Всеобщая История Мединский Глава 1 вопросы и задания. Темы проектов. Ресурсы к главе. Дополнительные материалы к главе 1. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Всеобщая История 11 класс. 1945 – начала 2020-х гг.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1
- Составьте тесты (в каждом тесте должно быть 4 элемента), требующие соотнести:
- ключевые даты и события;
- страны и события в этих странах;
- исторических деятелей и факты их биографий;
- причины и последствия.
- Напишите эссе на одну из тем:
1) «Нет никаких “общественных денег”, есть только деньги налогоплательщиков» (М. Тэтчер);
2) «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» (один из лозунгов демонстрантов 1968 г.). - Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Холодная война (до 1985 г.)». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Развитые индустриальные страны во второй половине ХХ – начале XXI в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Можно ли было избежать холодной войны? Мнение историков и политиков.
- Важнейшие события послевоенной истории – по мемуарам их участников (по выбору).
- Одна из европейских стран во второй половине ХХ – начале XXI в. в портретах её известных граждан (по выбору).
- Что такое постиндустриальное общество – размышления учёных.
РЕСУРСЫ к главе 1
- Прочитайте отрывок из текста историка Н. И. Егоровой о плане Маршалла и ответьте на вопросы.
«В условиях разворачивавшейся холодной войны даже в чисто экономических сторонах плана Маршалла находила своё проявление конфронтация с СССР. Помимо того, что программа помощи Европе была выгодна экономике США как средство поддержания их экспорта и укрепления американских позиций на европейском континенте, в принятом 2 апреля 1948 г. Конгрессом США законе № 472 о помощи иностранным государствам (определявшем принципы и условия оказания американской помощи в виде займов, субсидий и кредитов) содержались пункты, которые ограничивали торговлю стран Западной Европы со странами, не являвшимися участниками плана Маршалла. Прежде всего это относилось к СССР и странам Восточной Европы. В ответ на план экономической помощи Западной Европе СССР усилил мероприятия по советизации Восточного блока. Политика СССР по консолидации своей «сферы влияния» в Восточной Европе была продиктована интересами безопасности и идеологическими соображениями. Она осуществлялась посредством создания системы двусторонних договоров с этими государствами (включая статьи о военной помощи), которые стали основой Восточного военно-политического блока».
- 1) Какую роль сыграл план Маршалла в экономическом расколе Европы?
2) Какую политику СССР проводил в своей сфере влияния и за её пределами? Чем он руководствовался и в том и другом случае?
- Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
«1. Совет Экономической Взаимопомощи имеет целью содействовать, путём объединения и координации усилий стран – членов Совета, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъёму благосостояния народов стран – членов Совета.
2. Совет Экономической Взаимопомощи основан на началах суверенного равенства всех стран – членов Совета. Экономическое и научно-техническое сотрудничество стран – членов Совета осуществляется в соответствии с принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи».
- 1) Сформулируйте причины необходимости создания этой организации?
2) Назовите приоритетные направления деятельности СЭВ?
- Прочитайте отрывок из выступления президента США Л. Джонсона в связи с подписанием Закона о гражданских правах (1964) и ответьте на вопросы.
«Закон этот – результат долгих месяцев детальных обсуждений и дебатов. Предложил его более года тому назад наш любимый, ныне покойный президент Дж. Ф. Кеннеди. Закон поддержали более двух третей членов палаты представителей и сената, принадлежащих к обеим партиям. Огромное большинство республиканцев и демократов голосовало за него.
Цель этого закона проста. Он говорит, что все, кто равен перед Богом, должны быть равны у избирательной урны, в школе, на фабрике, в гостинице, ресторане, кинотеатре, во всех местах, обслуживающих население… Его цель – поощрять нас стать ещё более преданными делу свободы, упорнее добиваться справедливости, сильнее уважать человеческое достоинство. Этой цели мы достигнем, ибо большинство американцев – законопослушные граждане, стремящиеся поступать справедливо. Именно поэтому Закон о гражданских правах в первую очередь опирается на добровольное его исполнение и лишь затем – на усилия штатных и местных властей в деле обеспечения прав своих граждан. Закон уполномочивает общенациональные органы вмешиваться только в том случае, если все остальные не могут или не хотят выполнить свой долг».
- 1) Чем было вызвано принятие Закона о гражданских правах? Зачем понадобился отдельный закон, если гражданские права гарантировались уже Конституцией США? 2) Какие аргументы президент США приводит в поддержку принятого закона? К каким ценностям, традициям и личностям он апеллирует? 3) Что выдаёт обеспокоенность президента ситуацией в стране и возможной реакцией на закон? Чем он стремится успокоить его противников?
- Прочитайте тексты российского историка В. И. Попова о политике М. Тэтчер и ответьте на вопросы.
О фолклендском конфликте: «Идёт битва между добром и злом. Это нечто значительно большее, чем война из-за Фолклендов и за спасение 1800 британцев, живущих там. Агрессия Аргентины – это вызов Западу. Война должна быть закончена, и она будет закончена» (М. Тэтчер). 2 мая полностью изменило обстановку. В этот день второй по величине аргентинский военный корабль, крейсер «Белграно», был торпедирован английской атомной подводной лодкой «Конвейер». Погибли 368 членов команды».
Борьба против стачки шахтёров: «Тактика правительства Тэтчер заключалась не только в том, чтобы сломить шахтёров, но и в том, чтобы восстановить население страны против забастовщиков, тред-юнионов и Лейбористской партии. Сравнивая забастовку с тиранией, она [Тэтчер] говорила: «Тирания всегда может одержать победу в стране – нет против неё ни барьеров, ни заклинаний». 5 марта 1985 г. Национальный профсоюз горняков принял решение об организованном завершении забастовки. Крупный бизнес и деловая Англия горячо приветствовали победу над горняками. В беседах с советскими дипломатами бизнесмены напоминали, что битва правительства с шахтёрами длилась уже 20 лет, но всё время успех был на стороне горняков. Десять лет спустя положение изменилось». •
- 1) Какую роль сыграл Фолклендский кризис в политике М. Тэтчер?
2) Что общего было в борьбе М. Тэтчер с внешними и внутриполитическими противниками?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Книги
Брандт В. Воспоминания. – М., 1991.
Бриггс Э. Европа Нового и Новейшего времени с 1789 года и до наших дней. – М., 2006.
Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. – М., 2002.
Великобритания: эпоха реформ / под ред. А. А. Громыко. М., 2007.
Вольф М. Игра на чужом поле. 30 лет во главе разведки, воспоминания руководителя разведки ГДР. – М., 2023.
Зорин В. Некоронованные короли Америки. – М., 1970.
Липкин М. А. Советский Союз и европейская интеграция: середина 1940-х – середина 1960-х годов. – М., 2011.
Революции и реформы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: 20 лет спустя / отв. ред. К. В. Никифоров. – М., 2011.
Гайдук И. В. В лабиринтах холодной войны: СССР и США в ООН, 1945–1965. – М., 2012.
Кузьмин И. Н. Крушение ГДР: История. Последствия. – М., 1996.
Курлански М. 1968 год, который потряс мир. – М., 2008.
Латинская Америка в современной мировой политике. – М., 2009.
Лоу К. Жестокий континент: Европа после Второй мировой войны. – М., 2013.
Маначинский А. Югославия. Приговор вынесен. – М., 2005ю
Огден К. Маргарет Тэтчер: Женщина у власти. – М., 1992.
Сделано в ЦРУ. Тайная история цветных революций и переворотов. – М., 2023.
Семёнов Ю. Межконтинентальный узел. – М., 2022.
Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США. Оливер Стоун. – М., 2014.
Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира. – М., 2003.
Шебаршин Л. В. Реквием по Родине: мемуары. – М., 2015.
Фильмы
- «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР», реж. Ч. Чаплин (США), 1940 г.
- «КОРОЛЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ», реж. Ч. Чаплин (США), 1957 г. (Предупреждение от РКН: сайт Ютуб нарушает закон РФ)
- «РОЖДЁННЫЙ 4 июля», реж. О. Стоун (США), 1986 г.
- «ДИПЛОМАТИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ», реж. С. Баблевская (Россия), 2015 г.
- «ДЖОН Ф. КЕННЕДИ: ВЫСТРЕЛЫ В ДАЛЛАСЕ», реж. О. Стоун (США), 1991 г.
- «КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ КРАСИВО ГОРЯТ», реж. С. Драгоевич (Югославия), 1996 г.
- «ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ», реж. Р. Дональдсон (США), 2000 г.
- «ОБРАЗЫ ЕВРОПЫ», реж. Ф. Акин (ЕС), 2004 г.
- «НЕРАССКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ», реж. О. Стоун (13 серий) (США), 2012 г.
- «ДОКТРИНА ШОКА», реж. М. Уинтерботтом, М. Уайткросс (Великобритания), 2009 г.
- КОЛЛЕКЦИЯ ПБ «1945 год: от войны к миру» (Предупреждение от РКН: сайт Ютуб нарушает закон РФ)
Вы смотрели: Всеобщая История Мединский Глава 1 вопросы и задания. Темы проектов. Ресурсы к главе. Дополнительные материалы к главе 1. Учебник 1945 – начала 2020-х гг. 11 класс Базовый уровень.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>