Биология Захаров Мамонтов Оглавление Учебник. Онлайн читать Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по биологии 11 класс. Цитаты из пособия «Биология. Общая биология : учебное пособие для общеобразовательных организаций (углублённый уровень) / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. 5-е издание — М. : Вертикаль, 2019» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Купить актуальную версию можно по следующей ссылке: «Захаров, Мамонтов, Сонин: Биология. Общая биология. 11 класс. Углубленный уровень».

Биология ОГЛАВЛЕНИЕ
(УМК Захаров, Мамонтов)

Предисловие.

Раздел 1. Учение об эволюции органического мира

Глава 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

1.1. История представлений о развитии жизни на Земле. (1.1.1. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. 1.1.2. Система органической природы К. Линнея. 1.1.3. Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
1.2. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. (1.2.1. Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина. 1.2.2. Экспедиционный материал Ч. Дарвина.)
1.3. Эволюционная теория Ч. Дарвина. (1.3.1. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. 1.3.2. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.)
1.4. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция.
1.4.1. Вид.

1.4.2. Материал для естественного отбора. Эволюционная роль мутаций.
1.4.3. Генетические процессы в популяциях.
1.4.4. Формы естественного отбора.
1.4.5. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
1.4.6. Видообразование как результат микроэволюции.

Глава 2 Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений.

2.1. Главные направления биологической эволюции.
2.2. Пути достижения биологического прогресса. (2.2.1. Арогенез. 2.2.2. Аллогенез. 2.2.3. Катагенез.)
2.3. Основные закономерности биологической эволюции. (2.3.1. Закономерности эволюционного процесса. 2.3.2. Правила эволюции.)

Глава 3 Развитие жизни на Земле.

3.1. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.
3.2. Развитие жизни в палеозойской эре.
3.3. Развитие жизни в мезозойской эре.
3.4. Развитие жизни в кайнозойской эре.

Глава 4 Происхождение человека.

4.1. Положение человека в системе животного мира.
4.2. Эволюция приматов.
4.3. Стадии эволюции человека.
4.4. Современный этап эволюции человека.

Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды

Глава 5 Биосфера, её структура и функции.

5.1. Структура биосферы. (5.1.1. Косное вещество биосферы. 5.1.2. Живые организмы (живое вещество)).
5.2. Круговорот веществ в природе.

Глава 6 Жизнь в сообществах. Основы ЭКОЛОГИИ.

6.1. История формирования сообществ живых организмов.
6.2. Биогеография. Основные биомы суши. (6.2.1. Неарктическая область. 6.2.2. Палеарктическая область. 6.2.3. Восточная область. 6.2.4. Неотропическая область. 6.2.5. Эфиопская область. 6.2.6. Австралийская область.)
6.3. Взаимоотношения организма и среды. (6.3.1. Естественные сообщества живых организмов. 6.3.2. Абиотические факторы среды. 6.3.3. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. 6.3.4. Биотические факторы среды. 6.3.5. Смена биоценозов.)
6.4. Взаимоотношения между организмами. (6.4.1. Позитивные отношения — симбиоз. 6.4.2. Антибиотические отношения. 6.4.3. Нейтрализм.)

Глава 7 Биосфера и человек. Ноосфера.

7.1. Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
7.2. Природные ресурсы и их использование. (7.2.1. Неисчерпаемые ресурсы. 7.2.2. Исчерпаемые ресурсы.)
7.3. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. (7.3.1. Загрязнение воздуха. 7.3.2. Загрязнение пресных вод. 7.3.3. Загрязнение Мирового океана. 7.3.4. Антропогенные изменения почвы. 7.3.5. Влияние человека на растительный и животный мир. 7.3.6. Радиоактивное загрязнение биосферы.)
7.4. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Глава 8 Бионика.

Заключение.
Приложение.
Основные вехи в развитии биологии.
Список рекомендуемой литературы.
Список рекомендуемых интернет-сайтов.


Предисловие

Дорогие друзья!

Мы продолжаем изучение основ общебиологических знаний, начатое в 10 классе. Объектами нашего внимания будут этапы исторического развития живой природы — эволюция жизни на Земле и становление и развитие экологических систем. Для изучения этих важнейших вопросов вам в полном объёме понадобятся знания, приобретённые в прошлом году, так как в основе процессов развития лежат закономерности наследственности и изменчивости. Особое внимание в учебнике уделяется генетическим механизмам эволюции, анализу взаимоотношений между организмами и условиям устойчивости экологических систем.

Не будет преувеличением сказать, что на протяжении последних пятидесяти лет биология развивается заметно быстрее всех остальных наук. Революция в биологии началась в 50-х — начале 60-х гг. XX в., когда после долгих трудов и усилий учёные наконец сумели понять материальную природу наследственности. Расшифровка структуры ДНК и генетического кода поначалу была воспринята как разгадка Главной Тайны Жизни. Но история показала, что великие открытия середины прошлого века вовсе не дали окончательных ответов на все вопросы, стоявшие перед биологией. Они, по выражению известного учёного и популяризатора науки д. б. н. А. В. Маркова, стали скорее волшебным «золотым ключиком», открывшим таинственную дверь, за которой обнаружились новые лабиринты неведомого.

Поток новых открытий не иссякает и в наши дни. Новых знаний так много, что почти все рабочие гипотезы, обобщения, правила, законы постоянно приходится пересматривать и совершенствовать. Однако классические концепции редко отбрасываются полностью. Обычно речь идёт о расширениях и уточнениях пределов их применения; так же, например, в физике теория относительности вовсе не отменила ньютоновскую картину мира, а уточнила, дополнила и расширила её.

Эволюция — научный факт. В этом отношении биологи вполне единодушны; более того, считается необходимым рассмотрение любых биологических вопросов в самых разных областях знания через призму эволюционного учения. То, что эволюция идёт самопроизвольно, без контроля со стороны разумных сил, по естественным причинам, — это общепринятая, отлично работающая гипотеза, отказ от которой крайне нежелателен, потому что он сделал бы живую природу в основном непознаваемой. Детали, механизмы, движущие силы, закономерности, пути эволюции — вот главный предмет исследований биологов в наши дни.

Что представляет собой сегодня совокупность принятых научным сообществом представлений об эволюции? Часто её называют дарвинизмом, но на исходное учение Дарвина уже наложилось столько уточнений, дополнений и переосмыслений, что такое наименование только сбивает с толку.

Иногда эту совокупность пытаются приравнять к синтетической теории эволюции (СТЭ). Дальнейшее развитие эволюционной биологии не опровергло достижений прошлого, не было и никакого «краха дарвинизма», о котором так любят толковать далёкие от биологии журналисты и писатели, однако, последующие открытия существенно изменили наши представления о процессе эволюции. Это нормальный процесс развития науки, так и должно быть.

Круг вопросов, с которыми вы познакомитесь в 11 классе, очень широк, однако не все из них в учебнике подробно освещены. Для более тщательного изучения тех или иных вопросов биологии в конце книги дан список дополнительной литературы. Кроме того, не все закономерности известны или до конца изучены, ведь сложность и многообразие жизни столь велики, что одни её явления мы только начинаем понимать, а другие ещё ждут изучения.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Список рекомендуемых интернет-сайтов вы найдёте в конце учебника.

Авторы выражают благодарность академику РАМН профессору В. Н. Ярыгину за поддержку их творческих усилий, Ю. П. Дашкевичу и профессору А. Г. Мустафину за ценные замечания, сделанные ими при подготовке настоящего издания учебника.

Лауреат премии Президента РФ в области образования,
академик РАЕН, профессор В. Б. Захаров

 


Вы смотрели: Биология Захаров Мамонтов Оглавление Учебник онлайн. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по биологии 11 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях.

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней