О. Стоун (13 серий) (США), 2012 г.
  10. «ДОКТРИНА ШОКА», реж. М. Уинтерботтом, М. Уайткросс (Великобритания), 2009 г.
  11. КОЛЛЕКЦИЯ ПБ «1945 год: от войны к миру» (Предупреждение от РКН: сайт Ютуб нарушает закон РФ)

 


Вы смотрели: Всеобщая История Мединский Глава 1 вопросы и задания. Темы проектов. Ресурсы к главе. Дополнительные материалы к главе 1. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. 11 класс Базовый уровень.

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней